Когда всемирно известный поставщик одновременно проводит ребрендинг и меняет свою продуктовую и маркетинговую политику, это всегда привлекает к себе внимание участников рынка. Интерес тем более усиливается, когда такой процесс неожиданно сопровождается сообщениями компании о снижении ее оборотов и прибыльности, а также о массовом сокращении сотрудников.

Именно так начала 2006-й год корпорация Intel, объявив в январе о замене своего логотипа Intel Inside на новый девиз Intel. Leap ahead, а также анонсировала новые платформы ViiV для цифрового дома и Centrino Duo для мобильных ПК. Затем компания представила платформу vPro для корпоративных ПК и единую микроархитектуру Intel Core, которую она планирует использовать в новых многоядерных процессорах для серверов, настольных ПК и ноутбуков.

Трудные времена

Опубликованный по окончании I квартала 2006 г. финансовый отчет Intel показал, что дела в компании обстоят неважно. Чистая прибыль Intel снизилась на 38,1% и составила 1,35 млрд. долл. (23 цента за акцию) — против 2,18 млрд. долл. (35 центов за акцию) за I квартал 2005 г. Выручка за тот же квартал снизилась на 5,2% и составила 8,94 млрд. долл. — против 9,43 млрд. долл. годом ранее. И это при том, что в январе руководители компании заявляли: в 2006 г. ожидается рост выручки на 6—9% относительно достигнутого в 2005 г. уровня 38,8 млрд. долл. Тогда этот показатель вырос на 13,5% по сравнению с 2004 г.

Еще более драматичным оказался II квартал 2006 г. — прибыль упала еще на 56,6% — до 885 млн. долл. (во II квартале 2005 г. — 2,04 млрд. долл.). На падение прибыльности, несомненно, повлияли убыточность некоторых подразделений корпорации, а также затраты, которые она понесла за счет ценовых войн на рынке процессоров и затоваривания складов в глобальных цепочках поставок. По данным исследовательской фирмы iSupply, скопившиеся на складах к середине года излишки процессоров и наборов микросхем логики (НМЛ) оценивались примерно в 3,1 млрд. долл., из них продукция Intel — на сумму около 1,56 млрд. долл.

Поэтому в апреле 2006 г. Пол Отеллини, президент и главный исполнительный директор Intel, объявил о проведении крупнейшей в истории компании реорганизации: «За 25 лет эры ПК мы потрудились на славу, теперь нам нужно изменить курс, чтобы приспособиться к завтрашним реалиям бизнеса. Наша цель и обязанность — реорганизовать Intel сейчас, пока на это есть средства и время». Он подчеркнул, что руководство тщательно изучает структуру расходов компании и намерено ее реструктурировать, изменяя масштабы и цели Intel.

При этом Пол Отеллини заявил, что, как только будут выявлены неэффективно работающие подразделения, руководство немедленно примет меры. Первым шагом к ликвидации убыточных видов бизнеса стала продажа отделений, занимавшихся телекоммуникационными технологиями и сетевыми процессорами.

Напомним, что 6—7 лет назад Intel активно приобретала компании, занятые разработкой средств связи. Так, в 1999 г. она истратила 2 млрд. долл. на покупку Level One Communications и 1,6 млрд. долл. на приобретение DSP Communications, а в 2000 г. за 1,25 млрд. долл. купила датскую компанию Giga A/S, разрабатывавшую продукты для оптической связи. Все эти приобретения были сделаны с расчетом на то, что Intel сможет стать одним из ведущих поставщиков сетевой продукции и систем мобильной связи. Однако этим планам не суждено было сбыться: корпорация лишь понесла миллионные потери. По данным аналитиков, на рынке мобильной связи в конце 2005 г. Texas Instruments продолжала контролировать 69%, Qualcomm — 17%, Intel же за шесть лет смогла захватить лишь 7%.

В июне 2006 г. Intel объявила о продаже компании Marvell Technology за 600 млн. долл. — своего подразделения, разрабатывавшего коммуникационные процессоры XScale, которые используются в смартфонах и коммуникаторах. Продав этот бизнес, Intel избавилась от 1,4 тыс. разработчиков, которые должны были перейти в Marvell. В августе Intel подписала соглашение о продаже канадской фирме Eicon Networks своего подразделения телекоммуникационных платформ и ПО. По этому соглашению в Eicon должны перейти около 600 сотрудников.

Следующим шагом в процессе пятимесячной реструктуризации Intel стало объявленное в июле увольнение 1 тыс. управляющих по всему миру, самое крупное за последние четыре года сокращение штата. В сентябре руководство корпорации объявило о намерении к середине 2007 г. сократить еще 10,5 тыс. сотрудников, что позволит сэкономить 2 млрд. долл. эксплуатационных расходов в будущем году и 3 млрд. долл. в 2008 г.

По мнению аналитиков, Intel сможет добиться дополнительной экономии, приостановив строительство двух новых фабрик Fab 32 и Fab 28 в Аризоне и Израиле, для завершения которого компании требуется израсходовать почти 6,5 млрд. долл. Были высказаны предположения, что Intel продаст свое производство флэш-памяти, поскольку вместе с нерентабельными коммуникационными подразделениями во II квартале оно принесло 800 млн. долл. убытков при 1,9 млрд. прибыли от основных видов коммерческой деятельности. Однако Пол Отеллини исключил возможность продажи производства флэш-памяти, которое входит в комплекс разработки и выпуска продуктов, создавших Intel мировую известность: процессоры, НМЛ и системные платы.

Конкурентная борьба

В последний год на рынке процессоров Intel испытывает сильное давление со стороны конкурента — AMD, в чем большинство аналитиков видят основную причину ухудшения финансовых показателей работы компании. По данным Mercury Research, рыночная доля AMD во II квартале этого года достигла (в целом по всем сегментам) 21,6%, рост в сегменте настольных ПК и серверов составил 0,6 и 3% соответственно. Причем в сегменте серверов доля систем на базе процессоров AMD Opteron достигла 25,9%, и они обеспечили 20,2% дохода производителей систем x86.

И если Intel объявила о снижении финансовых показателей во II квартале, то AMD в этот период заметно прибавила — объем ее продаж составил 1,22 млрд. долл., увеличившись на 52,6% по сравнению с аналогичным периодом 2005 г., а прибыль выросла на 22,9% (по сравнению с прошлым годом) и достигла 102 млн. долл.

Причем, как считают руководители AMD, подобных результатов компании удалось добиться прежде всего за счет признания ее продуктов и технологий ведущими мировыми производителями ПК и серверов и корпоративными заказчиками, которые еще три года назад даже не рассматривали возможности закупки компьютеров на основе процессоров AMD. Так, Acer, Fujitsu Siemens Computers, HP, Lenovo, Sun Microsystems объявили о выпуске настольных ПК и «тонких клиентов» на базе процессоров AMD.

Но наиболее важным для AMD достижением стало то, что ведущие производители серверов — Fujitsu Siemens Computers, HP, IBM и Sun включили в основную номенклатуру продукты на основе Opteron. Как отмечают руководители AMD, начиная с 2004 г. число ежегодно выпускаемых платформ на процессорах Opteron возрастает вдвое. Например, сразу после выпуска в августе 2006 г. двухъядерных процессоров Opteron Rev F нового поколения IBM анонсировала пять новых серверов на базе этих ЦП, а Sun — серию Galaxy, в том числе blade-серверы, наиболее быстрорастущий вид серверных продуктов.

Наконец, в мае Dell, остававшаяся единственным и неизменным приверженцем процессоров Intel, заявила о намерении представить к концу года серверы на базе двухъядерных процессоров Opteron, а спустя три месяца объявила о расширении спектра компьютеров с использованием процессоров AMD, добавив к серверам настольные ПК Dimension. Причем, по просочившимся в печать сведениям, в период с IV квартала 2006 г. по IV квартал 2007 г. Dell планирует приобрести около 20 млн. процессоров AMD, из которых 4 млн. будут использованы в ноутбуках, а 16 млн. — в настольных ПК и серверах Dell.

За прошедшие три года AMD сумела решить основную задачу — выход на рынок корпоративных клиентов, и сейчас более 90 из 100 крупнейших компаний рейтинга Forbes Global 2000 (или их дочерние предприятия) используют в своих корпоративных ИС системы с процессорами AMD.

Еще одним убедительным в глазах заказчиков успехом AMD стал рост числа систем, построенных на базе Opteron, в списке 500 самых быстродействующих суперкомпьютеров. Год назад число таких систем составляло всего 25, а к середине 2006 г. возросло до 81, в то время как систем, созданных на базе процессоров Intel Xeon, за год стало меньше (с 333 до 118). Уменьшилось также и количество суперкомпьютеров на базе Intel Itanium — с 79 до 37.

Отвечая на вызов соперника

Стремясь остановить снижение своей доли рынка, Intel кардинально обновляет семейство своих процессоров и НМЛ. «В середине года мы выпустим новые, более экономичные и высокопроизводительные процессоры на базе двухъядерной микроархитектуры Core, которые позволят изменить ситуацию во всех сегментах», — сказал в конце I квартала Пол Отеллини.

Здесь нужно отметить заявление финансового директора Intel Энди Брайанта, который пояснил, что начавшийся в компании процесс борьбы за экономию будет идти на фоне повышенных расходов на производство процессоров. В этом году Intel намерена наращивать мощности для выпуска ЦП по передовой технологии с нормами 65 нм и расширять выпуск многоядерных процессоров, что потребует немалых затрат. По утверждению Энди Брайанта, производственные расходы достигнут максимума в III квартале, после чего выпуск продуктов на основе более эффективной технологии позволит снизить затраты.

Современные компьютеры — серверы и настольные ПК, как правило, работают в многозадачном режиме, и время выполнения ими отдельных задач зависит от производительности системы. Но если раньше Intel утверждала, что производительность компьютера всецело зависит от тактовой частоты процессора, то после неудач с выпуском Pentium 4 с частотой более 4 ГГц (процессоры потребляли почти 150 Вт и перегревались) компания, вслед за AMD, которая еще в августе 2004 г. продемонстрировала первый в архитектуре x86 двухъядерный ЦП Opteron, начала разработки многоядерных процессоров. Такие устройства могут не обладать высокой тактовой частотой, зато потребляют меньше энергии и в состоянии одновременно обработать несколько задач, тем самым увеличивая производительность систем.

Считая рынок серверов своим «слабым звеном», Intel выпустила в июне двухъядерный процессор Xeon Woodcrest для 2-процессорных серверов и в сентябре — ЦП Xeon Tulsa для 4-процессорных серверов. Затем были анонсированы двухъядерные процессоры Conroe для настольных ПК и Merom для ноутбуков. Intel спешит и переносит сроки выпуска новых ЦП с 2007-го на конец текущего года: речь идет о первых четырехъядерных процессорах: серверном Xeon (Clovertown) и процессоре для настольных ПК Kentsfield.

Когда технологии имеют значение

Смогут ли превзойти новые процессоры Intel конкурирующие продукты AMD и прежде всего процессоры Opteron для серверов? Как отметил Ян Силверман, старший вице-президент корпоративной стратегии компании Cray (известного производителя суперкомпьютеров), было время, когда Intel вела за собой промышленность, но начиная с 2003 г. — тогда AMD вывела на рынок архитектуру 64-разрядных вычислений «AMD64» — Intel лишь следовала за конкурентом: «Они опоздали с выпуском процессоров с низким энергопотреблением, затем пропустили срок выпуска двухъядерных ЦП, а сейчас говорят о намерении скопировать архитектуру Opteron и использовать ее в своих будущих продуктах».

Действительно, выпущенный в 2003 г. Opteron использовал архитектуру Direct Connect Architecture, существенно отличавшуюся от ранее используемой в процессорах х86. В этой архитектуре применяется интегрированный в кристалл процессора контроллер памяти (КП), а ядро процессора с помощью интегрированной шины HyperTransport напрямую соединяется с внешней средой (другими процессорами и подсистемой ввода/вывода), что позволяет всем компонентам взаимодействовать на тактовой частоте ЦП. Такая архитектура была поддержана многими производителями, в том числе Apple, Broadcom, Cray, IBM, NEC, Network Appliance, Sun Microsystems, Supermicro, Texas Instruments, образовавшими промышленный консорциум и использующими в своей продукции открытую технологию HyperTransport как стандарт.

В традиционной архитектуре, которой следует Intel, процессор общается с памятью, подсистемой ввода/вывода и другими ЦП через системную шину и НМЛ, работающие на значительно более низких частотах по сравнению с процессором. Именно системная шина становится «узким местом» в компьютере, вызывая задержки при пересылке команд и данных и приводя к снижению общей производительности системы. Этот недостаток Intel пытается устранить, выпуская процессоры с большим объемом кэш-памяти, что, по мнению компании, снижает потребность в интегрированном на кристалле КП.

«Единственный подход, который лучше встроенного КП, — это размещение памяти внутри чипа. Никто не покупает процессоры, руководствуясь тем, имеется в них встроенный КП или нет. Их покупают исходя из общей производительности платформы», — заявил на конференции IDF Пол Отеллини. Но в последние годы именно по производительности системы на базе процессоров AMD выходили в лидеры, что и позволило конкуренту отбирать у Intel долю рынка.

Intel однажды уже разрабатывала процессор Timna со встроенным КП, ориентируясь на память Rambus, но провал последней привел к прекращению проекта Timna. Хотя не только AMD использует КП как часть архитектуры Direct Connect Architecture в своих процессорах x86. Встроенные КП можно найти и в процессорах IBM Power и UltraSparc Sun
Microsystems.

Сейчас Intel начинает новый проект по разработке технологии единого системного интерфейса Common System Interface (CSI), который должен появиться в ее процессорах в 2008 г. Технология CSI предусматривает прямую связь ядер будущих процессоров между собой и с подсистемой ввода/вывода, а также размещение на кристалле интегрированного КП, т. е. заимствование дизайна AMD Direct Connect Architecture, о чем говорил Ян Силверман. Однако он подчеркивает, что технология HyperTransport является открытым стандартом, что обеспечивает производителям компьютеров большую выгоду: «Хотя для использования HyperTransport нужно приобретать лицензию, эти условия более приемлемы, чем то, что предлагала до последнего времени Intel».

«Главным преимуществом CSI станет повышение производительности за счет прямой связи между ЦП в многопроцессорных системах. Это уменьшит время их взаимодействия, а интегрированный КП сократит срок ожидания выборки данных из памяти», — отметил Крэйг Черч, директор по разработке серверов компании Unisys, вошедшей в сообщество производителей систем на базе Intel Itanium. Его поддержал коллега, Марк Феверстон, директор подразделения серверов масштаба предприятий Unisys: «CSI позволит нам объединять серверы с ЦП Itanium и ЦП Xeon на основе общей платформы и формировать решения для клиентов более экономичным способом». Однако технология CSI, как уточнил Том Килрой, генеральный директор Intel Digital Enterprise Group, будет использована лишь в новом процессоре семейства Itanium, а в семействе Xeon ее появления нужно ожидать не ранее 2009 г.

Но и AMD не намерена останавливаться, и в будущих продуктах планирует использовать усовершенствованную технологию HyperTransport 3.0, которая позволит почти вдвое повысить скорости обмена данными и создавать 16-процессорные серверы взамен 8-процессорных.

Не только производительность, но и экономия

А пока выпустив двухъядерный процессор Xeon Woodcrest, Intel заявила, что он превзошел на 10—30% AMD Opteron по производительности, и представила результаты ряда независимых тестов. Однако, как отметил Джузеппе Амато, технический директор отдела продаж AMD в регионе ЕМЕА, эти результаты мало о чем говорят. Во-первых, использованные тесты создавались давно и не могут правильно отражать работу систем с многоядерными процессорами в многозадачной среде. Во-вторых, они разработаны для оценки производительности процессора и встроенного кэша и используют искусственную оптимизацию, в то время как реальные приложения заказчиков нагружают все компоненты системы — ЦП, память, подсистему ввода/вывода.

«Поэтому в своих оценках мы ориентируемся на общие показатели работы систем, которые они демонстрируют в реальных условиях — производительность, возможность работы в многозадачной среде, экономия энергии. Мы позволили Intel выиграть в синтетических тестах, но сами ориентируемся на приложения клиентов», — подчеркнул Джузеппе Амато. Он сказал, что в настоящее время все чаще заказчики применяют средства виртуализации, которые позволяют более эффективно использовать ресурсы компьютеров. Но благодаря наличию в Opteron встроенного КП с возможностью управления страницами памяти, системы на базе этих процессоров обслуживают виртуальные машины более производительно и эффективно, чем системы на базе Xeon.

Амато также отметил, что AMD, выпустив в августе новые ЦП Opteron Rev F, использовала в них оптимизированную технологию энергосбережения PowerNow! OPM, которая позволяет сократить потребляемую процессорами мощность на 75%. Кроме того, Opteron Rev F работает в связке с памятью DDR2, которая менее энергоемка и меньше греется, чем память FB-DIMM, применяемая с новыми Xeon Woodcrest. И хотя в режимах максимальной нагрузки Opteron потребляет больше, серверы на его основе оказываются экономичнее систем на ЦП Intel, а значит, и рентабельнее для заказчиков.

«Сейчас Intel почти достигла паритета с нашими продуктами, но в 2007 г. после выпуска четырехъядерных процессоров мы вновь восстановим наше лидерство. Тем более, что новые ЦП будут полностью совместимы с выпускаемыми двухъядерными Opteron Rev F, и для модернизации заказчикам не придется заменять системы», — заявил Джузеппе Амато. Он сказал, что AMD создает новые процессоры в виде четырех ядер на одном кристалле, в то время как четырехъядерный серверный процессор Intel Xeon (Clovertown) представляет собой два двухъядерных ЦП Woodcrest, размещенных в одном корпусе. Это различие в конструкции процессоров даст AMD выигрыш в производительности и энергопотреблении — в новых Opteron оно останется на прежнем уровне, а у Clovertown возрастет. Все это дает основание считать, что, выбирая сервер, заказчики по-прежнему предпочтут систему на базе процессоров AMD.

Вместо заключения

План активного противодействия конкуренту, о котором рассказал в апреле Пол Отеллини, предполагает ускоренную разработку новых архитектур и дизайна процессоров, уменьшение их жизненного цикла с шести лет (срок существования архитектуры Pentium 4) до двух.

«Ускорить разработку и выпуск продуктов Intel сможет уже хотя бы потому, что сейчас она начала использовать единую архитектуру Core в процессорах для серверов, настольных и мобильных ПК, — считает аналитик American Technology Research Дуг Фридман. — Вот только поспеют ли разработчики ПО за такими темпами? И сможет ли рынок воспринять все вновь появляющиеся системы и технологии, которые Intel намерена выводить каждые два года, если средний срок службы компьютеров останется на прежнем уровне — три-четыре года?».