Руководитель российской компании-разработчика делает ставку на западное ПО

Менее года назад Владимир Пичугин, генеральный директор компании «Интеллект-сервис», подводя предварительные итоги 2003 г., подчеркивал, что главной задачей компании остается разработка и продвижение систем серии БЭСТ (см. CRN/RE № 20/2003).

Но сегодня он, похоже, изменил свои приоритеты. «Западные продукты имеют большие перспективы на нашем рынке, — утверждает он. — Мы поняли, что российские продукты по качеству и функциональности не дотягивают до их уровня. Более того, я уверен, что в России практически очень сложно создать продукт уровня западных лидеров. Это требует гигантских вложений, а российские компании такими ресурсами не располагают. Поэтому мы взялись за западные продукты, и, как видим теперь, это решение себя оправдало».

В бизнесе по внедрению готовых западных решений Владимир Пичугин увидел новые перспективы и для себя лично. «Заниматься все время одним и тем же устаешь, — говорит он. — Американцы считают, что характер деятельности надо менять раз в пять лет, а я задержался... Сейчас чувствую новый импульс к развитию, появилось настроение и желание работать». Владимир Пичугин полностью сосредоточился на бизнесе, связанном с продвижением и продажей систем западного производства. Его предпочтения отразились в изменении структуры компании «Интеллект-сервис».

Фактически компания разделена на три финансово независимых фирмы: собственно «Интеллект-сервис» (работает только с системами западного производства) и две новые структуры — московская БЭСТ, получившая имя разрабатываемого и распространяемого ею продукта, и киевский «Интеллект-сервис», занимающийся системами БЭСТ Про.

Решение развести брэнды «Интеллект-сервис» и БЭСТ напрашивалось уже давно. Спустя 13 лет после создания компании Владимир Пичугин готов признать, что использование двух равноценных брэндов в качестве названия компании и ее продукта было ошибкой. «То, что компания и ее основной продукт назывались по-разному, неправильно с точки зрения маркетинга, — говорит он. — У клиентов возникала путаница».

Ошибочным сегодня представляется также решение вывести разработку за пределы России: в компании рассчитывали, что себестоимость производства ПО на Украине будет ниже. Оказалось, что это не совсем так.

В разделении компании генеральный директор «Интеллект-сервиса» видит исправление этих ошибок: «Как только у нас появилось второе крупное направление деятельности, связанное с внедрением решений MBS Navision, мы отдали ему один из двух равноценных брэндов. Это разделение брэндов помогло и другому направлению».

По заверению Пичугина, сам он к системам БЭСТ не имеет больше никакого отношения, так же, как к одноименной структуре, продвигающей эти системы. Вообще, вопросы о том, кто станет руководить группой компаний и будет ли существовать такая должность в принципе, остаются открытыми. Их решение, а также окончательное формирование структуры группы отложено минимум на полгода, когда станет «понятно, как все это будет развиваться».

Компания «Интеллект-сервис», руководство которой оставил за собой Владимир Пичугин, полностью сосредоточилась на внедрении решений на базе Navision. В отличие от бизнеса, связанного с продвижением (в основном через партнеров) БЭСТ, новый бизнес ориентирован на работу с конечным пользователем и требует решения других задач. Обновленной «Интеллект-сервис», по словам ее руководителя, достался только раскрученный брэнд. Клиентская база существенно отличается от клиентской базы БЭСТа. Специалистов пришлось искать и обучать заново. «Конечно, специалист по БЭСТ может освоить Navision, но это займет не намного меньше времени, чем подготовка сотрудника с нуля», — говорит Пичугин.

Наиболее активно в компании развивается направление, связанное с внедрением системы Incadea, отраслевого решения на базе Microsoft Navision, предназначенного для автоматизации деятельности автомобильных дилеров. С Incadea Пичугин сумел добиться того, что никак не удавалось с БЭСТ: стать лидером, пусть и на небольшом рынке. Этим также объясняется его повышенное внимание к новому направлению деятельности компании. «Преимущества только у того, кто в лидирующей группе, — утверждает он. — Лучше быть первым на небольшом рынке, чем пятым — на большом». Став одним из многих партнеров MBS, компания «Интеллект-сервис» не захотела довольствоваться ролью догоняющей. «Мы ищем ниши, в которых сможем быть первыми, а наше предложение — уникальным, — поясняет ее руководитель. — Это соответствует и политике Microsoft, ориентированной на продвижение отраслевых решений».

На автомобильном рынке компания нашла для себя благодатную нишу. «Здесь очень интересный бизнес, продвинутый с точки зрения использования ИТ», — говорит Владимир Пичугин. Кроме того, на этом рынке компания не встретила практически никакой конкуренции. До недавнего времени специализированных решений для этого сектора на российском рынке не существовало. «Интеллект-сервис» вышла на разработчика этой системы в поисках подходящего решения для своего клиента — автомобильного дилера. Обнаружив уникальное отраслевое решение, построенное на основе широко распространенной в России системы, в компании решили заняться его локализацией и продвижением.

Надо сказать, что Incadea заметно отличается от других клонов систем MBS. Во-первых, эта система продается по несколько иной схеме: лицензии клиент получает не от Microsoft, а от немецкой фирмы-разработчика Incadea. Во-вторых, функциональность системы значительно изменена; по утверждению специалистов «Интеллект-сервиса», «базовый Navision переписан не менее чем наполовину». В-третьих, Incadea обладает самостоятельным ярким брэндом, что, по мнению руководства «Интеллект-сервиса», имеет немалое значение.

Будучи эксклюзивным партнером Incadea на территории России, компания, по выражению Пичугина, прилагает все силы для продвижения этого решения. «С того, что сделаем, урожай будем собирать только мы», — поясняет он. За год работы российская компания преуспела в продвижении этого брэнда в России. Система стала чуть ли не самой известной на автомобильном рынке. По словам германских партнеров «Интеллект-сервиса», не менее 50% ссылок, найденных ими по Incadea в поисковой системе, ведут на российские серверы.

«Интеллект-сервис» планирует развиваться в выбранном направлении и уже наметила для себя очередную нишу (какую — пока не сообщается) и ищет решение, способное обеспечить ей лидерство на новом отраслевом рынке.

При таком энтузиазме «Интеллект-сервис» в отношении западных систем и успешном развитии этого бизнеса возникает вопрос: не стало ли разделение компании первым шагом к тому, чтобы полностью избавиться от разработки ПО и продвижения бухгалтерских систем, продать или попросту закрыть этот бизнес. «Этот вопрос не ко мне, а к руководству соответствующих компаний, — уходит от прямого ответа Владимир Пичугин. — Но, судя по тому, с каким энтузиазмом сейчас идет разработка БЭСТ Про и БЭСТ-5, закрытие этого бизнеса на повестке дня не стоит. Кроме того, процесс реструктуризации в группе еще не завершен, поэтому разговор о дальнейшей судьбе БЭСТ мне кажется преждевременным».