Программно-аппаратная основа цифровой составляющей современного мира диалектична, равно как и сам киберфизический мир, в полном соответствии с законами философии. Рассмотрение с такой стороны деталей происходящего позволяет лучше понять ситуацию на рынке, в канале и т. д.

Диалектика — повсюду

Особенность мира в условиях современной цивилизации состоит в том, что он киберфизичен для всех. Все мы живем — работаем, развлекаемся, учимся, зарабатываем/тратим, путешествуем, отдыхаем и т. д. — находясь в одновременно в двух реальностях: в физической и в цифровой. Это справедливо как для корпораций и госструктур, так и для отдельных граждан. Для бизнесов и жителей мегаполисов это очевидно, но сказанное также справедливо и для гипотетической бабушки из дальней деревни.

Взятая в качестве примера бабушка также погружена в «двойной мир», как и представитель «поколения Z» — она получает пенсию, пользуется дополнительным льготами, электричеством и телефонной связью, а всеми этими сервисами управляют компьютерные системы. Изменения в одной из составляющих немедленно находят отклик в другой. Хакерская атака на энергосбыт — бабушка остается без света, платит за электричество — об этом немедленно становится известно энергокомпаниям, в этом задействованы банки и платежные системы. Наша бабушка, как видно, оставляет «цифровой след», может быть пострадавшей стороной от хакерской атаки, находится под защитой закона о персональных данных и т. д.

Даже для бабушки это уже не два разных мира, а составляющие единого целого в полном соответствии с диалектическим законом единства и борьбы противоположностей. Сегодня информация, деньги, контакты и другие составляющие повседневной жизни практически бесшовно перетекают из физической реальности в цифровую и обратно, в зависимости от текущих задач как отдельно взятой бабушки, так и государств, бизнесов, индустрий.

В рамках данной статьи для сокращения материала мы будем сознательно загрублять философскую составляющую. Например, лишь останавливаясь по мере возможности на основных законах диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные и отрицания отрицания) и лишь немного поговорим о ее принципах (всеобщей связи и всеобщего развития).

Цифровая основа тоже диалектична

Относительно недавно с основой было все просто: компании или госорганы для решения своих задач разворачивали собственные инфраструктуры, которые сами настраивали, обслуживали, защищали, апгрейдили и развивали другими способами. Инфраструктуры были закрытыми, хотя определенные «коннекторы» для связи с внешним миром все же появлялись по мере необходимости.

Однако принцип всеобщего развития работал — со временем масштабы и сложность систем возрастали, соответственно, изначальный подход становится сложнее и дороже. Настал момент, когда бывший традиционным подход перестал быть экономически оправданным — стоимость владения инфраструктурой в рамках такой концепции становилась слишком велика. Корпоративным пользователям потребовалось перейти к совместному использованию ресурсов, что возможно при возрастающем уровне абстрагирования от собственных инфраструктур. Этот процесс, конечно, был не мгновенным, а имел определенную историческую протяженность и собственную логику развития.

Сначала часть задач стали передавать на аутсорс, потом старались наладить совместное использование инфраструктурных элементов вместе с другими компаниями — соседями, партнерами, «дочками» и т. д. Конечно, такие форматы требовали механизмов учета и контроля, которые — увы! — усложняли общую систему, так как требовали обслуживания и, соответственно, дополнительных ресурсов. Но по мере совершенствования и удешевления механизмов для учета корпоративные пользователи стали все активнее внедрять в повседневную практику схемы с лизингом, арендой, шерингом и т. д.

Сейчас этот процесс находится в стадии финализации — большинство компаний стремится потреблять «ИТ как услугу», по возможности, не задумываясь, что «под капотом» у той инфраструктуры, которая поставляет нужный спектр сервисов. Такой подход, заметим, не является уникальным для ИТ, более века назад аналогичные изменения происходили в энергетике.

Посмотрим, как это было, что с учетом диалектического принципа всеобщей взаимосвязи позволит нам понять происходящее в ИТ и перспективы развития.

Немного исторических параллелей

На рубеже XIX-XX веков индустриальные предприятия для электрификации процессов предпочитали пользоваться собственными генерирующими мощностями. Мотивация была ровно такой же, как и спустя столетие при создании собственных ИТ-инфраструктур: «мы это создаем, мы это контролируем, мы за это отвечаем, мы это развиваем». Однако такой подход просуществовал недолго.

С развитием производств требования к энергетике росли, причем требовались не только новые уровни мощности, но и новые уровни гибкости. Последнее тоже важно. Сегодня предприятие полностью нагружено работой, и для обеспечения энергией текущих задач требуется полная нагрузка генерирующих мощностей. Завтра у компании другие задачи, для которых энергии нужно больше, чем могут выдать имеющиеся генераторы, что вызывает понятные проблемы у производственников. А послезавтра — наоборот: задачи изменились, и имеющаяся энергетическая составляющая оказывается избыточной, что вызывает понятные вопросы у финансистов.

Предприятия — а также другие потребители, например, города и государственные структуры — стали предпочитать получать электричество «как услугу». Это стало возможным не сразу, а с развитием электрических сетей, позволяющих получать нужные мощности от специализированных энергетических компаний. Тогда индустрии массово начали отказываться от собственной генерации.

Подчеркнем, что от собственной генерации далеко не все и не всегда могли отказаться полностью. От наличия собственных генерирующих мощностей никак не могли уйти предприятия в удаленных локациях, инфраструктуры, предназначенные для работы в условиях ЧС, объекты с повышенными требованиями к бесперебойности работы и другие. Собственную генерацию и другие формы ведомственной энергетики в большинстве случаев не сокращали полностью, работа этих мощностей дополняла «энергию как сервис», получаемую от внешних компаний.

В современных условиях с развитием ИТ собственная генерация получает «второе дыхание». Гибкое использование собственных мощностей, в том числе, различных формы когенерации и даже тригенерации при получении энергии, позволяет компаниям существенно снизить затраты на электричество. В ряде случаев предприятия превращаются из потребителей электроэнергии в ее поставщиков, начиная конкурировать с традиционными электростанциями.

Сейчас в полном соответствии с законом отрицания отрицания многим потребителям становится важно, что «под капотом» у поставщиков! Например, многие заказчики требуют от поставщиков электричества соответствия современным «зеленым» принципам, а иногда даже принципам устойчивого развития.

Что дальше?

История про противостояние «собственная генерация / потребление из сети» — а эти варианты, как легко видеть, находятся в диалектическом единстве — по сути очень похожа на историю «владение / аутсорс» с ИТ-инфраструктурой! При правильном использовании в руках умелых управленцев, получивших цифровые инструменты учета&контроля, возможности аналитики и прочие digital-штучки, эти формы «единства и борьбы» способны существенно снизить накладные расходы предприятий.

Современная ИТ-индустрия предлагает самые разные схемы для упрощения и удешевления процессов «единства и борьбы» в диалектическом единстве подходов арендной экономики и экономики владения: от лизинга до приобретения оборудования (старые добрые формы никуда не делись!), от «облаков» до HaaS. Однако на подходе отрицание отрицания — распространение виртуализации всех компонент инфраструктуры — от серверов до ЦОДов и от ПК до отдельных приложений — радикально переформатирует ситуацию. Но виртуализация и «облачные» вычисления находятся в диалектическом единстве с локальными вычислениями, так что противостояние продолжается, хотя переходит на новый уровень, что является локомотивом для развития ИТ.

Известно много кейсов, в которых предприятие, развивая внутренние сервисы для собственных нужд, получает настолько совершенные решения, что выводят их на рынок! Переход количественных изменений в качественные работает, поэтому не редкость, когда компании становятся провайдерами или вендорами, предоставляют услуги консалтинга и т. д. Такое будет происходить все чаще, так как, отказываясь от ИТ-инфраструктур, современные бизнесы стремительно становятся ИТ-компаниями (вспомним тиньковское «банк — это ИТ-компания»!), что тоже заслуживает рассмотрения с диалектической точки зрения, но является предметом отдельной темы.

Партнеры юбилейного номера