18 сентября 2014 г.

Намеченное на пятницу первичное публичное размещение акций Alibaba Group Holding готовится побить все прежние рекорды: ожидается, что IPO принесет китайскому интернет-гиганту 24 млрд. долл. капитала. Может ли Alibaba изменить правила игры после столь мощного вливания наличности? Будет ли компания расширять свой плацдарм в Северной Америке? Не потеснит ли она Amazon?

Попробуем оценить ситуацию.

Alibaba в цифрах

Компания Alibaba, созданная в 1999 году, чтобы помочь связать китайских производителей с покупателями за рубежом, имеет сегодня прибыль 7,5 млрд. долл. при годовом объеме продаж 248 млрд. долл., согласно заявке на IPO, поданной в начале этого года. Сегодня Alibaba — это целая империя, охватывающая онлайн-продажи, B2B-поставки, интернет-платежи, доставку, оптовый сбыт и облачные услуги.

Штаб-квартира компании находится в Ханчжоу (Hangzhou, пров. Чжэцзян), и Alibaba уже считается крупнейшим в мире интернет-ритейлером. Компания насчитывает примерно 22 тыс. чел. персонала, и в прошлом году имела 11,3 млрд. заказов из 220 стран мира. Согласно информации на вебсайте, в прошлом году на долю компании приходилось 80% всех транзакций И-коммерции в Китае. И еще: Softbank Corp. и Yahoo имеют долю в компании 34,1% и 22,4% соответственно.

Структура холдинга

Alibaba Group имеет 12 основных подразделений бизнеса и аффилированных компаний, в том числе: Alibaba.com (сайт B2B-коммерции), Taobao.com (сайт B2C-коммерции), Tmall (платформа И-коммерции), Alipay (платежная система по типу PayPal), Koubei.com (систематизированный интернет-каталог товаров), Aliyun (мобильная ОС), Etao.com (поисковая машина для товаров), Net.cn (регистратор доменов), Juhuasuan.com (платформа потребительской И-коммерции), CNZZ (инструмент веб-аналитики) и OneTouch (аутсорсинг бизнес-процессов).

Всё, что угодно, из мира ИТ

VAR’ам США хорошо знаком сайт Alibaba.com, имеющий репутацию места, где можно найти дефицитные комплектующие либо то, чего «нет в наличии». Джо Ло (Joe Lore), директор по продажам компании Sunnytech, сборщика систем, говорит, что не раз обращался на сайт Alibaba в трудной ситуации, когда нужная ему замена для ноутбука отсутствовала либо предлагалась дистрибьютором слишком дорого. «Когда мой поставщик говорит мне, что это будет стоить 1400 долл., а у Alibaba я могу купить то же самое за 500 долл. прямо из Китая, то я смиряюсь с трехнедельной доставкой и размещаю свой заказ в Alibaba», — говорит Ло.

Новое крупнейшее IPO?

Ожидается, что в ходе акционирования компании удастся собрать 24,3 млрд. долл., что станет новым крупнейшим в мире IPO. Ранее рекорды удерживали Сельскохозяйственный банк Китая (22,1 млрд. долл. в 2010 году), Visa (19,65 млрд. долл. в 2008 году) и Facebook (16 млрд. долл. в 2012 году).

Исходя из ожиданий на день открытия, Alibaba планирует продавать акции по цене от 60 долл. до 66 долл. за штуку, что дает рыночную стоимость компании порядка 163 млрд. долл. При этой оценке Alibaba превзойдет рыночную капитализацию Amazon, составляющую сейчас 149,4 млрд. долл.

Следует отметить, что, покупая акции Alibaba, инвесторы не становятся владельцами доли бизнеса в Китае, поскольку в стране запрещены иностранные инвестиции в национальные компании. Инвесторы получают долю в компании, зарегистрированной на Каймановых островах, которая будет получать прибыль от операций головного холдинга. Компания получила разрешение на регистрацию на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) с тикером BABA.

В погоне за триллионами долларов

Ежегодно в мире тратится почти 3 трлн. долл. на ИТ, причем основная часть этих расходов всё быстрее перемещается в Интернет. Alibaba — крупный игрок на этом рынке. Компания, как и множество ей подобных, спешит сделать ставку на этот сдвиг.

На сегодня лишь 40% мирового населения присутствует в Сети, говорит Строн из IDC, и Alibaba вступает в состязание с глобальными интернет-гигантами Amazon и Google в попытке охватить новые рынки. «Это так важно — быть первым, — говорит Строн. — Каждый доллар, потраченный Alibaba или Google, чтобы первым выйти на рынок, реально выливается в потенциальные новые потоки дохода».

Прицел в будущее

На что потратит компания обретенный ею капитал? Одна из причин, почему Alibaba решила торговаться на фондовом рынке США, — та, что компания стремится шире выйти на американский рынок и опереться на базу инвесторов в стране.

Перспективы для компании огромны, считает Строн. Набрав ожидаемые 24 млрд. долл. капитала, китайский интернет-гигант может двинуться сразу в разных направлениях. «Alibaba пока не раскрыла свои карты, что она планирует делать», — говорит Строн.

Возможности разнообразны.

«Alibaba продолжает инновации во многих областях своей деятельности, чтобы оставить довольными имеющихся клиентов и привлечь новых, — пишет в аналитической записке профессор Цин Ван (Qing Wang) из Уорикской школы бизнеса (Warwick Business School). — Эта способность хорошо понимать клиентов и непрерывно вводить что-то новое должна позволить им расширяться за рубежом — в мире, где доминирование США в ИТ-секторе постепенно снижается».

Конкурент Google и Amazon?

Alibaba является соперником Amazon и Google, так как все три гиганта стремятся охватить своим вниманием как можно большую часть жизни пользователей. И Alibaba использует свою платформу соцсети и И-коммерции, чтобы достичь именно этого.

Но есть различие между Alibaba и Amazon: первая, занимаясь И-коммерцией, по сути не притрагивается к товару. Она действует здесь подобно Ebay, просто сводя между собой покупателей и продавцов. Это имеет свои плюсы и минусы: к примеру, ей приходится бороться с продажами контрафактной продукции, тогда как Amazon и другие интернет-продавцы имеют больше контроля за продаваемым товаром и продавцами в своей сети.

Alibaba в облаке?

Возможно также более агрессивное соперничество с Amazon и Google на облачном фронте посредством укрепления своего растущего бизнеса в облаке. Хотя, являясь китайской компанией, Alibaba столкнется с большими трудностями, стараясь привлечь американских заказчиков держать свои данные на ее серверах, считают эксперты.

Yahoo выигрывает

Yahoo имеет 22,4%-ное участие в холдинге, что составит 36 млрд. долл., если IPO принесет ожидаемые 24 млрд. долл. Согласно анализу продажи доли в Alibaba, проведенному фирмой MarketWatch, доля Yahoo составила бы около 45 млрд. долл. Yahoo сообщила, что планирует продать 140 млн. шт. принадлежащих ей акций Alibaba, что может принести 12 млрд. долл. (до вычета налогов).

Главный управляющий Yahoo Марисса Майер заявила, что компания поделится половиной с инвесторами. А что сделает Yahoo со своей частью прибыли от продажи? Аналитики считают, что компания, вероятно, направит ее в русле своей стратегии на рынке мобильных устройств, соцсетей и видео с возможными покупками, которые продолжат курс, взятый покупкой сайтов соцсетей Tumblr и Summly.

© 2014. The Channel Company LLC. Initially published on CRN.com, a The Channel Company website, at https://www.crn.com. Reprinted with permission.

Источник: Том Спринг, CRN/США