Компания IBM совместно с холдингом «Ромир» представила результаты исследования «Основные тенденции и изменения предпочтений по использованию средств информации в России». Оно проводилось путем опроса более тысячи пользователей Интернета трех возрастных групп из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. В опросе приняли участие 67% мужчин и 33% женщин с уровнем доходов от 3 тыс. руб. в месяц. Основные задачи исследования — определить тенденции в использовании Интернета, а также выявить новые требования потребителей средств информации.

Результаты показали, что практически все опрошенные используют Сеть для поиска информации и чтения новостей. Заметное большинство, независимо от возрастной группы, обмениваются почтовыми сообщениями и общаются в чатах: многие используют эти возможности в работе. Представителей самой молодой возрастной категории (от 15 до 24 лет) также в значительной степени привлекает возможность скачивания музыки (71%), общения в блогах, использования wiki (30%) и он-лайновых игр (24%). Другие возрастные категории (25–39 лет и 40–60 лет) эти занятия привлекают меньше: музыка — 51%, блоги/wiki — 22%, игры — 18% (25%, 17%, 4% соответственно).

Деятельность почти половины участников опроса связана с поддержкой блогов, Web-сайтов, развитием интернет-порталов. Почти каждый четвертый респондент имеет опыт создания Web-сайта, 16% ведут собственные блоги, а еще 16% активно поддерживают блоги других. 67% опрошенных осведомлены о существовании 3D-миров, а 11% из них были там хотя бы один раз.

Исследование обнаружило и такую тенденцию — чем больше времени проводит пользователь в Интернете, тем меньше он использует традиционные источники получения новостей. Например, для 74% пользователей, которые тратят еженедельно более 20 часов на Интернет, он является основным источником информации. А те, кто заходит в Сеть на час, предпочитают телевидение (37%), радио (21%) и газеты (11%).

Специализированную информацию, факты и данные практически все (94%) пользователи ищут с помощью поисковых систем. Однако бумажные энциклопедии и книги были названы (48%) следующим по важности источником информации. На третьем месте (32%) находится wikipedia, за ней следуют газеты и журналы, радио и телевидение с 28 и 19% соответственно.

Исследование также показало, что более трети опрошенных пользователей Интернета никогда не покупают газеты. Из тех, кто покупает их регулярно, большинство делает это раз в неделю, 20% не более раза в месяц и только 6% — каждый день.

Кроме того, исследование обнаружило серьезное препятствие для развития интернет-телевидения, которое будет очень трудно преодолеть, — 66% респондентов довольствуются тем, что предлагают российские телекомпании. Тех, кто считает интернет-ТВ интересным, привлекает прежде всего возможность выбора программ или кинофильмов (56% в группе респондентов от 40 до 60 лет), а также контроль предлагаемого контента, возможность пропуска программ или приостановки их просмотра (74% в группе до 40 лет).

Анализируя данные отчета, специалисты IBM отметили: «В традиционной среде по-прежнему преобладает контент, который создается специалистами и распространяется через фирменные платформы. А в новой среде контент зачастую создается пользователями, и доступ к нему осуществляется через открытые платформы. Эти полярные тенденции определяют конфликт между действующими и новыми участниками рынка». Учитывая это, они рекомендуют компаниям из индустрии развлечений предлагать клиентам инновации, внедрять совеременные бизнес-модели и формировать гибкую бизнес-инфраструктуру.