В мае в Москве прошла традиционная, уже девятнадцатая по счету международная выставка «Связь-Экспокомм», на которой были представлены современные системы связи, средства телекоммуникаций и другие решения в области ИТ.

В этом году в работе форума приняли участие свыше 650 экспонентов из 33 стран мира, в том числе более 400 российских компаний. Экспозиция общей площадью около 18 тыс. м2 разместилась в четырех павильонах и на открытых площадках Центрального выставочного комплекса «Экспоцентр».

Мероприятие проходило под патронатом Торгово-промышленной палаты РФ и Правительства Москвы, при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей.

Для удобства участников и гостей выставка впервые была поделена на тематические зоны. Самой большой стала экспозиция под названием «Оборудование и системы связи», где производители демонстрировали устройства для транспортных сетей и сетей передачи данных, волоконно-оптические линии связи, коммутационное и оконечное оборудование, спутниковые системы связи и навигации, радиорелейные станции, решения для сотовой связи и др.

Другие тематические зоны выставки — беспроводная связь, IP-телефония и мультисервисы, информационные технологии, кабели и антенны, операторы связи, телефоны и аксессуары.

В числе известных вендоров, принявших участие в форуме «Связь-Экспокомм-2007», были Alvarion, APC-MGE, HTC, Huawei, Huawei-3Com, LG Electronics, Molex, Panasonic, RAD Data, Siemens, ViaSat, ZTE и др.

Повышенный интерес специалистов вызвала экспозиция, посвященная отечественной Глобальной навигационной спутниковой системе — ГЛОНАСС. Как известно, сегодня это один из наиболее приоритетных национальных проектов, развитию которого уделяют внимание на самом высоком уровне. Президент РФ поставил задачу до конца текущего года ввести в эксплуатацию систему в масштабах страны и лично контролирует выполнение работ. А к 2009 г., когда будет развернута штатная орбитальная группировка, состоящая из 24 спутников, точность системы ГЛОНАСС будет сопоставима с GPS. Ожидается, что пользоваться ГЛОНАСС можно будет бесплатно, достаточно лишь приобрести необходимое оборудование. По оценке специалистов, в ближайшее время более 60% мобильных телефонов оснастят приемниками, позволяющими использовать их в качестве навигационных устройств. Объем рынка систем спутниковой навигации к 2011 г. оценивается в 194 млрд евро.

Еще одна не менее интересная экспозиция была посвящена телевидению высокой четкости (ТВЧ). Организаторами этого проекта выступили «Экспоцентр» и Московский научно-исследовательский телевизионный институт (МНИТИ) при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Ассоциации телевидения высокой четкости и цифрового кино. Как подчеркивали организаторы экспозиции, показать технологии ТВЧ на выставке стало возможным благодаря растущей активности российских и зарубежных фирм, работающих в области цифрового вещания, а также возросшему интересу к технологиям ТВЧ со стороны пользователей.

На стендах были представлены системы спутникового, кабельного, сотового и мобильного телевидения, системы отображения на больших экранах, приемо-передающее оборудование, приборы телеметрии и контроля, новые технологии передачи изображения, системы видеоконференцсвязи, студийное оборудование ТВЧ, плазменные и ЖК-панели нового поколения.

В рамках деловой программы выставки проводились конференции и семинары. Основными темами были состояние рынка мобильной и фиксированной связи, обзор правовых вопросов в области развития телекоммуникаций, технические и технологические аспекты модернизации сетевой инфраструктуры, безопасность сетей операторов связи, проблемы перехода к сетям нового поколения и др.

Надо отметить, что, несмотря на видимое благополучие, «Связь-Экспокомм» переживает не лучшие времена. По сравнению с прошлым годом выставочные площади сократились в 1,4 раза — с 24,5 до 18 тыс. м2. Примерно на полторы сотни уменьшилось число компаний-участников, недосчитались организаторы и нескольких стран (33 в этом году — на 3 меньше, чем в прошлом). Но главное, за последние годы с выставки ушли многие крупные игроки. Где Cisco Systems, Nortel, Avaya, Alcatel-Lucent, Ericsson, 3Com, D-Link, Allied Telesis и др.?

Где ведущие дистрибьюторы? Где, наконец, операторы сотовой связи, которые совсем недавно были самыми активными и самыми шумными участниками?

Некоторые производители нашли альтернативную форму присутствия — они пришвартовали арендованные корабли у входа на выставку и оборудовали там свои павильоны. В этом году так поступили компании Avaya, Ericsson и Alcatel-Lucent.

Причина банальна — стоимость единицы площади на судне меньше, чем в «Экспоцентре», площадь палубы в разы больше площади самого большого стенда, и к тому же на корабле тише, чем на выставке, нет лишних людей. Возможно, примеру этих трех фирм последовали бы и другие, но причал на Москве-реке не резиновый.

Не секрет, что участие компаний в «Связь-Экспокомме» определяется не только финансовыми условиями. Серьезным игрокам, которые работают с крупными корпоративными клиентами, нужна спокойная деловая атмосфера. Но, увы, эту деловую атмосферу несколько лет назад успешно «похоронили» усилия сотовых операторов и компаний, продающих мобильные телефоны. Было все: и почти неодетые девицы с волосами ядовито-кислотных цветов, и шумные конкурсы, участвуя в которых толпы тинейджеров носились по павильонам как быки в Памплоне, и попсовая музыка, по децибеллам превосходившая рев взлетающего ракетоносца, и толстый-толстый слой рекламных листовок и буклетов под ногами.

Сегодня маятник качнулся в обратную сторону. Тихо, спокойно и, в общем-то, скучно. Посетителей было заметно меньше, чем в прежние годы. Явно «инородным телом» выглядел желтый шатер компании «1С», возле которого ходили молодые люди, одетые в шкуры и вооруженные макетами мечей времен викингов, видимо, изображая героев каких-то компьютерных игр. Только вот какое отношение это имеет к системам связи и средствам телекоммуникаций?

Однако самое удручающее впечатление производил павильон «Форум». Раньше это была самая престижная выставочная площадка, но сейчас он пустовал. Как и павильон № 3.

Есть еще одна причина упадка «Связь-Экспокомма». Это конкуренция со стороны выставки «ИнфоКом», которую создало и поддерживает Министерство информационных технологий и связи РФ.

Что же ожидает «Связь-Экспокомм» в будущем? Во что она может трансформироваться? И не постигнет ли ее судьба «Комтека»?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо понять, а сколько и каких выставок нужно российскому рынку ИКТ. Пересмотреть концепцию никогда не поздно.