5 ноября 2014 г.
Рынок смартфонов продолжает быстро расти, но это не значит, что на нем нет места для новых игроков. По итогам третьего квартала 2014 года эта отрасль в глобальном отношении выросла сразу на 25,2%. Всего за июль-сентябрь этого года в мире было продано 327,6 млн смартфонов, тогда как за аналогичный период прошлого года — только 301,3 млн штук. Такие цифры приводит аналитическая компания IDC.
«Несмотря на то, что многим кажется, будто рынок замедляется, а интерес к смартфонам падает, рынок продолжает расти и ставить новые рекорды», — говорит аналитик IDC Райан Рейт. По его словам, в развитых государствах поставки смартфонов растут с примерной скоростью в 10% в год, а в странах с развивающейся экономикой наблюдается динамика на уровне 30% в год.
Рейт вспомнил и о собственных ошибках: ранее аналитики IDC полагали, что в бедных развивающихся странах доминировать на рынке будут обычные мобильные телефоны, а уже в богатых странах — смартфоны. Оказалось, что «умные» мобильники предпочитают и там, и там. Все — благодаря тому, что смартфоны стали стремительно дешеветь благодаря появлению на рынке мощных сильных игроков.
Так, в этом году третье место в списке крупнейших производителей смартфонов в мире заняла китайская компания Xiaomi. Преимущества ее гаджетов: сочетание высокой производительности, отменного качества и крайне привлекательной цены, а также желание и возможности заниматься развитием собственной операционной системы. Результат — рост продаж за год на уровне 211,3%. За отчетный период китайский вендор продал 17,3 млн своих смартфонов. Ее доля на рынке в настоящее время составляет 5,3%.
По мнению Рейта, из-за таких компаний как Xiaomi, производителям смартфонов будет все труднее зарабатывать на смартфонах, поскольку они становятся товаром широкого народного потребления. Единственная компания, которая в настоящее время работает с предельно высокой маржой — Apple. Но тут ее уникальное конкурентное преимущество состоит скорее не в самом «железе», а в той программно-контентной экосистеме, которая выстроена вокруг ее устройств.
Успех Xiaomi уже оценили также аналитики из компании IHS iSuppli. Здесь также полагают, что китайская компания уже де-факто является третьим по величине производителем «умных» мобильных телефонов. В четвертом квартале производитель может только закрепить свой высокий результат: флагманский смартфон Mi4 пользуется высоким спросом, утверждают аналитики практически всех исследовательских организаций. Пока, правда, компания в большей степени сосредоточена на работе на внутреннем китайском рынке, а также на рынках соседних, азиатских государств.
Есть определенные успехи также у LG и Lenovo. Их доли на рынке составляют соответственно 5,1% и 5,2% соответственно, но они продолжают стремительно расти. Год назад доля Lenovo была равна 4,7%, доля LG — 4,6%. Корейская компания вообще демонстрирует один рекордный квартал за другим — во многом, конечно, благодаря ее флагманской модели G3, которая пользуется большим спросом не только в Азии, но и в Европе.
Если говорить о лидерах рынка, то здесь аналитики IDC отмечают, в первую очередь, тот факт, что Samsung хоть и остается лидером продаж, начинает терять свою долю на рынке. Если год назад она превышала 32,5%, то в настоящее время составляет всего 23,8%. Причина — усиление конкуренции на рынке во всех сегментах и снижение интереса потребителей к устройствам верхнего сегмента. А ведь на них как раз и сделали ставку в Samsung. По этой причине у Samsung упала не только доля рынка, но и общий объем отгрузок — причем сразу на 8,2%, о 85 млн устройств.
Есть определенные проблемы и у Apple, которая уже можно сказать традиционно занимает вторую позицию рейтинга. Ее доля за год тоже сократилась — хотя и не так значительно, как у Samsung. Смартфонов Apple за квартал было отгружено 39,3 млн штук — это 12% от общей емкости рынка. Год назад ее доля находилась на уровне 12,9%. Падение доли Apple аналитики объясняют тем, что компании становится все труднее и труднее доказывать свое технологическое лидерство по части производства программного обеспечения. Усиление конкуренции в отрасли сказывается на Apple так же серьезно, как и на других лидерах рынка.
Теперь аналитики IDC рассчитывают на то, что поставки смартфонов будут планомерно расти как минимум несколько ближайших недель. При среднегодовом росте в размере 12,7%, уже по итогам 2018 г. глобальные отгрузки превысят 1,8 млрд устройств, заключают аналитики.
При этом главным драйвером отрасли останутся рынки развивающихся стран. Предполагается, что по итогам 2014 года на их долю придется не менее 73,5% от всех поставленных устройств, а к 2018 году и вовсе вырастет до 79,5%. С другой стороны, на развивающихся рынках хорошо будут продаваться бюджетные модели смартфонов (в этом году средняя цена смартфонов в Азиатском регионе упала ниже $250), а в Европе и США будет стабильно расти спрос на модели высокого класса — уже сейчас средняя цена мобильного гаджета здесь превышает $400.
Источник: Константин Шиян, независимый журналист, для CRN/RE