14 июня 2013 г.

Олег Пчельников, «Юлмарт»
Продолжаем публиковать мини-интервью игроков ИТ-рынка об итогах 1 квартала и текущей ситуации. На наши вопросы отвечает Олег Пчельников, директор управления «Товароснабжение и сбыт» ЗАО «Юлмарт».

CRN/RE: Каким, на ваш взгляд, было начало 2013 г. для ИТ-рынка?

Олег Пчельников: Для большинства ретейлеров прошлый год можно назвать успешным. В этом же году динамика по большинству направлений ниже, что заставляет вендоров вести себя более активно. Они сами предлагают ретейлерам заключать прямые контракты, предлагают интересные условия сотрудничества. Если так пойдет дальше, то розничные продавцы будут получать большую часть товара напрямую, минуя дистрибьюторов.

Начало 2013 г. – это и неожиданное усиление «серого» рынка, что особенно заметно в Москве. Появилось много компаний-однодневок, которые торгуют контрафактным товаром, занимаются «обналом», не платят налоги, не несут послегарантийных обязательств. Как следствие, мешают нормальным игрокам и дискредитируют онлайн-торговлю.

CRN/RE: Появились ли какие-то новые тенденции на ИТ-рынке в первом-втором квартале 2013 г.? Какие рыночные тенденции прошлых лет в этом году «исчезли»?

О.П.: Новых взрывных тенденций нет. На рынке появляются разные гаджеты по концепции detachable – ноутбук и планшет в одном устройстве. Но пока такие гибриды получаются не очень удобными и не могут полноценно совмещать в себе функции, как планшета, так и ноутбука.

Вообще сейчас многие стремятся делать производительные и многофункциональные устройства, но в итоге они получаются громоздкими и тяжелыми. Недавно мы встречались с представителями Intel и Microsoft, обсуждали, какие устройства будут интересны людям в будущем. Моё мнение, современные девайсы должны быть  компактными при этом обладать приятными тактильными ощущениями и иметь разумную цену. А холодильник с функцией телевизора и сотового телефона клиенту не нужен.

CRN/RE: Какие направления ИТ-бизнеса вашей компании показывают наилучшую динамику, а какие «затормозились» или совсем «остановились»?

О.П.: Первый квартал 2013 г. для нашей компании был крайне удачным. Несмотря на стагнацию ИТ-рынка в целом, у нас все товарные категории показали хороший рост. Даже ноутбуки, несмотря на давление планшетов, выросли более чем на 50%. Росли продажи сетевого оборудования, особенно высокоскоростных Wi-Fi-роутеров. Эти устройства пользуются спросом и у розничных, и у корпоративных клиентов.

CRN/RE: Какие группы товаров в начале 2013 г. продавались лучше других, а какие совсем не покупают?

О.П.: В начале 2013 г. мы видим продолжение тенденций 2012 г. На цифровом рынке доминируют планшеты, которые отнимают долю у ноутбуков. В сегменте бытовой техники первенство остаётся за мультиварками -  рост  за год  в десятки раз. Продолжается стагнация рынка электронных книг на основе e-ink. А долю электронных книг с экраном TFT практически полностью отобрали недорогие планшеты b-брендов.

Как и в прошлом году,  популярностью пользуются видеорегистраторы. Причем заметен интерес к устройствам  стоимость 5-6 тыс. руб. Годом ранее больше покупали недорогие устройства (в районе 1-2 тыс. руб.). Также в прошлом году ярко стартанули Action-камеры и сейчас они хорошо продаются.

CRN/RE: Изменилось ли поведение ваших клиентов по сравнению с прошлым годом?

О.П.: Люди откладывают покупку на потом или приобретают более дешевые устройства. На продажах «Юлмарт» это не сказывается, мы продолжаем расти быстрее рынка.

Например, если в целом продажи ноутбуков, в том числе у федеральных сетей, упали по разным данным на 5-10%, то у нас они растут. Во многом благодаря тому, что наш формат позволяет работать с большим ассортиментом, предоставлять разные инструменты выбора, причем не только товара, но и способа его оплаты и получения.

Положительно сказалось и банкротства одного из питерских ретейлеров, большинство его клиентов сделали выбор в нашу пользу. Поэтому, несмотря на то, что покупатель стал в целом осторожней, мы не меняем модель продаж, продолжаем развиваться. У нас появилась новая продуктовая линия «Дети», которая в ближайшее время наполнится не только товаром, но и дополнительными сервисами. В планах расширение ассортимента категорий «Товары для дома» и «Автотовары». Это всё плановые шаги, и они не связаны с внешними изменениями.

CRN/RE: Можете ли вы, основываясь на итогах первого квартала, сделать прогноз, каким будет 2013 г. для российского ИТ-рынка?

О.П.: В этом году нас ждут сюрпризы. Будут яркие уходы с рынка, яркие банкротства. Возможно, это даже затронет компании с оборотом в несколько сот миллионов долларов. Есть тенденция к перегреву рынка, он начинает сужаться.

Для «Юлмарта» год будет успешным. Такой вывод мы делаем по итогам первого квартала. У нас в планах увеличить оборот в два раза по сравнению с 2012 г. При этом рост рынка будет в пределах 5-7%. Поэтому, можно ожидать заметное увеличение нашей доли. По некоторым категориям мы перегоним федеральных игроков и выйдем на 1-2 место.

Источник: CRN/RE