«Кризисная динамика и перспективы российского рынка ИТ-дистрибуции». Так назывался «круглый стол», который провела аналитическая компания ITResearch во время работы очередного форума DCC/DBC. В обсуждении участвовали отраслевые эксперты из различных секторов российского рынка.

Данные, которые привел во вводном докладе заместитель директора ITResearch Василий Мочар, показывают, что во всех массовых сегментах рынка ИТ-дистрибуции продолжается падение. Общее сокращение суммарного объема продаж в основных массовых сегментах рынка аппаратных средств в I квартале 2009 г. составило по сравнению с аналогичным периодом прошлого года 52% (в денежном эквиваленте, в долл.). Рынок опустился на уровень 2004 г.

DISTREE Channel IT Week 2009

ИТ-неделя DISTREE Channel IT Week, прошедшая с 17 по 19 июня 2009 г. в Подмосковье (Нахабино, Le Meridien Moscow Country Club), собрала 60 крупнейших вендоров и более двухсот розничных компаний и реселлеров из 40 городов России и 10 городов стран Содружества. Представители ИТ-бизнеса провели в общей сложности свыше 1,5 тыс. встреч один на один. В этом году в рамках DISTREE Channel IT Week прошли одновременно два форума — Digital Business Channel (DBC), ориентированный на корпоративный рынок, и Digital Consumer Channel (DCC) для игроков розничного рынка.

Кроме бизнес-встреч участники Channel IT Week прослушали выступления экспертов рынка, посетили групповые презентации вендоров, а также пообщались в неформальной обстановке с коллегами и партнерами во время вечерних программ.

С докладом на форуме выступила Ивона Мурковска, специалист компании GfK Retail and Technology. Она рассказала о тенденциях и перспективах развития ИТ-рынка России и СНГ до конца 2009 г. Организатором одного из «круглых столов» стала российская аналитическая компания ITResearch. Для работы этого «круглого стола» были приглашены представители вендоров, а также руководители розничных компаний и системных интеграторов.

Представители «платинового» спонсора мероприятия — компании Dell — рассказали о своей стратегии развития каналов сбыта в России и СНГ. О развитии бизнеса в регионах шла речь в выступлениях представителей компаний G-Data («золотой» спонсор) и Emerson («серебряный»).

Вендоры, которые решили принять участие в конкурсе «Убедить за 60 секунд!», получили хорошую возможность для рекламы своей продукции перед аудиторией форума. Каждый участник конкурса должен был за минуту представить свой продукт. Награды присуждались в двух категориях — инновация и дизайн. Победителем в первой стала компания Promate, во второй — компания Dell.

Предварительные даты проведения Channel IT Week 2010 — с 23 по 25 июня.

Лишь в конце мая — июне появились некоторые индикаторы оживления продаж в отдельных сегментах. Их, конечно, нельзя признать репрезентативными для рынка в целом, однако и оценки участников «круглого стола» подтвердили, что позитивные сдвиги есть. По словам регионального менеджера Acer по продажам в России и Казахстане Григория Низовского, в 3-й декаде июня дистрибьюторы закупали продукцию активнее. Это означает, что от реселлеров, которые сейчас работают на «коротких» складах, начали поступать заказы.

С другой стороны, оснований для роста покупательской активности пока по-прежнему нет. Если говорить о рознице, то, как отметил президент группы компаний «СтартМастер» Ярослав Бойко, ситуация с кредитами такая же, как и в начале кризиса, то есть их нет. А сокращения рабочих мест и зарплат отнюдь не стимулируют достойный спрос. Правда, по его наблюдениям, снова стал продаваться товар средней и высшей ценовых групп. Пока это происходит только в Москве. Что касается регионов, то там слишком велика задолженность по зарплате, люди покупают в основном дешевые продукты. С ним лишь отчасти согласился Дмитрий Корнилов, коммерческий директор розничной компании Aditon (Новосибирск), отметивший, что они тоже наблюдают увеличение продаж дорогих устройств, хотя и признал, что средний ценник упал раза в полтора. Однако в целом это позитивный индикатор, который говорит о том, что покупатели с высоким и средним уровнем дохода, ранее из осторожности законсервировавшие расходные бюджеты, постепенно оправляются от испуга и начинают приобретать ИТ-продукты.

На рынке интеграции, по словам заместителя генерального директора компании «Стинс Коман» Евгения Новикова, замечено некоторое движение. По крайней мере на фоне полного затишья первых полутора кварталов. Здесь есть своя специфика: закупки техники по-прежнему «лежат», зато повышается спрос на аутсорсинг, причем как в госсекторе, так и в коммерческом сегменте. На фоне сокращения персонала и с учетом необходимости поддерживать работу ИТ-инфраструктуры компаний это, видимо, закономерно. Евгений Новиков отметил возросшую конкуренцию за бюджеты госсектора. Это сейчас один из наиболее реальных заказчиков, поскольку правительство постоянно декларирует «несворачиваемость» основных проектов и в определенной степени поддерживает эти декларации финансированием.

По оценкам Алексея Алексеева, директора по маркетингу компании R-Style Computers, появилась «плохая» тенденция: народ стал больше ремонтировать технику. Для сервисных подразделений это, конечно, хорошо, однако ремонт — это альтернатива новым закупкам.

Тем не менее необходимо учитывать более рачительное отношение пользователей к технике, что ведет к снижению спроса на новую продукцию. Василий Мочар привел еще один пример. По данным ITResearch, сейчас наблюдаются довольно серьезные продажи HDD, в объемах, заметно превышающих текущее производство компьютеров. И «излишки», скорее всего, идут в сферу ремонта и апгрейда техники.

Президент компании ПИРИТ Александр Гуккин отметил и другую потенциальную опасность для новых продаж. В результате массового сокращения персонала, возможно, будут происходить распродажи освобождающейся техники, естественно, с большим дисконтом. Наличие таких предложений вряд ли будет способствовать новым закупкам.

Игроки рынка уже понесли серьезнейшие финансовые потери. По мнению Александра Гуккина, подавляющая доля рисков лежит на плечах дистрибьюторов. По его данным, дистрибьюторских компаний, которые бы не заплатили вендорам, нет, а вот невыплат от реселлеров — сколько угодно. Он призвал вендоров «спуститься сквозь дистрибьюторов к проблемам канала 2-го уровня». Видимо, имеется в виду частичная компенсация потерь хотя бы за обанкротившихся реселлеров. Однако вендоры, судя по всему, склонны считать, что оценка финансовой устойчивости партнеров — дело дистрибьюторов. Формально это правильно, но речь ведь идет о помощи своим основным партнерам. Руководитель ПИРИТа высказал признательность отдельным вендорам за то, что они сняли таргеты в тяжелом IV квартале. Одновременно он также дал понять, что вендоры проводят сейчас политику, не способствующую получению приемлемой маржи в канале, в результате чего и дистрибьюторам, и реселлерам не остается пространства для маневра. Некоторые производители сейчас вообще совершенно отказались от борьбы за долю рынка, сосредоточившись на прибыльности. В результате в канале нет ни объемов, ни маржи. Для дистрибьютора хуже, как говорится, не придумаешь.

Правда, и розница сейчас поддерживает эту модель. Как отметил Ярослав Бойко, «когда спрос падает, очень важна маржа». Отыгрывать убытки сейчас надо за счет прибыли, а не оборотов. Ситуация действительно изменилась. В январе, когда, казалось бы, кризис был уже в разгаре, население довольно активно покупало технику. Конечно, можно сказать, что население просто избавлялось от дешевеющих денег. Это так, но можно предположить также, что цены тогда были более или менее приемлемые. Прошел новый завоз, цены в рублях стали выше, к этому добавилось стремление побыстрее компенсировать потери за счет повышения маржи.

Григорий Низовский призвал коллег не пытаться за счет увеличения маржи вернуть все убытки за один квартал. Он считает, что надо потерпеть и выходить из потерь постепенно. В противном случае вряд ли можно рассчитывать на рост покупательского спроса и объемов продаж.

Полную версию статьи см. здесь: http://www.itbestsellers.ru/experts/detail.php?ID=15738

Автор — директор аналитической компании ITResearch