Виртуализация и «облака» давно стали одним из ключевых технологических трендов. Как в их развитии проявляется классическая гегелевская триада «тезис-антитезис-синтез»? Взгляд на происходящее через призму философии позволяет понять как недавнюю историю, так и перспективы — что важно для игроков канала, которые должны чувствовать тренды и понимать, к чему готовиться.

Бизнес и ИТ: уходим от владения, приходим к экспертизе

ИТ является одним из основных активов любого бизнеса, но при этом бизнес не любит развивать ИТ! Технические решения, способные обслуживать современные digital-инструменты, становятся все более сложными. Как следствие, их поддержание на уровне, соответствующим современным требованиям, становится делом все более дорогостоящим и, что более важно, все более рискованным: ошибка в выборе архитектуры аппаратных систем приводит к снижению эффективности инвестиций в ИТ, ошибка в ИБ может привести к полной остановке деятельности компании на неопределенное время и т. д. Очевидно, что бизнес не хочет заниматься ИТ, а стремится максимально передать соответствующие действия на аутсорс — данный тезис прост и логичен.

Но парадокс в том, что бизнес вынужден заниматься ИТ, причем на глубоком уровне! Без знания современных ИТ-инструментов, без понимания их особенностей бизнес никак не может использовать их для оптимизации и реинжиниринга бизнес-процессов, тем более, для радикальной перестройки, без глубокого погружения в тонкости современных ИТ. Без актуализации знаний и наращивания профильной экспертизы будет невозможна «цифровая трансформация»! А сегодня без DX эффективность любого бизнеса под вопросом, равно как и выживание в современных условиях даже в среднесрочной перспективе. В результате мы получаем выразительный антитезис.

Синтез выглядит так: бизнес все плотнее занимается ИТ, но не столько техническими деталями — протоколами-файерволлами и т. д. — сколько другими задачами, имеющими более прикладной характер. Компании работают над интеграцией digital-решений в бизнес-процессы (попутно реструктуризируя последние и наводя в них порядок), делегированием полномочий (в виде покупки «ИТ как сервис»), оптимизацией финансовых схем (находя новый баланс CAPEX и OPEX) — как видно, занимаются ровно тем, чем и должен заниматься классический бизнес. Вот к чему приводит взаимодействие тезиса/антитезиса — к выразительному синтезу, все идет ровно по Гегелю.

Гегель и приключения «облаков»

Идея «облаков» прекрасна как антитезис для классической инфраструктуры на стороне клиента! В рафинированном виде она предполагает перенос на сторону cloud-провайдера отдельных сервисов, элементов инфраструктуры, а иногда и самой инфраструктуры. Провайдер получает деньги за предоставление сервисов, а задействованное в этом «железо» заказчик не видит вообще, с проблемами выбора нужного софта, его настройками, апдейтами и управлением лицензиями не сталкивается. Бизнес просто платит деньги за потребленные ИТ-услуги, технические параметры которых можно легко и быстро масштабировать как «вверх», так и «вниз» — все просто прекрасно!

Однако в реальности все не так просто: на практике часть сервисов бизнес не может или не хочет выносить в «облака». До недавнего времени к «облакам» восторженно относились люди из ИТ, но крайне настороженно — сотрудники из ИБ. Сейчас это противостояние в прошлом: пандемия привела к тому, что бизнес крайне быстро заставил договориться ИТ с ИБ, и спустя пару недель о проблемах, которые не так давно казались «неразрешимыми», никто уже и не вспоминал. Но с «облаками» остались серьезные проблемы.

Проблемы с cloud-ресурсами для бизнеса в большинстве случаев можно свести к четырем основным вариантам:

  1. вынести сервисы в «облака» бывает проблематично в случае большого удаления площадок заказчика от cloud-провайдеров — скорость света является величиной конечной, поэтому на больших расстояниях до «облака» задержка может оказаться неприемлемо велика для бизнес-процессов заказчика;
  2. не всю «дату» можно выносить за пределы периметра компании: персональные данные клиентов (а они есть даже у практикующего стоматолога, бизнес которого занимает пару комнат!), и данные, представляющие коммерческую тайну, крайне неохотно размещают в «облаках», не говоря уже о материалах, составляющих государственную тайну;
  3. важный вопрос: что делать с имеющимся у заказчика оборудованием, которое еще вполне работоспособно, не выработало свой ресурс физически и не устарело морально: ведь продать его проблематично, а отправить на утилизацию с неполной амортизацией — слишком расточительно!
  4. необходимость дополнительного промежуточного элемента — телеком-сервиса, от качества и стабильности функционирования которого полностью зависит работоспособность инфраструктуры компании-заказчика, внедрившего «облачные» решения.

Синтезом в данном случае становится создание гибридной инфраструктуры: часть оборудования для обслуживания которой находится на стороне cloud-провайдера, а часть трудится на территории заказчика. Как видно, и тут присутствует синтез, правда, в виде простого комбинирования элементов двух недавних «антагонистов».

В техническом плане тут важна единая управляемость решения, собранного из компонент разной принадлежности, но это вполне реализуемо. Разумеется, для элементов гибридной системы нужны унифицированные настройки и единые политики безопасности. Предварительная настройка софта на компонентах дает возможность как слаженной работы в составе распределенной системы, так и упрощает управление, которое для гибридной системы также может быть реализовано с единой консоли.

«Облака» приземляются в периметре

Гегелевскую «триаду» можно наблюдать как со стороны потребителей «облачных» услуг, так и со стороны сloud-провайдеров. Компании, поставляющие cloud-сервисы, также сталкиваются с факторами, перечисленными во врезке, которые тормозят продвижение «облачных» бизнесов. Курс на гибридные решения провайдеров, конечно, не радует — в таком случае все компоненты инфраструктуры, которые работают на стороне заказчика, «отъедают» бизнес у поставщика cloud-сервисов. Локальное оборудование с «железом», расположенным на стороне провайдера, находятся в соотношении тезис/антитезис, но и тут возможен своеобразный синтез!

Провайдеры действуют по принципу «если безобразие нельзя предотвратить, его надо возглавить» и предлагают свои аппаратные решения для размещения на территории заказчиков! В России наиболее известны серверы Microsoft Azure (их продвигает, например, МТС), но построенное по аналогичному принципу оборудование предлагает Google Cloud, Amazon Web Services и другие. Такими решениями cloud-провайдеры решают проблемы «1» и «2», а также в ряде случаев «3» — участвуя в апгрейде инфраструктуры заказчика, помогают поддерживать ее на современном уровне производительности и защищенности, что способствует защите вложенных заказчиком инвестиций, а поэтому бывает положительно встречено компаниями.

Интересно, что «облачные» провайдеры проявляют инициативы и в решении проблемы «4». В нормальных условиях проблему заказчики обычно решают простым дублированием: для связи с оператором используют более одного телеком-оператора. Конечно, в массовом предоставлении телеком-сервисов никто из гиперскейлеров замечен не был, во всяком случае, в российских условиях. Однако, например, Microsoft активно популяризирует спутниковые каналы связи, которые в аварийных ситуациях могут оказаться крайне актуальными — они не зависят от наземной инфраструктуры, а поэтому более устойчивы к пожарам, потопам, некорректным действиям землекопов и другим «приземленным» ситуациям, которые могут вызвать проблемы у пользователей «облачных» решений. Сейчас тут в явном виде не просматривается гегелевская триада — наземные и спутниковые каналы нельзя рассматривать как тезис/антитезис — возможно, она станет более видимой в ходе развития технологий digital и практик ИТ.

Виртуализация и примеры гегелевского синтеза

Технологии виртуализации — абстрагирования логики системных и прикладных программных решений от аппаратной инфраструктуры — изначально cloud-ready. Когда между софтом и аппаратной частью, обеспечивающим его функционирование, стоит гипервизор, то программам «безразлично», где именно развернута данная аппаратная инфраструктура — у провайдера или внутри периметра заказчика.

Как видно виртуализация элементов инфраструктуры — от приложений и ПК до сетей и ЦОДов — поднимает синтез локальности/"облачности" на новый уровень! Конечно, и в этом случае придется соблюдать законы страны — например, в области защиты персональных данных — какими бы странными в современных условиях ни казались их требования. Сказанное относится и другим требованиям регуляторов, заказчиков и ИБ — например, если данные должны быть внутри периметра, то пусть они там и будут. Конечно, в современном состоянии ИТ-рельефа, когда при переходе на удаленную работу значительная часть инфраструктуры перемещена в домашние офисы, понятие «периметра заказчика» оказывается крайне размытым, но это уже другая история.

В ситуации с «удаленкой» важно, что ПК работников оказываются еще и мобильными: их часто перемещают не только между комнатами в пределах одной квартиры, но и, например, из квартиры на дачу и обратно. В практиках традиционной архитектуры это могло бы быть проблемой — например, нужно обеспечивать защищенные каналы связи в каждой из потенциальных локаций, на которых может работать удаленный пользователь. Но виртуализация позволяет пользователям для работы с бизнес-приложениями без проблем менять как локации, так и устройства!

Виртуализация и платформы клиентских решений

Виртуализация убивает противостояние платформ, на которых построены клиентские устройства у корпоративных пользователей. Если раньше были актуальны вопросы Windows/Mac, Android/iOS, ПК/"тонкий клиент" и т. д., то сейчас для корпоративных инфраструктур, использующих возможности виртуализации, смысл этих тезисов/антитезисов оказался утрачен. Синтез в данном случае оказывается «выколотой точкой», которая просто отсутствует! Виртуальные рабочие столы и виртуализированные приложения могут с одинаковой легкостью быть запущены как с разных ПК, так, например, и с «тонких клиентов», работающих под Linux, с Mac, с планшетов под Android и iOS (можно и со смартфонов, если размеры экрана на гаджете достаточны для работы с интерфейсами приложения).

Данная ситуация, заметим, будет весьма полезной при наступлении постпандемийной реальности, когда вернутся многие подзабытые сейчас форматы работы корпоративных пользователей, связанные с «мобайлом»: BYOD/SYOD, концепция «третьего места», практики digital nomad и т. д. Внедрение сетей «пятого поколения» окажется очень кстати при таком развитии событий — даже если массовый переход пользователей на 5G-коммуникации не будет моментальным, то миграция «тяжелых абонентов» позволит разгрузить LTE-каналы и тем самым сделать связь на них более стабильной.

Вместо заключения

Для иллюстрации действия философских законов и принципов в ИТ можно выбрать и другие сектора, на виртуализации и «облаках» мы остановились по причине выразительности примеров, которые «на слуху» у массовой аудитории. Для повседневных технических задач такие примеры и их связь с классической философией, может, не всегда важны, но для понимания общих направлений развития digital и происходящих в нем изменений, как нам кажется, весьма полезны.

Партнеры юбилейного номера