2,5 месяца назад мы все еще были полны оптимизма. Аналитики и экономисты бодро утверждали, что несмотря на масштаб и динамику, эпидемия не приведет к мировому кризису. Правда, очень аккуратно делали оговорку, что все эти прогнозы могут быть неточными. И именно в этом они и не ошиблись. А еще в том, что нынешний кризис не будет похож ни на один предыдущий.

Все прогнозы, которые произносились как внешними экспертами, так и игроками ИТ-рынка в конце 2019 г. — начале 2020 г., оказались далеки от реальности. И не только потому, что никто не смог предсказать «на сколько процентов упадет рынок». Никто не мог предположить, насколько сильно может измениться не только ИТ-рынок, но и вся наша жизнь, «благодаря» мелкому инфекционному агенту, который при многократном увеличении становится похож на подводную мину времен Второй Мировой Войны (не знаю, кто решил, что он красивый и в короне). Кто там утверждает, что на выработку новой привычки необходимо минимум 21 день? Коронавирус доказал, что кардинально изменить жизнь не только одного человека, а целых городов и стран можно гораздо быстрее. Надо просто захотеть. Захотеть выжить. Частица размером в несколько десятков нанометров усадила весь мир по домам, заставила человечество изменить свои паттерны в общении, в генерации и потреблении информации, в ведении бизнеса. Логисты выстраивают новые цепочки поставок взамен безвозвратно утерянных, преподаватели читают лекции, проводят лабораторные и контрольные по интернету, при встрече с другим человеческим существом мы не протягиваем руку для приветствия, а просто киваем с расстояния не менее 2 метров. И выйдя из этого кризиса, мы уже не будем прежними.

Порой кажется, что все мы являемся частью одного слишком уж масштабного эксперимента по проверке устойчивости ИТ-инфраструктуры, построенной в мире к данному моменту. Вирус атаковал все жизненно важные органы современного мира: системы хранения и сети передачи данных, «железо», ПО и приложения, решения по информационной безопасности и т.д. И уже сейчас понятно, что результаты этого теста на прочность и работоспособность могут серьезно обесценить достижения предыдущих периодов. Возможно, через год в нашем лексиконе появится новая фраза «достичь уровня докризисного 2019 г.». Но пока для игроков рынка итоги этого самого 2019 г. гораздо менее интересны, чем перспективы 2020 г.

Именно поэтому традиционному выпуску «Итоги ушедшего года» в этот раз было решено дать более широкое название: во всех статьях, посвященных различным секторам ИТ-рынка, мы спрашивали респондентов не только о результатах прошедшего года, но и том, что они ожидают от года нынешнего.

Согласно

И все же, как утверждают специалисты, в каждой стрессовой ситуации у человека должно быть что-то постоянное, какие-то ритуалы, традиции, на которые он может опереться, чтобы понять, что не все в мире разваливается, есть что-то незыблемое. Поэтому мы, сохраняя традицию в начале каждого года подводить итоги года ушедшего, скажем несколько слов о том, с какими результатами ИТ-рынок закончил 2019 г.

Согласно отчету IDC Blackbook Live (апрель 2020 г.), в 2019 г. российская экономика была достаточно слабой: «В течение года мы не наблюдали крупных ИТ-инвестиций, связанных с национальными проектами. Годовой темп роста расходов на ИТ в 2019 г. составил 3,9% (в долларах)*. Это уже второй год подряд, когда темпы роста расходов снижаются».

В отчете также отмечается, что за общими цифрами скрывается одна из основных тенденций 2019 г. — смещение интереса заказчиков от международных поставщиков ИТ-продуктов и услуг к решениям, которые предлагают местные компании. Кроме того, в документе подчеркивается, что продажи в сегментах ПО и услуг росли быстрее, чем в сегменте аппаратных средств. Эти две долгосрочные тенденции, по мнению аналитиков, отражают меняющиеся приоритеты российских заказчиков.

Согласно данным IDC, приведенным в начале апреля 2020 г., в 2019 г. общие расходы на ИКТ в России составили 47,047 млрд долл. Россия оставалась крупнейшим ИТ-рынком в Центральной и Восточной Европе (CEE). Аналитики не дают структуру расходов по странам, но в целом по региону на телеком приходится 41% расходов, на «железо» — 34%, на ИТ-сервисы — 13%, на ПО — 8%, на бизнес-услуги — 3% (на что еще приходится еще 1%, аналитики не указали).

О том, как в 2019 г. вели себя отдельные сегменты рынка, подробно рассказано в статьях номера. Здесь же скажем лишь, что для большинства из них год был предсказуемым, и это, как показывает нынешняя ситуация, может считаться одним из самых положительных факторов его развития.

Несмотря и вопреки

Никто не берется предсказать, что нас ждет впереди. И в более спокойные кризисы любые прогнозы летели в тартарары. В этот раз факторов неопределенности в прогнозных моделях еще больше, чем раньше. Поэтому пока есть только самые общие слова.

Центробанк России прогнозирует снижение ВВП на 4–6% в 2020 году. В дальнейшем ожидается восстановительный рост российской экономики на 2,8–4,8% в 2021 году и 1,5–3,5% в 2022 году, сообщил регулятор.

Вице-президент IDC Роберт Фариш так комментирует ситуацию: «Беспрецедентное воздействие вируса COVID-19 на экономику, бизнес и общество, к сожалению, гарантировало сокращение расходов на ИТ в 2020 году».

Напомним, что это аналитические агентство не так давно в очередной раз понизило прогноз на 2020 г. как в целом по ИТ-рынку (теперь аналитики считают, что мировые затраты на ИТ снизятся на 2,7%), так и по отдельным его сегментам.

Не утешает своими прогнозами и Василий Мочар, заместитель директора ITResearch: «Fitch Raitings понизил прогноз по российскому ВВП на 2020 г. до минус 3,3%. Наши эмпирические наблюдения показывают, что российский ИТ-сектор коррелирует с ВВП с мультипликатором около 5. Таким образом получается, что падение отечественного ИТ-рынка в 2020 г. может составить от 15 до 20%.

Возможно, в телеком-сегменте ситуация будет лучше — в связи с уходом на удаленную работу важность связи и интернета стала очевидна всем. Но у этой истории есть и обратная сторона — снижение трафика в офисах. И это плохая новость для телеком-сектора. Поэтому, скорее всего, и этот сегмент к концу года тоже окажется в минусе».

Да еще и Gartner подливает масло в огонь, сообщая, что в этом году из-за коронавируса 62% финансовых директоров планируют сокращение административно-хозяйственных расходов. И ИТ тоже достанется (о том, что сокращения в этой сфере превысят 10%, сообщили 16% респондентов).

Да, рынок упадет. Хотя некоторые игроки рынка не под запись высказывали мнение, что на тот рывок, который сделал ИТ-рынок в начале года, в более спокойные времена потребовались бы года 3-4: всё и все практически в одно мгновение ушли в ИТ, значимость и жизненная необходимость ИТ была доказана, теперь игрокам рынка надо быть готовыми к сбору урожая. Вот и эксперты рынка и финансовые аналитики считают, что пока ИТ-сектор в этот кризис чувствует себя гораздо увереннее других отраслей экономики.

Да, обнаружилось много несовершенств в системах и решениях, которые уже работают, а это значит, что у ИТ-специалистов прибавится работы как по исправлению старых ошибок, так и по созданию новых более совершенных решений. Да, на первое место на рынке начнут выходить новые драйверы — технологии и тренды, которые никак не могли «раскачаться» последние несколько лет. Но и в относительно «старых» и привычных сегментах рынка тоже будет чем заняться. Да, каналу продаж придется приспосабливаться к новым условиям работы. Да, никто сейчас не знает, что же делать со всей этой «пандемией» (и я не про COVID-19, а про ситуацию на рынке, в бизнесе, в головах), но что очень радует — никто не опускает руки. В отличие от предыдущих кризисов, когда нам рассказывали, «как все плохо и денег у клиентов нет, поэтому работать невозможно», сейчас большинство знакомых по рынку говорят, что у них работы стало в разы больше. И единственное, чего сейчас не хватает — это 24 часов в сутках. Да, многие дают советы коллегам по рынку, что делать в сложившейся ситуации. Но глобально пока никто не понимает, что действительно может «сыграть» и «выстрелить», что из старых «техник» работы на рынке принесет эффект, а где уже пора искать новые пути и решения. Просто потому, что такого с нами еще не происходило. Мы можем быть прекрасными теоретиками не только в бизнесе, но и в психологии поведения масс в стрессовых ситуациях. Можем строить самые совершенные модели будущего, стараясь учесть максимальное количество факторов, влияющих на ситуацию. Но до тех пор, пока не проживем этот кризис, пока не появится свой личный жизненный опыт, мы так и не поймем, что такое с нами произошло.

И несмотря на все это и вопреки всем негативным прогнозам желаю нам всем пережить и этот кризис и встретиться сразу же после выхода из изоляции, чтобы попить с друзьями кофе в кафе, а не интернету, чтобы поговорить с настоящими коллегами, а не с «коллегами» (питомцами), которые уже не могут выносить нашего присутствия дома, чтобы просто прогуляться по парку, а не смотреть фотографии красивых, но безлюдных городов, ну и конечно, чтобы засучив рукава у офисных рубашек, начать поднимать любимый ИТ-рынок. Здоровья всем! Берегите себя и своих близких!