5 мая 2014 г.

Корейский гигант Samsung теряет позиции как на рынке смартфонов, так и в сегменте планшетов.

Причина, очевидно, в том, что традиционно дорогие гаджеты корейской компании столкнулись с конкуренцией со стороны более дешевых, но не уступающих по функциональности устройств китайских и корейских вендоров. Проблему в Samsung уже осознают и хотят решить  ее с помощью собственной операционной системы. Но поможет ли этот шаг Samsung удержать прежде завоеванные позиции?

В I квартале 2014 года продажи смартфонов корейской компании выросли на 28% до 89 млн. штук. Конечно, такому результату можно порадоваться, но не на этот раз: дело в том, что доля компании на глобальном рынке смартфонов уменьшилась  [1] впервые за последние четыре года. Об этом сообщается в отчете аналитической компании Strategy Analytics.

По данным экспертов, доля вендора на глобальном рынке «умных» мобильных устройств сократилась  с 32,4 до 31,2%. И хотя Samsung остается крупнейшим производителем смартфонов в мире, это уже тревожный звонок. С другой стороны, доля главного конкурента - компании Apple - снизилась за этот же период с 17,5 до 15,3%. При этом продажи смартфонов компании в абсолютных цифрах увеличились  на 17% до 43,7 млн. штук.

Этих лидеров рынка теснят  более динамичные и решительные китайские производители. Так, за последний год компания Huawei сохранила свою долю на рынке на уровне 4,7%, а Lenovo даже увеличила ее с 3,9 до 4,7%. Кроме того, «в затылок» Samsung и Apple дышат пока еще небольшие разработчики - например, Xiaomi. Но они стремительно набирают популярность и в один прекрасный день (точнее, квартал) могут стать «новой Apple».

В финансовом отчете за I квартал 2014 года Samsung сообщила, что выручка ее подразделения IT&Mobile уменьшилась на 4% и составила около 31 млрд. долл. Bloomberg утверждает, что это самый низкий квартальный показатель подразделения с декабря 2012 года.

Доля корейской компании на российском рынке планшетов сократилась [2] в I квартале 2014 года более чем на 10%. По данным МТС, за три первых месяца текущего года Samsung продала в России 282 тыс. планшетов -  на 9,5% меньше, чем в прошлом году. Доля Samsung на этом рынке за год стала меньше на 10,5 процентных пункта по количеству проданных устройств - до 14,7%. В денежном выражении падение еще более существенное - на 10,6 п.п. - до 21,7%.

Схожие данные приводит и компания «Евросеть». По ее подсчетам, доля Samsung упала с 25% до 15%, а доля Apple - с 19% до 14%. Причина - в росте спроса на продукцию так называемых В-брендов. Их доля в последнее время увеличилась  с 45% российского рынка до 60%.

Для Samsung все эти тренды сулят большие проблемы. Зависимость корейской компании от производства смартфонов и планшетов с годами только усиливается. Так, в отчетном квартале на соответствующее подразделение пришлось 6,24 млрд. долл., то есть 76% операционной прибыли всей компании.

При этом у вендора  замедлились темпы роста выручки: за год она увеличилась только на  1,5% (до 52 млрд. долл.). Сам производитель связывает это со снижением спроса на дисплеи и телевизоры. Например, операционный убыток подразделения по производству дисплеев достиг 77,6 млн. долл.

Как справиться с этим системным кризисом Samsung пока не понятно. Традиционно компании таких больших размеров крайне неповоротливы и инертны. Это тем более верно с учетом огромного портфолио продуктов Samsung.

Сама компания выход из сложившейся ситуации, похоже, видит в том, чтобы доработать собственную операционную систему Tizen и перевести на нее большинство своих флагманских устройств. Поскольку на той же ОС будут работать и телевизоры, и другие бытовые приборы, это позволит пользователям устройств Samsung сформировать вокруг них устойчивую экосистему с одними и теми же приложениями.

Такой подход способен усилить позиции корейской компании сразу на всех направлениях. С одной стороны, снизится зависимость Samsung от Google с ее Android. Samsung сможет даже зарабатывать на торговле ПО для своих «железных»  продуктов. С другой стороны, тесная интеграция с новейшей ОС наверняка оживит спрос на телевизоры компании. У пользователей появится больше стимулов заменить телевизор на новый.

Очевидно, в ближайшее время компании  также придется снижать цены на свои устройства: китайские конкуренты наседают, рынок смартфонов и планшетов становится более «зрелым», а потому и операционная «маржа» на нем вполне логично должна снижаться. Ясно, что  Samsung, равно как и Apple, придется умерить аппетиты и учиться зарабатывать на смартфонах меньше, чем прежде.

1) http://www.bloomberg.com/news/2014-04-28/samsung-profit-beats-estimates-on-cheaper-galaxy-phones.html
2) http://www.vedomosti.ru/tech/news/26101871/rossiyanam-ponravilis-deshevye-planshety

Источник: Константин Шиян, независимый журналист