29 сентября 2014 г.

Согласно прогнозам тайваньского Market Intelligence & Consulting Institute, мировой компьютерный рынок по итогам 2014 года повторит результаты прошедшего 2013 — по данным аналитиков с Формозы спад продаж в натуральном выражении ожидается всего в 0,1%. К данным тайваньских исследователей стоит отнестись внимательно, хотя бы потому, что они находятся очень близко к азиатским производителям, поставляющим комплектующие для компьютеров всего мира.

Данные тайваньского института несколько отличаются от прогнозов IDC — относительно недавно последняя ожидала совсем катастрофических итогов года и прогнозировала сокращение мирового рынка компьютеров на 6% в натуральном выражении. Правда, с учетом относительно позитивных результатов второго квартала текущего года, подведенных компанией в сентябре, IDC пересмотрела свои прогнозы, которые стали более позитивными, но все равно предусматривают сокращение мирового рынка на 3,7%. Вполне возможно, что когда IDC подведет итоги третьего квартала текущего года, прогноз ожидаемых годовых поставок еще раз будет скорректирован в сторону увеличения и тогда окажется, что данные двух компаний не так сильно отличаются друг от друга.

Согласно прогнозам Market Intelligence & Consulting Institute поставки стационарных и мобильных компьютеров достигнут 299 млн. штук (заметим, что цифра весьма близка к прогнозируемому IDC объему в 303,5 млн. систем, но в данном случае учтены и серверы). Лидировать будут мобильные компьютеры, продажи которых составят 168 млн. единиц, а настольных компьютеров будет поставлено 131 млн. Однако, продажи ноутбуков по сравнению с прошлым годом снизятся на 2,5%, а продажи десктопов, наоборот, возрастут на 3,1%. Тайваньские исследователи считают, что рост продаж настольных систем определяет корпоративный сектор, в котором начался активный процесс модернизации клиентских систем.

Про повышенную активность корпоративных заказчиков в этом году говорил и IDC. Аналитики IDC считали, что причина увеличения активности — списание большого количества компьютеров, работавших под Windows XP, поддержку которой в этом году прекратил Microsoft. Но возможно действие и других механизмов. Например, подошла волна обновления корпоративного парка клиентских систем, вне зависимости от действий Microsoft. Или отложенный спрос, который копился на рынке в течение нескольких кварталов, пока общеэкономическая ситуация в мировой экономике была нестабильной, наконец превратился в спрос реальный — невозможно слишком долго откладывать замену ПК, особенно если от стабильности его работы зависят бизнес-процессы в компании.

Прогнозы какой из аналитических структур окажутся ближе к реальности — покажет время, для нас сейчас важнее, что оба прогноза сходятся в том, что ситуация на мировом компьютерном рынке в этом году будет явно лучше, чем она была в течение двух предыдущих лет. В позапрошлом, 2012 году, падение мирового рынка компьютеров в натуральном выражении составило по факту 4% (здесь и далее данные IDC), в прошлом году — 9,8%. Очевидно, что даже падение на 3,7%, ожидаемое IDC после коррекции, — уже заметно лучше, чем ситуация в недалеком прошлом, не говоря уже о нулевом росте, прогнозируемом тайваньцами. Правда, в любом случае прогнозируемый объем годовых поставок в текущем году оказывается всего в 86% от достижений не самого удачного 2012. До роста рынка еще далеко, но замедление спада налицо.

Ситуация на региональных рынках различна, а также очень сильно — зачастую, диаметрально противоположно — разнится динамика. Если в странах Западной Европы и Северной Америки, где кризисные явление в экономике почти незаметны, продажи идут все лучше, то в регионах с менее развитой и, что важно, с менее стабильной экономикой объемы продаж падают, причем в ряде случаев все сильней и сильней. К регионам с нестабильной экономикой относится не только Ближний Восток и Латинская Америка, но и Восточная Европа (об этом мы писали ранее). И, по мнению IDC, разнонаправленная динамика у региональных рынков сохранится в обозримом будущем.

Успешность — или, наоборот, провальность — действий той или иной компании в регионе зависит от множества факторов, а не только от состояния рынка данного региона. Например, компьютерный рынок Западной Европы растет, но Samsung объявил о сворачивании поставок своих ноутбуков в этот регион. Между прочим, ноутбуки этой корейской компании были весьма неплохими, а моделям-трансформерам и хромбукам пророчили рост продаж. Но при этом Samsung проявляет решительность и меняет приоритеты, фокусируя свои усилия на рынках и на направлениях, которые с точки зрения компании сулят бОльшую выгоду.

Могут ли позволить себе российские компании действовать с такой же решительностью? Каждая фирма действует по-своему. Одни фокусируются на регионах и/или в рыночных сегментах, в которых продажи идут хорошо и сворачивают направления, в которых наблюдается спад. Другие считают, что сворачивание направлений может быть оправданно только в крайнем случае, так как при этом оказываются утрачены почти все вложения в данный сегмент, а сейчас, в кризис, нельзя ни терять вложенное, ни пренебрегать возможностью получения хотя бы минимального заработка от продаж где бы то ни было, в том числе и на стагнирующих или на падающих рынках. В любом случае, другие рынки, кроме локальных, для большинства российских компаний недоступны, а поэтому распределять усилия придется между имеющимися регионами и секторами.

Источник: Александр Маляревский