В октябре торговой марке Sven исполнилось 15 лет. Продукция Sven (в первую очередь компьютерная акустика) хорошо известна рынку, но при этом не только обычные покупатели, но и профессионалы зачастую не знают, кому же принадлежит этот бренд. До недавнего времени его владельцы не стремились к особой «публичности». Это порождало немало мифов — Sven называли и скандинавской, и китайской, и даже украинской компанией...

На самом деле Sven — это российский бренд, его название имеет русские корни. Группа компаний Sven ведет свою историю с 1991 г. Именно тогда на рынке появились первые товары под этой торговой маркой — сетевые фильтры. Их сборка «в рамках конверсии» была организована на оборонном заводе Брянска. Одна из достопримечательностей этого города — Свенский Свято-Успенский монастырь, построенный в XIII веке на реке Свень. Брянск расположен на пересечении многих торговых путей между городами России, Украины, Белоруссии. Здесь проводились ежегодные Свенские ярмарки, в свое время по популярности не уступавшие знаменитым Нижегородским. Компания, разместившая заказ на сборку сетевых фильтров Sven, называлась «Свенская ярмарка».

Помимо производства сетевых фильтров в начале 90-х компания занималась дистрибуцией «околокомпьютерных» товаров из Китая. В частности, компьютерной мебели. В то время в России еще не было налажено ее производство, а представленные на рынке компьютерные столы из Европы стоили недешево — 200—300 долл. Недорогие китайские изделия пользовались устойчивым спросом. Работа в этом сегменте позволила приобрести стартовый капитал для других проектов. Помимо мебели из Китая были налажены поставки дешевых компьютерных акустических колонок, выполненных из пластмассы. Звуковые платы, устанавливавшиеся в ПК, были довольно примитивны, и дорогих систем, обеспечивавших сложное звучание, в то время не требовалось.

Нарабатывался опыт взаимодействия с китайскими производителями, налаживались схемы логистики. В середине 90-х в Китай было перенесено производство сетевых фильтров Sven. Оказалось, что в условиях оборонного завода обеспечить их массовое производство сложно. В первую очередь, из-за проблем с поставками комплектующих. Вскоре пришлось отказаться от импорта компьютерных столов — выросли таможенные ставки на ввоз мебели, и, кроме того, российские фабрики наконец-то смогли наладить ее производство.

В конце 90-х компания значительно расширила ассортимент ввозимой продукции и стала предлагать клавиатуры, «мыши», наушники, микрофоны. Спустя некоторое время было принято решение отказаться от дистрибуции продуктов под чужими торговыми марками, и сейчас эти товарные линейки присутствуют в ассортименте под брендом Sven.

К концу прошлого века значительно повысилось качество звука, которое мог обеспечить домашний ПК. Массовый рынок уже «созрел» для более сложной и дорогой акустики, в том числе и систем 5.1. Руководство Sven сумело вовремя увидеть эту относительно свободную нишу, на российский рынок начались поставки акустических колонок из дерева. По словам директора по развитию бизнеса Игоря Дуброва, в течение двух лет в этом сегменте практически не было конкуренции, и это позволило торговой марке Sven значительно укрепить свои позиции на рынке.

В последние годы ассортимент продукции, выпускаемой под брендом Sven, значительно расширился. Освоены новые сегменты — ИБП и батареи для корпоративных пользователей, а также бытовая электроника (акустические системы и усилители для «домашнего кинотеатра», DVD-проигрыватели). В прошлом году на рынке появились три модели ЖК-телевизоров Sven (с диагональю 20, 26 и 32 дюйма).

На сегодняшний день под этой торговой маркой в общей сложности производится более 150 наименований продукции. В ближайшее время расширять ассортимент за счет появления новых продуктовых линеек не планируется, но существующий модельный ряд в этом году должен обновиться примерно на треть.

Основную часть оборота по-прежнему приносят продажи акустических систем для ПК (65—70%). Примерно равные доли в структуре продаж занимают ИБП, компьютерные аксессуары и бытовая электроника (каждая из этих товарных групп — от 7 до 12%). При этом наиболее динамично развивается направление ИБП. Общий оборот группы компаний последние 2—3 года растет на 15—20%.

С самого начала логистика поставок была ориентирована на длительный цикл. С момента размещения заказа до доставки товара в Москву проходит 3—4 месяца. Это, по всей видимости, отражается и на ассортименте. «Мы не занимаемся «скоропортящимися» товарами, цены на них не должны колебаться в течение достаточно длительного срока», — отмечает Игорь Дубров.

Сегодня группа Sven сотрудничает с 15 китайскими фабриками. Как подчеркивает Игорь Дубров, на выпускаемую ими продукцию не просто наносится логотип Sven, российские специалисты активно участвуют в ее разработке: «Есть продукты, разработанные нами с нуля, начиная с дизайна, подбора комплектующих и использования нашего «ноу-хау»». Кроме того, представители Sven контролируют процесс производства, осуществляют проверку и тестирование продукции. Вместе с тем руководители группы Sven не исключают, что производство отдельных товаров может быть перенесено в Россию, поскольку в последнее время значительно усложнились схемы логистики и правила таможенного законодательства.

Дистрибуция продукции Sven далека от «классической схемы». Входящая в группу компания «Атри-М» является эксклюзивным (и моновендорным) дистрибьютором. По словам руководителя отдела продаж Валерия Трусова, у «Атри-М» примерно 60 прямых партнеров (в том числе «Ашан» и «М.видео», а также компания Merlion, которая развивает сеть «Позитроника»). Большинство прямых партнеров — региональные компании (в основном субдистрибьюторы или владельцы локальных розничных сетей). Условия сотрудничества для каждого из таких партнеров обговариваются в индивидуальном порядке. Партнеров второго уровня, продающих продукцию Sven, подсчитать сложно, но на сайте группы компаний зарегистрировались около 200 фирм.

Выстраивание этой партнерской сети, похожей на двухуровневую, началось лишь пару лет назад. До этого она не ранжировалась, и почти две сотни компаний фактически являлись прямыми партнерами по продуктам Sven. Для сокращения их числа были ужесточены требования по минимальным объемам закупок и поддержке ассортимента продукции. Как утверждает Валерий Трусов, подобные шаги практически не привели к потерям в продажах. Кроме, пожалуй, единственного исключения — пришлось отказаться от сотрудничества с некоторыми салонами, специализирующимися на аудио- и видеотехнике класса hi-end. Они привыкли работать с высокой маржой, закупать малое количество товара и получать значительные отсрочки платежей. Вместе с тем, по словам Трусова, эти незначительные потери с лихвой были возмещены тем, что бытовая электроника Sven стала более востребована компьютерным каналом и, в итоге, более доступна потребителям. Перестройка канала сбыта продолжается, и, в конечном итоге, по мнению Валерия Трусова, у Sven должно остаться примерно 10 прямых партнеров.