Рынок устройств печати — один из самых неоднородных и сегментированных. В прошлом году и эксперты, и участники рынка предполагали, что 2018 г. в целом пройдет под знаком стабильности. Некоторые аналитики считали, что на рынке «происходит переосмысление самого понятия услуг печати» и все большее количество компаний обращается к аутсорсингу. В целом их прогнозы себя оправдали.

Согласно данным IDC, российский рынок устройств печати в 2018 г. вырос на 9% в штуках, до 2,58 млн., а в денежном выражении — на 6,5%, до 630 млн. долл. В общем объеме продаж на лазерную технику пришлось около 1,78 млн. устройств, в том числе почти 1,38 млн. — на МФУ. Количество проданных струйных аппаратов чуть превысило 815 тыс. штук, большинство из которых также являются МФУ — их поставлено более 667 тыс. штук.

«В целом в прошедшем 2018 г. отмечалась положительная динамика поставок, что можно объяснить относительной стабилизацией экономической ситуации и соответственно удовлетворением отложенного спроса в различных потребительских сегментах, — говорит ведущий аналитик IDC Russia & CIS Константин Макаренков. — В качественном плане структура поставок продолжает меняться: лазерные устройства класса low end (20–30 стр./мин) постепенно уходят с рынка: вендоры теряют к ним интерес, т. к. не видят возможности продать достаточные объемы оригинальных расходных материалов. В то же время в течение 2018 г. мы отмечали стабильный рост поставок лазерных устройств (>30 стр/мин.), что свидетельствует об относительно лучшем состоянии корпоративного сектора рынка. Если говорить об услугах печати, то недавние исследования IDC, проведенные в России, показали, что превалирующая часть компаний все еще предпочитает закупать оборудование как единовременную транзакцию, а не в рамках долговременного контракта. Контрактная основа приобретения услуг печати пока характерна для средних и больших участников рынка. Более благоприятная ситуация с закупками расходных материалов: здесь наряду с единовременными закупками широко практикуются и контрактные поставки».

По оценкам ITResearch, итоговые показатели продаж на российском рынке принтеров и настольных МФУ оказались «лучше ожиданий». Общее количество проданных устройств в 2018 г. превысило 2,3 млн. шт., что больше показателя предыдущего года на 6,3%. Денежный объем рынка составил около 509 млн. долл. Некоторое снижение показателя по отношению к предыдущему году (526 млн. долл. в 2017 г.) произошло, по мнению аналитиков, в основном «из-за возобновившейся эрозии цен».

По данным ITResearch, наиболее удачным оказался последний квартал года, когда продажи были гораздо больше обычных. Причинами этого, по мнению аналитиков, вполне мог стать отложенный спрос, накопленный за предыдущий период экономии бюджетов.

При этом эксперты ITResearch уточняют: рост рынка произошел в основном за счет лазерных устройств (+10% в штуках по отношению к 2017 г.), в то время как продажи в струйном сегменте сократились на 1,8%. Всего за год было продано 1,64 млн. лазерных принтеров и настольных МФУ (положительная динамика появилась впервые с 2012 г.). Другой особенностью года стал опережающий рост лазерных аппаратов, чего не наблюдалось уже много лет. В тройку лидеров лазерного рынка вошли компании HP, Kyocera и Samsung, обеспечившие около 62% всех продаж.

Если говорить о рынке струйных устройств, то, по оценкам ITResearch, основные тренды в структуре продаж здесь не изменились. Несмотря на небольшое падение годовых продаж в штуках, денежный объем рынка «струйников» оказался чуть больше, чем в 2017 г., и превысил 100 млн. долл. Основная причина — структурные изменения сегмента, прежде всего сокращение доли устройств начальной категории и повышение спроса на офисные модели.

По итогам года на долю МФУ пришлось 82% всех проданных «струйников». Основными точкам роста оставались модели со встроенной системой непрерывной подачи чернил (СНПЧ), занимающие все более значимое место в линейках всех вендоров, а также высокопроизводительные принтеры и МФУ, ориентированные на бизнес-приложения. По сравнению с 2017 г. продажи принтеров и МФУ со встроенной СНПЧ увеличились на 10%, а бизнес-струйников — почти наполовину. На бескартриджные модели пришлась почти половина всех проданных струйных устройств. В этой категории по-прежнему лидируют продукты компании Epson, хотя конкуренция со стороны остальных вендоров усилилась. В категории бизнес-струйников основная часть продаж приходится на модели Epson и HP.

Согласно данным компании CONTEXT (она считает только продажи через дистрибьюторский канал), продажи принтерного оборудования через дистрибьюторов в России в 2018 г. выросли на 2,1%. Основной рост пришелся на МФУ: лазерных продано на 4,1% больше, а струйных — на 3,8%. Примечательно, что, по оценкам CONTEXT, российский рынок в 2018 г. показал лучшие результаты, чем рынки большинства европейских стран.

Основной рост рынка произошел за счет потребительских устройств, прежде всего в сегменте лазерных МФУ. По данным CONTEXT, продажи этих устройств в нижней ценовой категории (цена до 100 евро) в 2018 г. выросли на 9,7%, лазерных принтеров — на 13,1%.

Слово игрокам

По мнению руководителя отдела офисных и промышленных технологий российского офиса Ricoh Ильи Базылева, 2018 г. был непростым, но очень интересным: «В первую очередь хотелось бы отметить, что в этот период развивались тенденции, наметившиеся ранее: подавляющее большинство заказчиков отказывались от концепции жесткого ценового демпинга и двигались в сторону добавленной стоимости, добиваясь четкого отличия своего предложения для конечного покупателя от конкурентов. На самом рынке происходит смена лидеров, т. к. заказчики ищут лучшее предложение по соотношению цена/качество/возможности и готовы к любым новым предложениям. Более существенный рост наблюдается по цветным моделям — их предпочитает большое количество заказчиков. Рынок по объему продаж в ряде сегментов восстановился до уровня 2015 г., например, продажи промышленного оборудования увеличились почти на 50% по сравнению с прошлым годом. По данным IDC, рыночная доля Ricoh в III кв. 2018 г. достигла 54% в сегменте средних и тяжелых цветных машин промышленного класса».

«Несмотря на то что общий рост рынка печатной техники был более умеренным, чем в 2017 г., продажи офисных МФУ в 2018 г. также показали положительную динамику, — подчеркнул ведущий менеджер по продукции „Офисное оборудование“ российского офиса Canon Хироо Танахаши. — Объем продаж МФУ Canon в штуках вырос, но претерпел структурные изменения. Мы смогли укрепить свои позиции на рынке, повысив уровень удовлетворенности клиентов благодаря сильной линейке функциональных и надежных продуктов».

По оценкам генерального директора HP Inc. в России Павла Анохина, потребительский рынок устройств печати для дома, малого и среднего бизнеса в 2018 г. суммарно вырос незначительно (в количественном выражении): «Это можно считать хорошим знаком для производителей печатной техники, мы можем рассчитывать на дальнейшие перспективы развития этого сегмента, — подчеркнул Анохин. — Рынок начал постепенно восстанавливаться, за последние несколько лет это первый год, когда показатели имеют положительные значения. Наблюдается рост импорта печатных устройств и увеличение спроса со стороны потребителей».

По мнению экспертов НР, основными «локомотивами» роста рынка в 2018 г. стали струйные аппараты на базе СНПЧ (системы непрерывной подачи чернил) — до 25% в количественном выражении. Компания планирует усилить свое присутствие в этом сегменте в краткосрочном периоде.

«В 2018 г. спрос вырос также на лазерные модели, причем, как в начальном ценовом сегменте, так и в сегменте более продвинутых (в плане функциональных особенностей) устройств, которые востребованы в большей степени представителями бизнеса, — рассказывает Павел Анохин. — В 2018 г. нам удалось укрепить свои позиции в этом сегменте. Также мы наблюдали рост рынка устройств печати для бизнеса. Стоит отметить, что спрос на них уже к началу 2018 г. восстановился после нескольких лет снижения и достиг двузначных значений».

В Epson отметили, что результаты года соответствовали ожиданиям компании. Рынок вырос и в штучном, и в денежном выражении главным образом за счет продаж струйных МФУ. Менеджер по продукту российского представительства Epson Илья Хохлов подчеркнул: «К положительным моментам прежде всего можно отнести рост продаж струйных устройств. В частности, флагманские модели Epson WorkForce Enterprise с линейной печатающей головкой начали вытеснять лазерные принтеры для больших рабочих групп — у наших партнеров есть несколько примеров поставок в крупные организации. Немаловажную роль сыграли универсальность и экономичность моделей. Также стоит отметить дальнейший рост продаж линейки монохромных струйных устройств Epson, которые в 2018 г. составили еще большую конкуренцию монохромным лазерным аппаратам начального и среднего ценовых сегментов».

«По данным аналитического агентства InfoSource, офисный сегмент лазерных устройств форматов А3 и А4 в прошлом году увеличился на 14% — этот показатель даже выше среднегодового темпа, который с 2016 г. находится на уровне 12%, — говорит директор по развитию партнерских продаж Konica Minolta Алексей Михайлапов. — Мы почувствовали влияние положительных тенденций на себе: число запросов заметно увеличилось. При более подробном анализе рынка можно увидеть, что доля полноцветной печати как формата А4, так и формата А3 растет. При этом сегмент монохромной печати А4 стабилен, а формата А3 — падает. Это связано с тем, что стоимость черно-белого отпечатка на современных полноцветных устройствах А3 сопоставима с ценой отпечатка на черно-белых аппратах, — заказчикам просто выгоднее приобретать цветные МФУ. По результатам исследования InfoSource, самый большой среднегодовой темп роста с 2016 г. у сегмента полноцветной печати А4: он составил более 20%. Второе место заняла полноцветная печать А3: больше на 16%. Но в прошлом году именно эта категория показала наибольший рост — 24%. Также растут продажи в среднем и высокопроизводительном сегментах А3-печати со скоростью от 30 до 40 страниц в минуту. Пользователи переходят к более производительным устройствам, тем самым экономя на обслуживании и стоимости отпечатка».

В компании Lexmark отметили, что российский рынок лазерных устройств печати прибавлял (как и в 2017 г.) в основном за счет более высокопроизводительных устройств печати (со скоростью более 30 стр./мин). «Данный сегмент является для нашей компании целевым, — подчеркнул директор по продажам российского офиса Lexmark Вадим Беляков, — и мы сохранили в нем третью позицию по объемам продаж в России как за счет расширения партнерского канала, так и работы с крупнейшими корпоративными заказчиками, среди которых, например, „Сбербанк России“ и „Ростелеком“».

Директор по развитию бизнеса KYOCERA Document Solutions Russia Тарик Альхаурани уверяет, что его компания выросла как в количественном, так и в денежном выражении и расширила присутствие на рынке. Сам же рынок в 2018 г. показал пусть и небольшой, но все же рост.

«По нашим оценкам, в 2018 г. сохранялись основные тренды, сложившиеся еще во второй половине 2016 г., — полагает директор департамента партнерских операций компании Xerox Россия Борис Дубов. — Причем они во многом схожи как в сегменте малой офисной техники, так и на рынке оборудования средней и высокой производительности.

В частности, сетевые печатные устройства по-прежнему опережали персональные модели по росту продаж как в количественном, так и в денежном выражении. При этом средняя стоимость сетевых аппаратов снизилась, что, на наш взгляд, свидетельствует о том, что компании среднего и малого бизнеса вслед за крупными государственными и корпоративными заказчиками стали активно обновлять свои парки. В то же время все более уверенно росли продажи полноцветной офисной техники. Это говорит о том, что компании стабильно наращивают объем цветной печати в офисе».

«Начало 2018 г. было позитивным, корпоративный и розничный сегменты прибавили, и мы надеялись на то, что этот тренд сохранится и спрос только усилится, — рассказывает директор департамента департамент систем печати и сканирования OCS Distribution Александр Кушигин.

Но обозначившийся в начале года рост не привел к существенному годовому приросту по известным экономическим причинам. В числе этих причин можно назвать ослабление курса рубля, которое негативно повлияло на корпоративный сегмент (особенно на заказчиков бюджетной сферы), усиление санкционного давления и ЧМ-2018, повлиявший на уровень деловой активности».

По оценкам Александра Кушигина, в прошедшем году рынок устройств печати менялся в структурном отношении. В лазерном сегменте продолжается тенденция, поддерживаемая большинством производителей, — смещение продаж с персональных продуктов в сторону оборудования для корпоративного сектора: «Освобождаемую нишу low-end устройств активно занимал быстрорастущий на российском рынке китайский производитель Pantum. Продажи принтеров и МФУ Pantum в штучном выражении выросли за прошедший год более чем на 40%, такими показателями роста в этом году не мог похвастать ни один производитель. При этом Pantum наладила локальную сборку в России, что, безусловно, сделает компанию более заметным игроком в корпоративном (или государственном?) сегменте. Кроме того, в 2018 г. продолжалось смещение корпоративного спроса от принтеров к МФУ. А в розничном сегменте, когда покупательная способность населения не растет, возвращается интерес потребителей к недорогим лазерным принтерам нижнего сегмента».

В 2018 г. производители продолжали активно пропагандировать направление «печать как услуга». Причем некоторые вендоры не скрывают: именно с этим направлением они связывают основные точки роста. Так, по словам Александра Кушигина, «о печати как услуге продолжали говорить все производители, и эта активность привела не только к расширению аудитории заинтересованных в данной услуге компаний, но и к значительному росту поставленного под контракты оборудования».

Борис Дубов также отмечает активное развитие рынка аутсорсинга печатной инфраструктуры: «У наших партнеров продажи контрактов в этом сегменте росли намного быстрее, чем темпы реализации „коробочных“ продуктов».

«Продолжает расти и сегмент аутсорсинга печати, хотя переход бизнеса, в частности российских компаний, к этой услуге нельзя назвать массовым, — рассказывает Алексей Михайлапов. — Этот сервис все еще остается новым для российского рынка, а потому поставщики сталкиваются с множеством стереотипов. Например, одни заказчики считают аутсорсинг печати небезопасным, хотя все ПО можно установить внутри сетевого периметра компании без передачи информации вовне. Другие же не верят в экономическую эффективность модели — просто потому, что неверно подсчитывают расходы на печать. На деле аутсорсинг услуг печати можно считать логичным элементом перехода к аутсорсингу ИТ-инфраструктуры, что может стать отправной точкой для глобального снижения затрат бизнеса на технологии».

Год текущий

Что будет происходить на рынке устройств печати в 2019 г., предсказать трудно. По мнению Константина Макаренкова, в наступившем году общая ситуация во многом будет зависеть от макрофакторов (курс рубля, ужесточение санкционного режима и т. п.)

При этом практически все компании-производители четко представляют, куда движется рынок, в каких сегментах они планируют наращивать присутствие и какие услуги будут предлагать.

«Учитывая довольно скромные перспективы общеэкономического роста, повышения платежеспособного спроса населения, прогнозы по изменению курса рубля, наш прогноз продаж печатной техники на 2019 г. скромно-позитивный, — уточняет Александр Кушигин. — На наш взгляд, сохранится фокус на продвижение производительных устройств для средних и больших рабочих групп, цветных моделей, а также рост в сегменте струйных бизнес-устройств, в том числе с системами СНПЧ. Многие производители всерьез озабочены падением продаж оригинальных расходных материалов на фоне роста поставок совместимых. В связи с этим в 2019 г. можно ожидать появления различных схем предложения расходных материалов вместе с устройствами, а также выхода новых лазерных решений, нацеленных на снижение стоимости отпечатка при использовании оригинальных расходников. Уже появились первые новости с этого фронта: один из ведущих вендоров объявил, что запускает в производство младшие модели принтеров с возможностью использования оригинальных заправочных комплектов».

Тарик Альхаурани уверен: рынок устройств печати будет трансформироваться. «Любой динамично развивающийся бизнес заинтересован в ИТ-трансформации для улучшения качества и ускорения бизнес-процессов, — говорит он. — Эта тенденция будет присутствовать всегда и везде, а значит, появятся новые товары и услуги для удовлетворения потребностей клиентов. Но так или иначе, печатающие устройства будут востребованы всегда. Полностью отказаться от печати на бумаге в наши дни не представляется возможным. Именно поэтому мы уверены, что у всех вендоров печати всегда сохранится возможность остаться в числе ключевых игроков. Будут меняться только позиции этих игроков».

По мнению Хироо Танахаши, на рынке структурные изменения продолжатся и в 2019 г., на первый план выйдут «более функциональные цветные МФУ для небольших и многочисленных рабочих групп малого и среднего бизнеса, а крупные корпоративные клиенты поддержат этот рост».

Алексей Михайлапов полагает, что существующая динамика сохранится и в 2019 г.: «По прогнозам наших аналитиков, рынок лазерных устройств печати А4 и А3 продолжит рост. Будет снижаться доля монохромной и расти доля полноцветной печати, а также суммарно увеличится процент устройств формата А3. В 2019 г. продолжится переход заказчиков от отдельных моноустройств к МФУ, объединяющим функции полноцветной и экономной черно-белой печати».

Алексей Михайлапов подчеркивает, рынок теперь не ограничивается печатью: «Меняется глобальный подход: заказчикам требуются также системы и услуги по управлению печатной инфраструктурой, включая инструменты, регламентирующие доступ к количеству и

составу услуг, обеспечивающие информационную безопасность и прозрачность использования ресурсов. Например, в прошлом году помимо карточного и биометрического доступа появились системы, использующие технологию распознавания личности по лицу, для предоставления доступа в офисы, к телефонам, а сейчас эти решения проникают и на рынок печати. Заметен еще один тренд на рынке обслуживания печатных парков: с появлением у ведущих поставщиков технологий, которые используются в банковской сфере для удаленной диагностики банкоматов, становятся все более востребованными средства дистанционного мониторинга и управления. Заказчики теперь больше доверяют удаленной диагностике и не требуют частого физического присутствия поставщика при возникновении проблем».

«Мы ожидаем, что в целом объем рынка не изменится, при этом перераспределение спроса с лазерных на струйные устройства продолжится, — отмечает Илья Хохлов. — Устойчивая положительная динамика объясняется как расширением числа вендоров, предлагающих подобные устройства, так и довольно активной маркетинговой поддержкой. В сегменте устройств для дома преимущество останется, безусловно, у моделей с „фирменными“ системами непрерывной подачи чернил, так как они позволяют существенно снизить себестоимость печати. Что касается бизнес-сегмента, то тут несколько трендов — переход на аутсорсинг или более жесткий отбор „кандидатов в штат“. Причем для принятия решения все чаще учитывается такой параметр, как расчет стоимости владения за несколько лет».

В Xerox считают, что в этом году сохранится положительная динамика в сегментах сетевой и полноцветной печатной техники. Их доля в общем объеме продаж увеличится. «При этом развитие лизинговых инструментов и повышение спроса со стороны заказчиков будут стимулировать дальнейший рост продаж аутсорсинговых контрактов в СМБ, — подчеркивает Борис Дубов. — В сегменте крупного бизнеса, где аутсорсинг печатной инфраструктуры уже стал стандартной практикой, происходит трансформация самого предложения — от управления печатью к управлению документами. В этом контексте мы планируем делать акцент на консалтинговой составляющей наших услуг, позволяющей преобразовывать устоявшиеся процессы на основе многоуровневой аналитики, предлагать „цифровые альтернативы“ печати».

В Lexmark ожидают выход на рынок услуг печати дочерних ИТ-компаний крупных госкорпораций.

По оценкам Павла Анохина, в 2019 г. рынок будет расти, но более сдержанными темпами: «За прошедший год НР удалось упрочить позиции в сегменте корпоративных лазерных устройств формата А4. Мы также продолжаем фокусировать свое внимание на рынке формата А3, 2018 г. также продемонстрировал и значительный рост интереса к „постраничному бизнесу“ как заказчиков, так и партнеров. Уверен, что в 2019 г. доля такого рода контрактов значительно увеличится».

«2019-й будет отмечен развитием нескольких тенденций, — рассказывает Илья Базылев. — Первая — усложнение самих устройств печати. Кроме обычных требований к ним постепенно начнут предъявляться все больше дополнительных. Таких как автоматическое обновление ПО, встроенные программы, позволяющие упростить или автоматизировать рутинные/типовые задачи, возможность расширить функционал, когда пользователь получит возможность по мере необходимости активировать дополнительные функции устройства, печать с использованием облачных технологий, печать без использования отдельного компьютера, умная сервисная поддержка, позволяющая удаленно решать технические проблемы. Те производители, которые будут готовы предложить решения данных задач, получат преимущество на рынке».

Вторая тенденция, по его словам, связана с более гибким и качественным предоставлением услуг аутсорсинга печати: «Жесткая конкуренция приводит к демпингу со стороны поставщиков услуг. Одновременно заказчики не готовы идти на компромиссы и поступаться требованиями к качеству печати. Перед вендорами будет все чаще возникать необходимость изменения качественного подхода, когда нужно находить решения по оптимизации затрат с одновременным сохранением уровня сервиса».