В конце прошлого года на ИТ-рынке появились сообщения о том, что Merlion покупает дистрибьюторский бизнес Verysell. Но до недавнего времени информация циркулировала на уровне слухов — участники сделки не были готовы публично подтвердить ее или опровергнуть. 27 января 2011 г. стороны подписали «протокол о намерениях по приобретению компанией Merlion дистрибьюторского бизнеса ГК Verysell, известного на рынке под торговой маркой Verysell Distribution». Но официальное сообщение по этому поводу появилось только 15 февраля.

Как отмечается в информационном письме двух компаний, «данная сделка имеет целью для компании Merlion (дистрибьюторское направление) нарастить VAD-составляющую бизнеса в области Enterprise-решений: как аппаратного, так и софтверного направления».

В случае если сделка будет завершена, «Merlion намерена в дальнейшем обеспечить всем необходимым активное развитие бизнеса Verysell Distribution, сохраняя сложившийся коллектив, бизнес с вендорами и клиентами Verysell Distribution, активно используя лучшие наработки компании в области дистрибьюторского бизнеса».

Финансовые аспекты не разглашаются. Стороны намерены завершить начальный этап сделки до конца I квартала текущего года.

Информация о продаже дистрибьюторского бизнеса Verysell вряд ли стала для ИТ-рынка большим сюрпризом. Все к тому шло. Переговоры велись не только с Merlion. Тем не менее еще осенью 2010 г. (в частности, во время 19-й партнерской конференции Softeach) руководители Verysell Distribution сообщали о том, что бизнес компании в 2010 г. развивался значительно успешнее, чем в 2009 г., и строили планы на будущее*: «Мы приняли решение развивать дистрибуцию решений, потому что просто VAD уже не так востребована на рынке, как раньше, и мы видим, что партнеры ожидают от нас и наших специалистов больше, чем просто VAD и тем более просто box moving»...

Цели сделки, сформулированные ее участниками в информационном письме, заявлены довольно обще. Как известно, наиболее типичные причины для слияний-поглощений — укрупнение бизнеса, наращивание компетенций, приобретение продуктов, технологий, клиентской базы, контракты с поставщиками, ликвидация конкурента. А что получают стороны в данном случае?

«С уверенностью говорить можно о том, что лежит на поверхности: поглощение может быть вполне разумным ходом и для продавца, и для покупателя при адекватной цене, — считает президент компании OCS Максим Сорокин. — Merlion усилит свои дистрибьюторские позиции быстрым расширением портфеля контрактов, а Verysell сможет сконцентрировать усилия на более удачных проектах».

Многие участники рынка считают, что одна из основных ценностей, которую получает Merlion с приобретением дистрибьюторского бизнеса Verysell, — контракт с Microsoft (возможно, наряду с несколькими другими). Об этом, в частности, говорил** в комментарии газете «Ведомости» Георгий Генс, президент ГК ЛАНИТ: «Вкладом Verysell в бизнес „Мерлиона“ могут стать контракты с такими поставщиками, как Microsoft и Sun Microsystems».

С ним согласен и Максим Сорокин: «Verysell имеет ряд контрактов, которые могут быть интересны Merlion. Получение их — дело времени, но иногда выгоднее купить готовый бизнес, нежели выращивать его у себя. К числу таких контрактов относится, например, дистрибьюторское соглашение с Microsoft».

Что еще может принести дистрибьюторский бизнес Verysell Merlion? Конечно, профессиональную команду, в которой есть сотрудники, обладающие компетенциями, которых нет у их коллег из Merlion. Например, по отдельным продуктовым группам/вендорам, по которым у Merlion не было дистрибьюторских соглашений (пример — та же Microsoft). «Второе, что приобретает Merlion, это команда, которая уже прошла все подводные камни, знает, как работать с конкретным вендором. Это тоже дорогого стоит», — считает Максим Сорокин.

По всей видимости, можно ожидать некоторого укрепления позиций Merlion среди партнеров-интеграторов. Но говорить о том, что покупка существенно увеличит дилерскую сеть Merlion, вряд ли приходится: дилеры давным-давно у всех дистрибьюторов общие, а их лояльность кому бы то ни было — понятие совершенно эфемерное. Кроме того, Merlion всегда заявляла о том, что не стремится чрезмерно расширять сеть партнеров. И конечно, не нужно забывать, что сегодня обороты Merlion многократно превышают показатели дистрибьюторского бизнеса Verysell***. Так что игроки рынка не ждут, что сделка радикально усилит Merlion либо коренным образом изменит рыночный «ландшафт».

Собирается ли Merlion развивать «дистрибуцию решений» — неизвестно. И как именно будет интегрирован бизнес Verysell, тоже пока не ясно. В целом сделки M&A нередко бывают болезненными для обеих сторон, ведь приобретаются не только «контракты» и «компетенции». «Получится ли „вживить“ и адаптировать корпоративную культуру — это другой вопрос», — размышляет Максим Сорокин. Правда, Merlion в своем нынешнем виде сформировалась в том числе благодаря ряду сделок M&A. Так что опыт по интегрированию приобретенных/присоединенных компаний у нее есть, и немалый.

Что касается Verysell, то кажется очевидным, что владельцы группы компаний намерены сосредоточиться на более рентабельных, чем дистрибуция, бизнесах. Все развитие Verysell в последние годы говорит об этом. Официально же объявлено, что «ГК Verysell намерена инвестировать вырученные от продажи дистрибьюторского бизнеса средства в укрепление своего потенциала в области системной интеграции и консалтинга».

Verysell Distribution относится к числу старейших ИТ-дистрибьюторов в России. В начале — середине 90-х тогда еще компания Merisel была одним из бесспорных лидеров этого рынка наряду с «Лампортом», «Дилайном», RSI, которых на дистрибьюторском рынке уже нет...

* См. подробнее.

** См. подробнее «Ведомости», 09.02.2011.

*** Согласно данным рейтинга Cnews по итогам 2009 г., оборот ГК Merlion составлял 52,4 млрд. руб., а ГК Verysell — 11,4 млрд. руб.