Андрей Анненков

Карл Брюллов, «Последний день Помпеи»

Карл Брюллов написал «Последний день Помпеи» в назидание потомкам, чтобы зритель не расслаблялся и помнил: вона как оно бывает! Одновременно картина несет заряд бодрости. Смотришь на нее и понимаешь, что у нас все не так уж плохо. Хотя как посмотреть.

Посмотреть есть на что. Рушатся статуи вендоров, еще вчера неколебимо стоявшие над рыночной площадью. На головы несчастным падает курс рубля. Ситуация беспросветная в буквальном смысле, просто мрак какой-то. То, что в этом мраке отсвечивает справа вверху и сзади, не должно вводить в заблуждение. Это не солнце, это Везувий, и лучше бы он не отсвечивал.

Везувий здесь олицетворяет бюджетный комитет во время обсуждения годового плана расходов. Там громыхает и полыхает. Детали нам издали не разглядеть, но и без того понятно, что никому нет дела до ИТ-департамента. Хорошо, если что-то дадут на картриджи.

Давайте посмотрим теперь на ближайшую к нам группу лиц. Двое крепких с виду помпеян куда-то тащат размахивающего руками старика, не обращая внимания на очевидное нежелание последнего увольняться.

Все тщетно: оптимизация!

Рядом, стоит только перешагнуть через труп представительницы древнеримского СМБ с голыми си... персями (Минфин лишил ее льгот на выплату страховых взносов), мы видим наивно ищущих спасения под одной на всех тогой сотрудников ИТ-отдела некой помпейской компании. Начальник отдела в смятении простирает беспомощную длань, но его сотрудница не потеряла еще надежды на спасение и трогательно прижимает к себе сисадминов.

А кто этот полуголый на коне справа, куда он намылился? Это — разработчик. Его происходящее волнует постольку поскольку, он-то не пропадет, глядишь, успеет доскакать до порта и забраться на ближайшую галеру до Калифорнии.

Слева на переднем плане, с крестом на шее, в красном, не обращая внимания на чад и домочадцев, стоящих тут же на коленях, притаился системный интегратор. Он вполне владеет собой и надеется на новые заказы после катаклизма.

Не осознал еще серьезность положения, не то бежал бы, как его коллега в белом за спиной у сотрудников технического отдела: прихватил, негодяй, что-то явно ценное — и деру.

Что это за беспорядочная тусовка на ступенях крыльца? Кто эти люди? Ба, да это отраслевые ассоциации! Что-то делят.

На противоположной стороне полотна, справа, на переднем плане скорбная фигура регулятора. На его руках повисла обессиленная отрасль.

«Ох елки-палки, да как же я ее теперь отрегулирую?» — беззвучно вопрошает несчастный.

Слева от регулятора — аллегорическое изображение коррупционной составляющей. Участник конкурса договаривается с заказчиком.

«Ладно, брат, сам видишь, какие тут дела, но ты выиграешь, отвечаю!» — говорит заказчик.

«Десять, нет, пятнадцать процентов!» — одними губами шепчет участник.

Картину, как видим, можно без труда интерпретировать. Одно только не подлежит объяснению: а где рабы? Все же это Рим, а не крестный ход в Курской губернии. Рабы должны быть.

Тут у Брюллова очевидный баг.

Андрей Анненков — шеф-редактор D-Russia.ru

Перейти к содержанию