24 октября 2011 г.

Gartner назвал 10 главных технологий и тенденций, которые будут стратегическими для большинства организаций в 2012 году. Аналитики представили свои выводы на конференции Gartner Symposium/ITxpo, которая проходит в Орландо с 18 по 20 октября.

Gartner называет стратегической технологию, которая обладает потенциалом оказать значительное влияние на организации в ближайшие три года.

Факторами, характеризующими такое значительное влияние, являются высокий потенциал кардинального изменения ИТ или бизнеса, необходимость крупных денежных инвестиций или риск опоздать с принятием.

Стратегической может быть существующая технология, которая достигла зрелости и/или стала доступна для более широкого спектра применений.

Также это может быть новая технология, открывающая возможность стратегического делового преимущества для первопроходцев, либо с потенциалом кардинального изменения рынка в ближайшие пять лет. Такие технологии влияют на долгосрочные планы организаций, их программы и инициативы.

«Эти топ-10 технологий будут стратегическими для большинства организаций, и ИТ-руководителям следует использовать этот список в своем стратегическом планировании, внимательно изучая эти технологии и то, как они вписываются в их ожидаемые потребности», - подчеркнул Дэвид Кэрли, вице-президент и почетный сотрудник (Fellow) Gartner.

«Организациям следует начать пробные проекты, чтобы оценить такую перспективную технологию, и провести поиск по разным источникам информации, включая сайты соцсетей и неструктурированные данные, которые можно добыть для обретения полного понимания», - отметил Карл Клонч, вице-президент и ведущий аналитик Gartner.
Эти топ-10 стратегических технологий 2012 года включают следующие:

Медиа-планшеты, смартфоны и др.

Когда дело касается мобильных вычислений, пользователи имеют выбор из разнообразных форм-факторов. Ни один форм-фактор, ни одна платформа или технология не будут доминирующими, и организациям следует готовиться к необходимости управлять разнородной средой с двумя-четырьмя типами интеллектуальных клиентских устройств в течение периода до 2015 года. ИТ-руководителям нужна программа «управляемой диверсификации» (managed diversity), чтобы охватить эти различные форм-факторы, а также служащих, приносящих собственные смартфоны и планшеты на рабочее место.

Организации должны будут выйти с двумя мобильными стратегиями - одной, чтобы охватить взаимодействие со служащими (business-to-employee, B2E), и другой, чтобы охватить взаимодействие с потребителями (business-to-consumer, B2C). На фронте B2E ИТ-руководители должны рассмотреть социальные цели, деловые цели, финансовые цели и цели в управлении риском. На фронте B2C, который включает также взаимодействие между организациями (business-to-business, B2B) для поддержки потребителей, ИТ-руководителям нужно также решить ряд дополнительных вопросов, таких как открытие API-интерфейсов и управление ими для доступа к корпоративной информации и системам, интеграция со сторонними приложениями, интеграция с различными партнерами для реализации таких возможностей, как поиск и социальные сети, а также доставка через онлайн-витрины приложений.

Мобильный прицел приложений и интерфейсов

Парадигма пользовательского интерфейса (ГИП), которой уже более 20 лет, меняется. На смену привычному ГИП с окнами, иконками, меню и указателем мыши приходят интерфейсы, нацеленные на мобильные устройства, где главную роль играют касание, жест, функции поиска, речевой связи и видео. Сами приложения будут, вероятно, становиться всё более простыми и специализированными, но их можно будет собрать в более сложные решения. Эти перемены будут двигать и необходимость новых навыков проектирования пользовательского интерфейса.

Построение пользовательского интерфейса приложений, охватывающего разнообразные типы устройств, потенциально - от многих вендоров, требует понимания разрозненных «строительных блоков» и адаптируемой структуры программирования, которая собирает их в оптимизированный контент для каждого типа устройств. Появляются инструменты для мобильных платформ потребительских приложений и мобильных корпоративных платформ, позволяющие упростить разработку в этой кросс-платформной среде. HTML5 также даст долгосрочную модель, чтобы решить некоторые из этих кросс-платформных задач. К 2015 году мобильные веб-технологии продвинутся настолько, что половина приложений, которые писались бы как автономные в 2011 году, будут доставляться как веб-приложения.

Контекстуальное и социо-зависимое обслуживание пользователя

При контекстно-зависимых вычислениях используется информация об окружении конечного пользователя или объекта, действиях, связях и предпочтениях, чтобы улучшить качество взаимодействия с этим пользователем или объектом. Контекстно-зависимая система предвидит потребности пользователя и заранее сама готовит наиболее подходящий и индивидуализированный контент, продукт или услугу. Контекст может быть использован для привязки мобильных устройств, социоокружения, местоположения, платежей и коммерции. Это может помочь лучше строить «расширенную реальность», безопасность на основе моделей и сборные приложения. В период до 2013 года контекстно-зависимые приложения появятся в таких областях прицела, как LBS-сервисы (с учетом местоположения), «расширенная реальность» на мобильных устройствах и мобильная коммерция.

На фронте социофункциональности интерфейсы приложений постепенно обретают свойства социальных сетей. Социоинформация также становится важным источником контекстной «заточки», помогая индивидуализировать доставку результатов поиска и работу приложений.

Internet of Things

«Интернет вещей» (IoT) - это концепция, описывающая, как будет расширяться Интернет по мере того, как сенсоры и «интеллект» встраиваются в физические объекты - потребительские устройства или физические активы - и все они привязываются к Интернету. Это видение и концепция существовали уже давно, но в последние годы резко возросло количество и разнообразие вещей, которые могут быть «подключены», а также технологий, используемых для идентификации, обнаружения и сообщения информации. Эти технологии достигнут критической массы и экономической точки перелома в ближайшие несколько лет. Ключевыми элементами IoT являются:

* Встроенные сенсоры: Датчики, которые обнаруживают изменения и сообщают о них, встраиваются не только в мобильные устройства, но также всё шире в различные предметы и объекты.

* Распознавание образов: Эти технологии имеют целью «узнать» предметы, людей, здания, объекты, логотипы и т. п., имеющие ценность для потребителей и организаций. Смартфоны и планшеты, оснащенные цифровой камерой, продвинули эту технологию от преимущественно промышленного применения к широкому ряду потребительских и корпоративных применений.

* Платежи на базе ближней радиосвязи (NFC): Технология NFC позволяет владельцам мобильных телефонов осуществить платеж, проведя устройством перед специальным считывателем. Когда количество устройств с встроенной NFC достигнет критической массы, многие отрасли - общественный транспорт, авиаперевозки, розничная торговля и здравоохранение - могут изучить другие области, где эта технология может повысить эффективность и качество обслуживания клиентов.

Онлайн-витрины приложений

Витрины приложений для устройств Apple и для Android предоставляют повсеместно доступный ресурс, где пользователи могут загрузить сотни тысяч приложений для мобильных устройств. Gartner прогнозирует, что к 2014 году будет осуществляться более 70 млрд. загрузок мобильных приложений с онлайн-витрин ежегодно. Это перерастет из чисто потребительского явления в прицел на корпоративных пользователей. По мере создания корпоративных витрин приложений роль ИТ-подразделения меняется: от централизованного планировщика - к роли менеджера рынка, предоставляющего услуги управления и посредничества корпоративным пользователям и потенциально - экосистему для поддержки предпринимателей. Организациям следует использовать принцип «управляемой диверсификации» при создании таких витрин и сегментировать приложения по степени риска и ценности.

Аналитика следующего поколения

Развитие аналитики происходит по трем главным векторам:

1. От традиционной автономной аналитики на ПК - к встроенной аналитике в потоке данных. Это было целью многих усилий в прошлом и будет продолжать оставаться важной целью в будущем.

2. От анализа ретроспективных данных, чтобы объяснить то, что случилось, - к анализу на ретроспективной основе данных в реальном времени от множества систем, чтобы моделировать и предсказывать будущее.

3. В ближайшие три года аналитика станет зрелой и на третьем векторе: от простых и структурированных данных, анализируемых отдельными пользователями - к анализу сложной информации многих типов (текст, видео и т. д.) от множества систем, поддерживающих процесс коллективного принятия решений, который сводит многих людей вместе для анализа, мозгового штурма и принятия взвешенных решений.

Аналитика начинает также перемещаться в облако и использовать облачные ресурсы для высокопроизводительных и grid-вычислений.

В 2011-12 гг. аналитика будет всё более нацелена на принятие решений и коллективную работу. Новый шаг состоит в том, чтобы предоставить моделирование, прогнозирование, оптимизацию и другие аналитические средства, а не просто информацию, и тем самым обеспечить еще большую гибкость принятия решений в момент и на месте совершения каждого шага бизнес-процесса.

«Большие данные»

Объем, сложность форматов и скорость доставки превышают сегодня возможности традиционных технологий управления данными; они требуют использования новых и непривычных технологий для одного лишь управления таким объемом. Появляется много новых технологий, с потенциалом стать революционными (напр., СУБД-в-памяти). Аналитика стала большой движущей силой для хранилищ данных, с использованием принципа MapReduce вне и внутри СУБД и использованием витрин данных с самообслуживанием. Важное последствие перехода к охвату «больших данных» состоит в том, что в будущем пользователи не смогут помещать всю полезную информацию в одно хранилище данных. На смену этой модели придут «логические» хранилища, сводящие воедино информацию из множества источников, как то требуется.

Вычисления-в-памяти

Gartner ожидает увидеть широкое использование флэш-памяти в потребительских устройствах, развлекательной электронике и других встроенных ИС. Кроме того, это дает новый уровень иерархии памяти в серверах, имеющий важные преимущества, в том числе компактность, меньший нагрев, более высокую производительность и механическую прочность. Помимо создания нового уровня хранения, доступность больших объемов памяти толкает к развитию новые модели приложений. Платформы приложений-в-памяти включают аналитику-в-памяти, платформы обработки событий, серверы-приложений-в-памяти, управление-данными-в-памяти и выдачу-сообщений-в-памяти.

Выполнение существующих приложений в памяти или «заточка» этих приложений, чтобы использовать преимущества обработки-в-памяти, может обеспечить увеличение производительности и масштабируемости транзактных приложений, меньшую задержку (менее 1 мкс) сообщений от приложений, значительное ускорение пакетной обработки и более быстрый отклик в аналитических приложениях. По мере того, как стоимость и доступность аппаратных платформ с большими объемами памяти достигнут точки перелома в 2012-13 гг., вычисления-в-памяти выйдут на мейнстрим.

Сверхэкономичные серверы

Внедрение серверов низкого энергопотребления - совершенно нового класса систем, созданных и предлагаемых преимущественно новыми игроками серверного рынка - отправляет покупателя в путешествие назад во времени. Эти системы построены на экономичных процессорах, обычно используемых в мобильных устройствах.

Потенциальное преимущество состоит в том, что можно использовать в 30 раз больше процессоров в сервере, который будет потреблять меньше мощности, чем текущие конструкции систем. Этот новый подход пригоден для определенных задач, не требующих больших объемов вычислений, например нагрузок map/reduce или доставки статических объектов на вебсайт. Однако большинство приложений потребуют больше вычислительной мощи, а кроме того, модель сверхэкономичных серверов потенциально увеличивает затраты на администрирование, что препятствует широкому распространению этого подхода.

Облачные сервисы

Облако это революционная сила, обладающая потенциалом широкого долгосрочного влияния в большинстве отраслей. Хотя рынок остается еще на ранних стадиях в 2011-12 гг., он увидит весь диапазон крупных корпоративных поставщиков, полностью нацеленных на поставку целого спектра предложений для построения облачной среды и предоставления облачных сервисов. Oracle, IBM и SAP - все они имеют крупные инициативы, чтобы предложить более широкий спектр облачных сервисов в течение ближайших двух лет. Поскольку Microsoft продолжает расширять свое предложение облака, и эти традиционные корпоративные игроки расширяют предложение, пользователи увидят нарастание конкуренции и рост предложения облачных сервисов корпоративного уровня.

Организации переходят от стремления понять суть облака к принятию решений - внедрить облачные сервисы для избранных рабочих нагрузок, и где им нужно строить частное облако. Гибридные облачные решения, которые сводят воедино внешние общедоступные облачные сервисы и внутренние сервисы частного облака, а также средства, чтобы обеспечить безопасность, администрирование и управление всем облачным спектром, будут важным прицелом в течение 2012 года. Что касается безопасности, то новые программы сертификации, такие как FedRAMP и CAMM, будут готовы для первичного опробования, давая основу для более защищенных облачных сервисов. В сфере частного облака перед ИТ-руководителями встанет задача свести ближе группы разработки и операционные подразделения, опираясь на принципы «DevOps», чтобы достичь быстроты и эффективности в использовании предложений поставщиков общедоступных облачных сервисов.

Источник: Gartner