5 июня 2014 г.

Согласно результатам ежегодного исследования PwC «Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2014-2018 годы» (Global Entertainment & Media Outlook 2014-2018), объем мирового рынка индустрии развлечений и СМИ составил 1,7 трлн. долл. в 2013 году и со среднегодовым темпом роста 5% достигнет объема 2,2 трлн долл. к 2018 году.

Девять самых быстрорастущих рынков – Китай, Бразилия, Россия, Индия, Мексика, Южная Африка, Турция, Аргентина и Индонезия – принесут 21,7% доходов мировой индустрии развлечений и СМИ в 2018 году. В 2009 году этот показатель составлял лишь 12,4%. В 2018 году наступит важный переломный момент: Китай обгонит Японию и станет вторым по величине крупнейшим рынком развлечений и СМИ в мире, уступая лишь США.

Ситуация в мире: все в большей степени рост обеспечивают цифровые источники, и индустрия рекламы возглавляет этот переход

Основными стимулами роста доходов во всем мире становятся цифровые носители. Общие расходы на цифровой контент в индустрии развлечений и СМИ (исключая расходы на интернет-доступ) в период с 2013 по 2018 год будут расти на 12,2% в год и составят 65% от глобального роста расходов на развлечения и СМИ — то есть почти два из каждых трех долларов.

Реклама является лидером на этом пути; как прогнозируется, в 2018 году на цифровой формат будет приходиться 33% всех расходов на рекламу, по сравнению с 17% потребительских расходов (за исключением интернет-доступа).

Ситуацию на мировом рынке комментирует Наталья Яковлева, руководитель практики по оказанию услуг компаниям сектора высоких технологий, индустрии развлечений и СМИ, PwC в России: «Компаниям сегодня недостаточно иметь цифровую стратегию, как компонент их общей стратегии. Их глобальная бизнес-стратегия должна быть более гибкой и адаптированной к реалиям новой цифровой эпохи. Успех в новой реальности не связан только с технологиями – они остаются лишь одной из составляющих формирующейся новой отраслевой экосистемы. Потребители осознали, что они могут быть в центре собственного мира развлечений и СМИ, и бизнесу необходимо это учитывать в формировании более индивидуализированного, ориентированного на потребителя подхода. Чтобы оставаться конкурентными, компаниям этой отрасли следует фокусироваться на выстраивании доверительных отношений с потребителями, быстром реагировании на изменения предпочтений и технологий, стимулировании и внедрении новых, инновационных подходов».

Степень проникновения мобильного интернета в 2018 году достигнет 55%. Это станет стимулом развития цифровой рекламы и приведет к увеличению ее доли с 14% от общего объема доходов от рекламы в 2009 году до 33% к 2018 году. Благодаря среднегодовому темпу росту сегмента интернет-рекламы 10,7% (по сравнению со среднегодовым темпом роста всего рынка рекламы 4,4%) отрасль приближается к важному моменту: в 2018 году интернет-реклама приблизится по доходам к телевизионной рекламе. В 2009 году телевизионная реклама в два раза обгоняла интернет-рекламу, но в 2018 году интернет-реклама будет отставать от телевизионной лишь на 20 млрд долл. США. В частности, значительные доходы прогнозируются в сегменте мобильной интернет-рекламы со среднегодовым темпом роста на уровне 21,5%.

Ключевые тенденции российского рынка развлечений и СМИ
В 2013 году динамика развития рынка развлечений и СМИ в России практически не изменилась: рынок вырос на 10% по сравнению с 2012 годом до 26,7 млрд. долл. Российский рынок остается одним из самых динамичных в регионе Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA), занимая 5-е место. Мы ожидаем, что в прогнозном периоде его среднегодовой рост составит 9,5%, что на 4,5 п.п. выше общемировых темпов, и к 2018 году рынок вырастет до 42,1 млрд. долл.

Наиболее динамично развивающимися сегментами рынка станут интернет-реклама (17,8%), доступ в интернет (14,4%), киноиндустрия (10,6%) и платное телевидение (10,3%). Газеты продемонстрируют низкий темп роста (2,1%), а динамика рынка книгоиздания будет отрицательной (-3,6%).

В ближайшие 5 лет Россия продолжит оставаться лидером интернет-рынка Центральной и Восточной Европы. Рынок интернет-рекламы вырастет более чем в       2 раза за прогнозный период, с 2,2 млрд. долл. в 2013 году до 4,9 млрд. долл. к 2018 году, что сделает его 4-ым по объему в регионе ЕМЕА. Поисковая реклама – преобладающий сегмент рынка. В 2013 году сумма доходов от платной поисковой рекламы достигла 1,43 млрд. долл., что составляет 66% общей суммы выручки от интернет-рекламы. В течение прогнозного периода среднегодовой темп роста в сегменте поисковой рекламы составит 17%, а сумма доходов от нее в 2018 году достигнет 3,14 млрд. долл.

Активно развивающийся интернет-доступ в России в ближайшие 5 лет продолжит создавать больше потребительских расходов, чем остальные сектора. Несмотря на то, что он не учитывается при общем расчете потребительских расходов, он оказывает существенное влияние на формирование рынка и поэтому анализируется отдельно. При среднегодовом темпе роста 14,4% российский рынок интернет-доступа достигнет 13,3 млрд. долл. к 2018 году. Ключевым драйвером роста является мобильный интернет, его среднегодовой темп роста составит 22%. В 2014 сумма доходов от предоставления услуг мобильного интернета впервые превысит показатель выручки от фиксированного широкополосного доступа.

Евгений Клименко, партнер практики по оказанию услуг компаниям сектора высоких технологий, индустрии развлечений и СМИ, PwC в России отметил: «Развитие услуг связи в формате LTE, развертывание сетей 3G ведущими российскими операторами, а также увеличение продаж смартфонов при среднегодовом темпе роста 20% в год – данные факторы будут способствовать тому, что в России цифровые источники обеспечат свыше половины доходов в 2018 году. Это даст толчок развитию контента и новых видов рекламы – поисковой, баннерной и видеорекламы на мобильных устройствах».

Несмотря на рост цифровых СМИ, телевизионная реклама сохраняет свои позиции. Российский рынок ТВ-рекламы продолжит стабильный рост на уровне 8,1% в год и достигнет нового рекордно высокого показателя 6,4 млрд. долл. в 2018 году. Рост сегмента ТВ-рекламы будет обеспечиваться за счет новых международных рекламодателей, в том числе, в рамках крупных спортивных мероприятий – чемпионата мира по футболу 2018 года и этапа «Формула-1», а также благодаря развитию цифрового телевидения, особенно по мере развития онлайн-сервисов крупнейших телеканалов.

Сегмент платного ТВ увеличится с 1,6 млрд. долл. в 2013 году до 2,6 млрд. долл. А в 2018 году при среднегодовом темпе роста 10,3%. В ближайшее время количество абонентов спутникового ТВ превысит число абонентов кабельного ТВ – в 2013 году около 44% домашних хозяйств пользовались услугами платного телевидения, и этот показатель достигнет 59,1% к концу 2018 года. Наиболее быстро растущей платформой станет IP-телевидение, количество абонентов которого увеличится более чем втрое, достигнув 5,8 млн домохозяйств к концу 2018 года. При формировании будущего рынка телевидения важную роль будет играть Федеральная целевая программа развития цифрового телевидения в России.

Сегмент киноиндустрии в России является одним из наиболее динамичных при среднегодовом темпе роста 10,6%, при этом 2/3 от общего объема выручки приходится на кассовые сборы. Из них 20% обеспечил выход 59 российских фильмов в прошлом году, остальная часть приходится на прокат голливудских фильмов.

Рынок лицензированных видеоигр в России продолжает активно расти. В 2013 году его объём составил 1,31 млрд. долл. (что на 9,8% выше уровня 2012 года) и при среднегодовом темпе роста 8,5% он достигнет 1,97 млрд. долл. в 2018 году. Драйверами роста станут сегменты игровых приставок (среднегодовой темп роста 6,4%), онлайн игр (среднегодовой темп роста 13,8%) и мобильных игр (среднегодовой темп роста 16,3%), в то время как выручка в сегменте игр для ПК сократится в прогнозном периоде – его доля в общем объеме доходов от видеоигр сократится с 24% в 2013 году до 12% к 2018 году.

Источник: Пресс-служба компании PwC