Для начала напомним, что позапрошлогодние достижения российского ИТ-рынка в сегменте настольных персональных компьютеров по-хорошему впечатляли: за 2018 г. в страну было поставлено, по данным IDC, около 1,9 млн единиц этих устройств всех типов (различные «башни», моноблоки, неттопы и т. п.), почти на 10% больше, чем в 2017-м. Аналитическая же компания ITResearch в сводке, предоставленной CRN/RE, оценила продажи настольных ПК в России за 2018 г. в 2,58 млн штук, — на 14% больше, чем в 2017-м. Разница между количеством поставленных и реализованных компьютеров вполне может быть объяснена как продолжавшейся распродажей складских запасов, так и активностью локальных сборщиков, изделия которых по понятной причине не попадают в статистику поставок готовых ПК в Россию.

Данные за 2019 г. ещё более проявляют этот тренд. IDC свидетельствовала, что за IV кв. прошлого года поставки настольных ПК в РФ составили 564 тыс. штук (пятёрка лидеров, по убыванию рыночной доли, — HP Inc., Acer, Lenovo, iRU, Dell), за III кв. — 525 тыс. (топ-5 — HP Inc., Lenovo, Acer, iRU, DEXP), за II кв. — 425 тыс. (лидеры — HP Inc., Lenovo, Acer, iRU, Dell), за I кв. — 396 тыс. штук (впереди — также HP Inc., Lenovo, Acer, iRU, Dell). Итого за минувший год выходит 1,91 млн единиц, — практически столько же, сколько и в 2018-м.

В то же время ITResearch рапортует о росте реализаций настольных ПК в России за 2019 г. по сравнению с 2018-м — на целых 5,8%, до 3,11 млн единиц. Интересно отметить, что сегмент моноблоков, за счёт взрывного увеличения которого (на 82% в штучном выражении!) в 2017 г. в немалой степени был обеспечен рост поставок ПК в целом, по итогам минувшего года сократился на 4,1% до 350 тыс. единиц, составив, таким образом, лишь 11% от общих продаж настольных компьютеров в количественном исчислении.

В лидирующую группу вендоров по продажам десктопов вошли, по данным ITResearch, компании HP, Lenovo, iRU, Acer и DNS: в сумме на них пришлось 39% всех реализаций настольных ПК в России. Аналитики отмечают, что все сектора компьютерного сегмента ИТ-рынка сталкивались в прошлом году с дефицитом процессоров Intel, лишь частично компенсированным увеличением доли AMD, и что во всех секторах розничные продажи демонстрировали вялую динамику в связи с ухудшением платёжеспособности населения. При этом продажи именно настольных ПК поддержали сравнительно крепкий корпоративный спрос и продолжавшееся обновление офисного парка в связи с отказом Microsoft от дальнейшей бесплатной поддержки Windows 7.

Отметим для справки, что российский рынок персональных компьютеров в целом сократился в 2019 г., по данным IDC, на 7,8% до 5,34 млн единиц. Первую строчку в группе лидеров по поставкам компьютеров в РФ занимает HP Inc. (22,8%). Далее следуют Lenovo (18,8%), Acer (17%), ASUS (11,4%) и Apple (5,3%).

Динамика и тренды

Многие эксперты, откликнувшиеся на предложение CRN/RE прокомментировать ситуацию 2019 г. на рынке настольных ПК, отмечали, что в России за кризисные годы успел накопиться огромный парк устаревших персональных компьютеров. По оценке, которую привёл Павел Анохин, генеральный директор HP Inc. в России, это свыше 9 млн устройств, эксплуатируемых более 5 лет. Именно поэтому подавляющее большинство продаж, совершённых в прошлом году, представляли собой не приобретение первого ПК, а замену уже имевшегося ввиду его неисправности или недостаточной мощности. Недостаточной в том числе и по причине неизбежного перехода на более требовательную к ресурсам Windows 10.

«В 2019 году мы наблюдали разнонаправленную динамику продаж в потребительском и коммерческом сегменте, — свидетельствует он. — Продажи потребительских ПК падают год от года, поскольку потребители стали использовать смартфоны и смарт-ТВ для решения всё большего числа задач. В коммерческом сегменте продажи, напротив, выросли. Основные критерии для обновления парка корпоративных устройств — повышение эффективности работы, экономия электроэнергии, повышение безопасности клиентского оборудования. Большое влияние на рост продаж оказали инициативы Министерства цифрового развития, связи и коммуникаций РФ; в частности, проекты цифровой трансформации в сфере здравоохранения и образования».

Генеральный менеджер iRU Сергей Кочепасов привёл данные о продажах настольных ПК под этим российским брендом по итогам 2019 г.: объём реализованной продукции в категории «ПК» составил порядка 155 тыс. штук, а в категории «Моноблоки» — более 15 тыс. устройств. Главным трендом в эпоху импортозамещения эксперт называет увеличение спроса со стороны госзаказчиков и государственных корпораций на отечественный продукт, соответствующий критериям для РЭП (радиоэлектронной продукции).

По данным GfK, которые приводит Антон Капустин, менеджер по продукту в сегменте пользовательских настольных ПК Lenovo, в 2019 г. продажи настольных компьютеров в категории Consumer составили 552 тыс. единиц и 19,2 млрд рублей: «Тренды на рынке пользовательских ПК — явный интерес к форм-фактору all-in-one (моноблок) и компактным системным блокам, увеличение доли конфигураций с SSD-решениями».

Сергей Косецкий, коммерческий директор компании X-Com, свидетельствует, что в прошлом году продажи десктопов в количественном выражении возросли более чем на 20% относительно итогов 2018 г., причём наиболее востребованы были компьютеры среднего ценового диапазона с предустановленной ОС Windows 10: «В числе факторов, повлиявших на этот результат, отмечу рост собственного производства компьютеров для бизнеса, домашних пользователей, геймеров и киберспортивных клубов, развитию которого мы уделили большое внимание, а также государственные инициативы в области импортозамещения. В частности, государственным и коммерческим компаниям с госучастием мы предлагаем рабочие станции и компьютеры с предустановленными ОС Альт и Astra Linux Special Edition. Также данное решение может включать пакет „МойОфис“».

Нестареющие «башни»

Как уже отмечалось, приведённые ITResearch данные свидетельствуют о незначительном снижении интереса российских покупателей настольных ПК к такому вроде бы бесспорно удобному на рабочем месте форм-фактору, как моноблок, — хотя более 10% продаж на настольные компьютеры all-in-one до сих пор приходится. По словам Павла Анохина, в 2019 г. основные форм-факторы (моноблок, малая и полноразмерная «башни», мини-ПК) продолжали пользоваться стабильным спросом; явного перераспределения рыночных долей между ними не наблюдалось. Вместе с тем эксперт отмечает опережающий рост продаж мониторов, которые в штучном выражении превзошли продажи ПК. Это безусловно подтверждает тенденцию к оснащению рабочих мест многомониторными конфигурациями, а также свидетельствует о всё более широко распространявшейся (ещё до того, как грянула пандемия коронавируса!) практике замены стационарных ПК на ноутбуки.

Рост доли малогабаритных производительных ПК и моноблоков в продажах, в том числе и в корпоративную среду, за 2019 г. отмечает Сергей Кочепасов: «Они популярны за счёт своей эргономичности. Классические ПК, как и прежде, занимают подавляющую долю (в случае с iRU это порядка 80%), так как для пользователей эти решения эффективны по цене». Рост доли новых для российского рынка форм-факторов, таких как производительные мини-ПК и моноблоки, продолжится, уверен эксперт, и в 2020 г.

Сергей Косецкий также указывает, что на протяжении всего прошлого года заказчика отдавали предпочтение настольным компьютерам в корпусах middle-tower и настольным мини-ПК.

В то же время Алексей Соснин, менеджер по продукту сегмента настольных коммерческих ПК Lenovo, подчёркивает, что рынок 2019 г. для классических десктопов стал кардинально другим: «В течение последних нескольких лет этот сегмент падал, а сейчас резко начал расти, причём расти уверенно. По данным Context, объём в штуках по сравнению с предыдущим годом увеличился на 23,3% — в деньгах это чуть меньше 21%». Эксперт отмечает выделение явных лидеров по форм-факторам: прежде всего это неттопы (30,6%) и компьютеры малого формата, small form-factor, SFF (26,8%). «В России, в отличие от Западной Европы, популярен форм-фактор моноблока — рост в этом сегменте также существенен, по объёмам продаж он находится на третьем месте, — продолжает он. — Благодаря росту рынка физическое количество продаваемых так называемых классических „башен“, также подросло, но доля их снизилась на 20,2% и продолжает снижаться».

Говоря о настольных компьютерах потребительского класса, Антон Капустин напоминает, что 66% продаж в этой категории, по оценкам GfK, приходится на стандартные системные блоки в корпусах типа «башня», моноблоки стабильно удерживают 25%, медленно растёт сегмент компактных ПК: «Мы полагаем, что в 2020 году соотношение долей останется на прежнем уровне».

Игры с облаками

Российский рынок облачных услуг (IaaS + PaaS + SaaS) уверенно растёт: по оценке iKS-Consulting, в 2018 г. его объём составлял 68,8 млрд руб., плюс 26,1% к предыдущему году, а по итогам 2019-го достиг отметки почти в 86 млрд руб., увеличившись в национальной валюте год к году на 25%. В минувшем году на этом рынке ярко, хотя пока ещё и не в полную силу проявил себя новоявленный сегмент облачного гейминга. Потребителям этой услуги предлагают подключаться практически с любого терминала — хоть с маломощного ПК, хоть с планшета, хоть со смарт-ТВ — к специально для них запускаемой виртуальной машине в облаке, на которой будет исполняться сколь угодно ресурсоёмкая игра в наилучшем из возможных качестве. Главное, чтобы хватило пропускной способности Интернет-канала на передачу пользователю потока игровых кадров в достойном разрешении (от Full HD @ 30 Гц до 4K UHD @ 60 Гц), да чтобы задержки в этом канале были минимальны, — в противном случае не избежать досадного лага в ходе отдачи пользовательских команд виртуальной игровой станции.

В среднесрочной перспективе распространение облачного гейминга способно оказать на рынок ПК негативное воздействие. Подсегмент высокопроизводительных игровых станций, хотя и невелик по объёмам продаж в штуках, обеспечивает немалый приток выручки и, что самое главное, прибыли для всех участников канала. Возможность играть практически с любого устройства, были бы только у того дисплей, органы управления да подключение к хорошему Интернет-каналу, способна низвести спрос на геймерские стационарные ПК и ноутбуки практически до нуля. К счастью, на данный момент эта услуга ни в России, ни в мире реальной угрозы продажам «тяжёлых» компьютеров не представляет.

«В 2019 г. мы отмечали активный рост направления игровых устройств, — говорит Павел Анохин. — Сейчас ситуация стабилизировалась, при этом мы не видим предпосылок для снижения продаж мощных игровых ПК. В течение прошлого года спрос на облачные ПК был нишевым. Облачный гейминг — это динамически развивающаяся область и возможная альтернатива рабочим станциям. Однако не стоит рассчитывать, что рост интереса пользователей к этой услуге приведёт к каннибализации продаж мощных игровых или рабочих станций, которые также используются геймерами».

В основном потому, что в игровой индустрии покупатели — крайне увлечённые люди, для которых сам процесс выбора (а нередко и самосборки), настройки и разгона ПК с мощными комплектующими едва ли не более важны и значимы, чем та или иная игра сама по себе. Сергей Косецкий обращает внимание на то, что при переходе к облачному геймингу критичной становится скорость Интернет-соединения, способная обеспечить минимальные задержки в игровой среде, а мощность локального «железа» отходит на второй план.

В то же время высокоскоростной доступ в Интернет с минимальными задержками на всей территории России, не исключая и многих крупных городов, напоминает Сергей Кочепасов, всё ещё остаётся роскошью.

«Интерес пользователей к облачному геймингу есть, а реализации — нет, — резюмирует Антон Капустин. — Обещанные 4К-гейминг, стабильные 60 кадр/с и прочие вещи на деле пока не реализованы. Именно это не даёт „выстрелить“ облачному геймингу». Другой объективный барьер для роста такой услуги — сами разработчики игр. Они ощутимо потеряют в выручке, если пользователи станут платить только за подписку. Разработчикам выгодно, чтобы у каждого пользователя был свой личный компьютер, и чтобы каждый приобретал их продукт. Именно поэтому, убеждён эксперт, облачный гейминг не представляет угрозы спросу на «тяжёлые» ПК.

Есть ли жизнь после коронавируса?

Самый сложный вопрос, который CRN/RE адресовал приглашённым к участию в подведении итогов года экспертам, — это вопрос о будущем. Ведь на рынок ПК в текущем году, помимо коронавируса и скачков курса, будут влиять и другие факторы. Так, Павел Анохин указывает на продолжающийся дефицит процессоров Intel, окончание поддержки Windows 7 и необходимость переустановки ПО: «Несмотря на сложности, мы ожидаем дальнейшее развитие трендов 2019 года: рост продаж коммерческих ПК, в том числе за счёт национальных государственных инициатив, падение продаж потребительских устройств. Также развитие компонентной базы окончательно закрепит в 2020 году улучшение характеристик ПК в области автономности, скорости работы дисковой системы, повышения разрешения экранов и их яркости, безопасности, энергопотребления, а также снижения веса и толщины мобильных и компактных устройств».

«Полагаю, в этом году спрос на десктопы и мобильные компьютеры не только сохранится, но и усилится, — уверен Сергей Косецкий. — Одним из катализаторов этого станет уже начавшийся перевод сотрудников государственных и крупных коммерческих организаций на удалённую работу, вызванный пандемией коронавируса».

«Потребность в современных рабочих местах и домашних ПК только вырастет на фоне „экстренной“ цифровизации услуг, удалённой работы и так далее, — соглашается Сергей Кочепасов. — Для домашнего (удалённого) использования самыми популярными останутся ноутбуки, для госсектора — десктопы».

По мнению Антона Капустина, рынок пользовательских ПК в 2020 г. может сократиться на 10-15% из-за увеличения времени поставок и ослабления покупательной способности, а ближе к концу года возможно возвращение к привычному ритму.

Алексей Соснин же констатирует, что переход многих компаний на удалённую работу уже повысил спрос на ноутбуки и мобильные решения бизнес-класса. При этом вследствие роста курса доллара рублёвые цены на ИТ-устройства постепенно поднимаются, а бюджеты компаний остаются зафиксированными как раз в рублях: «Следовательно, уменьшение закупок должно быть пропорциональным, в особенности для государственных компаний. Коммерческий сегмент, очевидно, минимизирует свои вложения в ИТ-структуру, здесь ожидается гораздо большее падение».