Еще в мае новость о том, что компания Infor покупает SSA Global, вызвала живой интерес ИТ-рынка. В августе сделка была официально завершена. Практически одновременно Infor поглотила сразу три компании: SSA Global, Extensity и Systems Union Group (эти разработчики и поставщики решений по управлению финансами на российском рынке практически не известны) на общую сумму 3,825 млрд. долл. Теперь годовая прибыль Infor оценивается в 2,1 млрд. долл., компания владеет офисами в 100 странах и имеет более 70 тыс. клиентов. По этим двум показателям Infor превосходит Oracle и SAP.

После завершения сделки Infor оказалась не только самой быстрорастущей компанией в мире, но и встала в один ряд с лидерами рынков ERP, CRM и SCM (Supply Chain Management, управление цепочками поставок). Gartner считает, что теперь по уровню дохода она занимает на этих рынках третье место.

Хорошо быть большим, но в этом есть и сложности. Поскольку не только сама Infor, но и купленная ею SSA Global активно скупала более мелкие компании (за три последние года Infor и SSA Global приобрели более 20 фирм каждая), в портфеле Infor оказались десятки приложений на нескольких различных платформах. Как их будут развивать, пока не сообщается, да и объединить десятки команд разного масштаба в одну организацию быстро вряд ли возможно. Кроме того, в такие смутные для вендора времена клиенты обычно предпочитают подождать, когда он разберется со своими планами, определит политику развития приложений, и либо откладывают покупку, либо выбирают другие продукты. Так что спад спроса неминуем.

Ситуация в России тоже довольно запутанная. Представительства вендора в стране как не было, так и нет — ни поглощенного, ни поглотившего. И Infor, и SSA Global, и другие купленные фирмы, такие, как, например, Datastream, имели в России партнеров, в том числе ЛАНИТ, GMCS, «i2 СНГ», «ЭпикРус», Datastream Solutions. Каким образом теперь будет координироваться работа партнерской сети, как и какие именно приложения планируется продвигать, кто займется локализацией — пока все это неясно. Нет ясности и в том, захочет ли Infor вкладывать деньги в российский маркетинг, а если захочет, то насколько это будет серьезно? Пока же на вопрос «изменит ли сделка, совершенная Infor, российский рынок ERP?», руководители интеграторских компаний чаще всего отвечают отрицательно.

Четко формулирует свою позицию по этому вопросу Феликс Гликман, президент и генеральный директор компании TopS Business Integrator. Он считает, что сделка существенного влияния на российский рынок не окажет. ERP-рынок в стране на сегодняшний день фактически поделен между тремя игроками — Oracle, SAP, Microsoft — и компании Infor будет очень трудно занять достойное ее решениям положение, полагает он. «Они упустили время, — считает Гликман. — Последние три года рынок Baan в России почти не развивался, компания вела неправильную, на мой взгляд, политику: отсутствие российского представительства, предоставление права на локализацию сразу двум компаниям и т. д. Такие системы вообще нельзя продавать из-за границы — вендор должен поддерживать их здесь, продвигать, следить за правильной локализацией. А в результате, когда есть предложение от вендоров уровня SAP, Oracle, Microsoft, нашему заказчику нет смысла рисковать, выбирая не очень известную систему».

Кроме невнятной политики вендора (что при желании изменить можно), есть другое обстоятельство более общего характера, которое может помешать Infor реально стать третьей на российском рынке ERP. Ее «конек» — не глобальные системы, а решения «лучшие в своем классе» — best of breed.

По мнению Гликмана, использование такого подхода требует сильного управления проектом со стороны клиента и доверия к исполнителю, т. е. предоставления ему необходимых полномочий. Сегодняшнее состояние российской ИТ-индустрии не позволяет применять этот подход, утверждает глава TopS BI. «Наш рынок пока «не дорос». Мы проходим этап, когда, в первую очередь, требуется бэк-офис, ERP-системы. Именно поэтому пока сложно найти свое место даже очень хорошим специализированным решениям, таким, например, как решения SSA Global в области логистики, если поставщиком такого продукта не является один из лидирующих на нашем рынке производителей».

Проведенное в прошлом году журналом Intelligent Enterprise исследование «Практика применения ИТ на российских предприятиях», в котором приняли участие представители компаний-заказчиков, подтверждает точку зрения Феликса Гликмана.

Из этих данных видно, что продукты «лучший в своем классе» заказчики предпочитают универсальным комплексным системам только для автоматизации работы с информацией. Однако есть еще три типа задач (управление отношениями с клиентами, бюджетирование и корпоративное управление, разработка новых продуктов и сервисов), где более 20% респондентов считают оптимальным использовать лучшие в своем классе продукты. Часть программных решений Infor именно их и решает. Так что в основном от политики вендора и маркетинга будет зависеть, прав ли Феликс Гликман, утверждая следующее: «не умаляя качества и заслуг решений, входящих в портфель Infor, все же думаю, что эта компания на нашем рынке останется в ближайшее время периферийным игроком. Просто само состояние рынка таково, что сегодня ему не до «тонких игр»».

Вполне естественно, что Александр Петров, директор по развитию бизнеса компании «ЭпикРус»*, придерживается противоположной точки зрения. «Финансовая стабильность и репутация Infor как перспективного поставщика будут серьезно влиять на конъюнктуру рынка», — уверен он. Петров не отрицает, что узнаваемость торговой марки во многом обусловлена маркетинговыми программами, большой бюджет позволяет брендам всегда быть на «слуху», в том числе и в сфере ИТ. Но ситуация меняется, считает он: «Российский рынок cтал более зрелым, повысился уровень запросов. Предриятие выбирает систему, которая сможет решить все стоящие перед ним задачи». По мнению Александра Петрова, фактор технологичности выходит на первое место. До момента слияния обособленность компаний предопределяла объемы бюджетов на развитие их систем, а после слияния инвестиции могут увеличиться. В перспективе реальной альтернативой трем вендорам — SAP, Oracle, Microsoft Business Solutions — может стать только Infor, уверен руководитель «ЭпикРус».

Но и деньги, безусловно, не помешают: «Мы рассчитываем, что в свете последних слияний Infor усилит маркетинговую активность, в том числе и в России, — говорит Петров. — Это позволит повысить узнаваемость бренда». Он сообщил, что на конец сентября планируется визит первых лиц Infor в офис «ЭпикРус», на встрече будут обсуждаться стратегическое партнерство и развитие отношений.

Игорь Карпачев, генеральный директор компании «i2 СНГ» (продвигает продукты класса SCM, разработанные SSA Global), заявляет, что открытие вендором своего представительства в России для его компании просто «рабочий момент», так как система взаимодействия с партнерами не изменится, и «мы по-прежнему будем получать необходимую поддержку от материнской компании». Карпачев уверен, что каждое направление, в котором Infor сильна (дистрибуция, дискретное производство, управление цепочками поставок, складские системы, системы для бюджетирования) является для вендора стратегическим, поэтому будет поддерживаться дальнейшими инвестициями и развитием новой функциональности. «По WMS-решениям у нас есть план развития продуктов на ближайшие три года, — говорит он. — Новые версии систем по управлению складом выходят каждые полгода и всегда сопровождаются новым функционалом». Для «i2 СНГ» после объединения SSA Global с Infor он видит новые возможности: продвижение продуктов объединенного SCM-портфеля. «Это относится к системам планирования спроса, производства и дистрибуции, в основном нацеленным на рынок средних предприятий, что значительно усиливает наши предложения для этой категории клиентов», — отмечает Карпачев.

* Компания «ЭпикРус» — партнер Infor с 2001 г. — впервые в России внедрила систему управления производством
infor:COM. С того времени продвигает эту систему на российском рынке.