С 13 по 15 июня в московском кантри-клубе Le Meridien проходил четвертый ежегодный форум DCC CIS. Как и в прошлые годы, основная цель мероприятия — организация эффективного информационного обмена между именитыми вендорами, дистрибьюторами и ведущими отечественными компаниями розничной ИТ-торговли. Представители более чем семи десятков компаний-вендоров и полутора сотен ритейлеров три дня общались в непринужденной обстановке загородного клуба. На сей раз программа и сам формат форума были, в сравнении с предыдущими годами, более неформальными. Заметно больше времени организаторы мероприятия отвели для предварительно назначенных встреч вендоров и ритейлеров «один на один». Кроме того, пленарные заседания оживили выступления вендоров в формате ток-шоу, проводившиеся шеф-редактором нашего издания Александром Плитманом, а также захватывающее состязание продуктов и технологий «Убедить за 60 секунд».

Бурный рост продаж в розничном сегменте российского ИТ-рынка привел к тому, что в настоящее время, по оценкам аналитиков, объем этого сегмента составляет по меньшей мере 40% всего высокотехнологичного сектора отечественной экономики. Разумеется, эта тенденция прослеживается и на мировом уровне; именно о ней рассказывал на главной презентации форума Райан Мэки (Ryan Mackey), главный редактор американского издания The Distribution Channel. Его доклад под названием «Розница: изменение ландшафта» стал посланием российским ритейлерам, которые на себе ощущают стремительные изменения, происходящие на ИТ-рынке. В последние годы розничные продажи в российском ИТ-канале стремительно растут — как в рамках больших федеральных сетей, так и в скромных провинциальных «компьютерных магазинах». Однако, пожиная плоды этого роста, не следует забывать о порождаемых им проблемах, которые в полной мере ощущают сейчас на себе американская, европейская и японская ИТ-розница. Райан Мэки предупредил аудиторию форума: именно сейчас одновременно меняются технологии, покупатели и бизнес-модели. И учитывать эти перемены, планируя розничный ИТ-бизнес, — существенно важно.

Изменение технологий выражается в первую очередь в широчайшем распространении конвергентных устройств, самыми яркими представителями которых, по мнению Мэки, являются медиаплееры линейки Apple iPod. С ноября 2001 г., когда первое устройство этого типа появилось на рынке, их к настоящему времени продано уже свыше ста миллионов, и темпы продаж не снижаются. Изюминка iPod вовсе не в его технических характеристиках; главное, по мнению Райана Мэки, — в том, что это устройство удачно сочетает в себе удобство рабочего интерфейса и универсальную функциональность. Оно удовлетворяет (пусть не на идеальном уровне) потребность пользователя в мобильном конвергентном устройстве, всегда находящемся под рукой и всегда готовом к действию.

Меняется потребитель ИТ-продукции, причем изменения эти кардинальны. По данным американских исследователей, 42% заядлых игроков в компьютерные игры составляют... Нет, не пубертатные асоциальные подростки, как казалось (было?) лет пять назад, а, напротив, взрослые (в значительной доле замужние) женщины из семей со средним и высоким доходом. Подростков же среди регулярно играющего населения планеты — всего 17%. Конечно, женщины играют по большей части не в World of Warcraft или Counter-Strike, а в «сапера» и The Sims, но факт остается фактом: игровая компьютерная индустрия (обороты которой сопоставимы с совокупными оборотами крупнейших голливудских киностудий, вместе взятых) обязана учитывать это, если собирается и дальше работать на прибыль. Компьютерные игры проникают в наш мир все глубже — так, в Великобритании в прошлом году впервые прибыль от загруженных на телефоны мобильных игр превысила прибыль от рингтонов, распространяющихся тем же путем. На глазах расширяющийся геймерский подсегмент розничного ИТ-рынка открывает перед бизнесменами новые перспективы, но при этом и мыслить заставляет по-новому.

Стремительное пополнение рядов покупателей ИТ-продукции представительницами слабого когда-то пола заставляет крупные розничные сети, такие как французская Carrefour (ставшая в 1962 г. родоначальницей магазинов в формате гипермаркета), перестраивать свою маркетинговую политику. Теперь в качестве основного покупателя высокотехнологичных товаров будут рассматриваться именно женщины. Кроме того, офлайновая виртуальная реальность оказывается все более привлекательной для занятых ИТ-розницей бизнесменов. Британская сеть цифровых салонов Currys закрыла ряд своих магазинов, практически полностью переключившись на онлайновый формат и сменив вывеску на Currys.digital: таким образом, были существенно минимизированы издержки — при практически полном сохранении клиентской базы. Глава компании с истинно британской иронией заметил: «Мало кому из тех, кто торгует ИТ в розницу, понадобятся в ближайшем будущем торговые площади».

Выступление Райана Мэки стало своего рода лейтмотивом очередного форума DCC, побудив его участников к более активному взаимодействию на становящейся все более тучной ниве ИТ-розницы. Достойным завершением форума стало интеллектуальное состязание «Убедить за 60 секунд», в ходе которого представители различных вендоров всего за минуту должны были продемонстрировать преимущества своей продукции в двух номинациях — Best Product Innovation и Best Design. В первой из них победителем стал ноутбук повышенного уровня защищенности DESTEN CyberBook — зрителей явно не оставило равнодушными зрелище устройства, продолжающего работать после безжалостного броска на пол сцены с метровой высоты. А приз за лучший дизайн получила Bluetooth-гарнитура Bluetrek — этот бренд принадлежит французской компании ModeLabs Group, сочетающей в своих продуктах технические новшества с утонченными дизайнерскими изысками.

DCC проводят организаторы ежегодного форума DISTREE CEE, определяющего и уникального мероприятия для крупнейших дистрибьюторских компаний Центральной и Восточной Европы, а также (с этого года) стремительно развивающихся регионов Ближнего Востока и Северной Африки.