Поводом для написания этой статьи послужил случай, произошедший на одной из популярных и представительных конференций. Зал был полон, в президиуме сидели топ-менеджеры весьма уважаемых ИТ-компаний. Чтобы как-то обозначить участие присутствующих в дискуссии, им было предложено передавать в президиум записки с вопросами, авторам наиболее интересных из них были обещаны призы. Первая записка поступила уже где-то на седьмой минуте. После того как все вопросы были зачитаны, по единодушному мнению и аудитории, и президиума, именно эта записка и заслужила первый приз. Вопрос звучал так: «Без притязаний на главный приз. Когда закончится „переливание из пустого в порожнее“?»

Специфика работы дает возможность многим из нас регулярно бывать на подобных мероприятиях. И думается, этот вопрос мог бы стать актуальным на большинстве многочисленных конференций, форумов, семинаров, «круглых столов» и т. п. В идеале такие мероприятия должны быть одним из наиболее действенных способов донесения первичной информации до сведения потребителей (заказчиков). Но в реальности отдача от них, мягко говоря, не соответствует ожиданиям ни представителей потенциальных заказчиков, ни ИТ-компаний.

Для некоторых агентств регулярная организация подобных мероприятий стала чуть ли не основным бизнесом. Их услугами часто пользуются и крупные ИТ-фирмы для проведения собственных конференций и форумов. Нередко эти специализированные агентства плохо знакомы со спецификой ИТ-рынка, тем не менее с каждым разом они увеличивают размер оплаты за участие в своих мероприятиях. Конечно, «бизнес есть бизнес». Тем более что деньги перечисляются как представителями «перманентно потенциальных» заказчиков, так и ИТ-компаниями, которые стремятся заинтересовать их своими «уникальными» предложениями. Однако в итоге в выигрыше в основном остаются лишь устроители подобных мероприятий.

Заявленная тематика конференций далеко не всегда соответствует их реальному содержанию. Иногда доходит до абсурда — основную часть своих выступлений приглашенные докладчики неожиданно посвящают проблемам глобального потепления или вопросам геополитики.

Часто в звучных названиях конференций употребляются «модные» понятия: BMP, PLM, облачные вычисления, ЦОД, аудит, аутсорсинг и т. п. Обычно — в сочетании с фразами «проблемы и перспективы», «сложности и решения», «новые горизонты» и т. д. Список можно продолжать...

На конференциях, посвященных, к примеру, CRM-системам или электронному документообороту, ИТ-компании предлагают великое множество кардинально разнящихся решений, и у потенциального заказчика просто нет возможности выбрать то, что оптимально подойдет именно ему. Устроители мероприятий, работая по принципу «заплатил — выступил», нередко приглашают компании, которые не обладают достаточной компетенцией в этих вопросах. Отдельные заказчики, не имея реальной возможности сделать осознанный выбор, начинают работать с теми, кто больше наобещает. Как следствие, растет число клиентов, не удовлетворенных результатами внедрения.

Впрочем, можно насчитать крайне мало проектов, реализация которых была инициирована именно после общения представителей заказчиков и ИТ-компаний в ходе подобных конференций. Дело в том, что со стороны заказчиков в них практически не участвуют лица, принимающие решения. Ни ИТ-компании, ни заказчики (это опаснее!) не заинтересованы посылать на эти конференции ключевых менеджеров. Более того, создается впечатление, что среди участников редко можно встретить людей, которые могли бы хоть в какой-то степени повлиять на принятие решений о реализации того или иного проекта.

Пообщавшись «в кулуарах», понимаешь, что практически никто не ожидает от этих мероприятий каких-то реальных результатов. Тем не менее участие оплачивается, и, естественно, не из своего кармана. Нередко основная часть аудитории состоит из представителей региональных организаций, имеющих отношение к госсектору. То есть их участие, по сути, оплачивается из госбюджета. Конференции проводятся регулярно, и в бюджете этих организаций уже запланированы расходы на следующие поездки. Казалось бы, такие заказчики — «лакомый кусок» для представленных на конференциях ИТ-компаний, но в реальности на них зарабатывают только устроители мероприятий. Многие приходят лишь отметиться, подписать «командировочное» и в лучшем случае собрать печатные материалы и прослушать несколько докладов. Им проще посетить конференцию, чем идти на работу. А для многих людей, приезжающих из регионов, подобные мероприятия дают возможность в очередной раз поближе познакомиться со столицей. Показателем того, что содержательная часть таких конференций катастрофически не соответствует ожиданиям и потребностям участников, служит общеизвестный факт: после обеда, как правило, в зале отсутствует до 70% аудитории, даже если запланирована раздача сувениров, фуршет и дискотека.

Создается впечатление, что и ИТ-компании направляют своих представителей на эти конференции в основном «для галочки». Или, как им кажется, для поддержания своего имиджа на должном уровне. Ведь по сложившейся традиции крупные фирмы почему-то должны спонсировать организацию этих мероприятий. Если какая-то ведущая компания вдруг откажется от участия в такой представительной конференции, могут якобы пойти ненужные разговоры и даже кривотолки... Все это напоминает былые попытки «мериться антеннами мобильников», чтобы выяснить, «кто круче»... Порой доходит до смешного. Так, когда один из уважаемых вендоров узнал, что «золотым» спонсором популярного форума станет кто-то из его конкурентов, то тут же выложил кругленькую сумму, превышающую спонсорский взнос «золотого». За это организаторы пообещали до последнего момента никому не говорить о появлении «платинового» спонсора и торжественно повесили его флаг в зале. Возможно, кто-то из многочисленной аудитории и обратил бы внимание на появление «платинового» спонсора, но об этом так никто и не сказал. Да и представитель вендора не приехал...

Для ведения конференций и «круглых столов», следуя веяниям моды, организаторы приглашают модераторов, которые способны адаптироваться к любой аудитории и попытаться ее «расшевелить». Нередко модераторы смахивают на назойливого тамаду, который периодически путает имена жениха и невесты, но, стоит отдать ему должное, независимо от развития ситуации, все равно загоняет процесс в рамки заданного сценария. Организаторы зачастую не учитывают, что в зале присутствуют люди, чей уровень знаний в обсуждаемых вопросах гораздо выше, чем у «модного» модератора (а иногда выше, чем и у других членов президиума). А сами модераторы, похоже, рассчитывают, что наиболее «продвинутые» участники не станут задавать неудобные вопросы и вступать в полемику. Как говорится, «умный — не скажет, дурак — не догадается». Кроме того, «модные» модераторы, поработав почти на всех конференциях, себя уже практически исчерпали, ничего нового сказать они не могут.

Иногда в качестве модераторов в президиум приглашаются достаточно известные в ИТ-сообществе люди. Но роль, которую они должны сыграть, похоже, заставляет их так перевоплотиться, что они сводят свою задачу к тому, чтобы без особых усилий отработать обещанный им гонорар. Не спасают и приглашенные спикеры с громкими, по мнению организаторов, именами и регалиями, их выступления зачастую далеки от нашей действительности. Нередко организаторы анонсируют участие в конференциях «больших начальников» из профильных министерств и ведомств. Но даже если эти «свадебные генералы» действительно соизволят посетить мероприятие и зачитать выступление по заранее подготовленной бумажке, вряд ли кто-то из аудитории сочтет, что «день прошел не зря»...

Человеку, обладающему достаточным опытом, знаниями и интеллектом, такая бесполезная трата времени вряд ли принесет удовлетворение. Часто на лицах присутствующих приходится видеть полную отрешенность. Кажется, зал они не покидают только из чувства приличия. Но при этом приходится бороться либо с чувством собственного достоинства (бездарные выступления просто оскорбляют), либо со сном... Борьба ведется без особого успеха — если окинуть взглядом зал, можно заметить «клюющих носом», услышать храп, а иногда увидеть даже и уснувших людей, падающих набок вместе со стулом...

Участники подобных конференций, форумов и т. п. вряд ли могут рассчитывать на получение интересной и нужной информации. И если организаторы не могут (или не хотят) приложить необходимые усилия для наполнения содержательной части, то «спасать мероприятие» традиционно приходится банкетами и выступлениями приглашенных артистов. Кстати, создается впечатление, что артисты «арендуются» агентствами на сезон — одни и те же концертные программы нередко повторяются на самых разных мероприятиях.

Конечно, все эти форумы, конгрессы и конференции можно рассматривать просто как замечательный повод встретиться и пообщаться. Ведь, в принципе, успех любой «тусовки» зависит не столько от ее организаторов, сколько от состава участников и их настроя. Если «содержательная часть» заведомо не оправдывает ожидания, то, может быть, хотя бы в порядке эксперимента стоит организовать мероприятие, где присутствующим не придется тратить время на прослушивание бесполезных докладов и пустых лекций? Пусть люди просто отдыхают и общаются «в кулуарах» («кулуарами» в данном случае будет вся территория, на которой проводится «конференция»). Не исключено, что пользы от этого будет больше...

Непрофессиональный отбор и непрофессиональная подача информации (либо, что еще хуже, профессиональная подача недостоверных и неполных сведений) могут ввести в заблуждение не только потенциальных заказчиков. Создается впечатление, что и некоторые ИТ-компании подвержены «модным тенденциям», которым часто посвящаются многочисленные форумы и конференции. Компании начинают работать в направлениях, на которых раньше они не специализировались. Конечно, похвально, если компании действительно пытаются развивать компетенции в новых для себя областях. Но иногда под видом «инновационных продуктов» они преподносят заказчикам лишь то, что могут продать, либо то, что соответствует их представлениям (не всегда верным) о современных качественных решениях.

Как ни странно, порой это может ввести в заблуждение и очень крупных заказчиков. К примеру, под видом модного «ситуационного центра» такой заказчик в итоге может получить не что иное, как систему видеоконференцсвязи, организованную не на самом высоком уровне... Такую, например, когда для того, чтобы вызвать человека на видеоконференцию, необходимо заранее до него дозвониться и сообщить, что он должен подключиться к системе. Это напоминает ситуацию из старого фильма «Волга-Волга», когда из окна своего кабинета директор совхоза Бывалов кричит кучеру: «Алло, гараж! Трубку возьмите, сейчас с вами руководство говорить будет!»

Возможно, что в данном конкретном случае заказчик (а может, и подрядчик...) убежден, что именно таким и должен быть настоящий «ситуационный центр»... Впрочем, вполне вероятно, что некоторые заказчики (да и подрядчики) просто следуют принципу «лучше иметь что-то плохое, чем ничего хорошего...». Ведь это «плохое» можно потом улучшать и совершенствовать до бесконечности...

Многочисленные конференции и форумы не выполняют своей основной задачи — информировать заказчиков о лучших инновационных решениях на ИТ-рынке. Получая недостоверные или неполные сведения, заказчики в итоге теряют доверие к потенциальным поставщикам. У них формируется убеждение, что виноваты не устроители таких мероприятий, а ИТ-компании. Но в это время сами PR-агентства вполне успешно «осваивают» деньги и заказчиков, и поставщиков. Кроме того, организуя регистрацию на мероприятиях, они получают контакты наших заказчиков, формируют различные базы данных и предлагают их к продаже.

Сейчас фактически нет профильных агентств, знающих специфику ИТ-рынка и способных заниматься организацией качественных мероприятий. Но во многих уважаемых компаниях работают весьма талантливые маркетологи, и зачастую они вынуждены лишь исполнять установки и распоряжения руководства. Вот бы объединить их знания и попробовать организовать хоть одну достойную и профессионально подготовленную конференцию... Уверен, это понравится и поставщикам ИТ-решений, и заказчикам.