Экономический кризис породил волну обсуждений и публикаций о том, как изменилось поведение заказчиков, в первую очередь корпоративных, представляющих средний и крупный бизнес. Повсеместно утверждалось, что они стали намного требовательней, чем раньше, стали тщательно считать затраты на ИТ, озаботились возвратом инвестиций в ИТ. Так как последние десять лет как минимум все участники ИТ-рынка неустанно твердили, что информационные технологии повышают эффективность бизнеса, подобное поведение клиентов несколько озадачивало и одновременно проливало свет на то, как на самом деле в прежние годы велись закупки и проекты.

Как же обстоят дела теперь, когда один кризис уже вроде бы закончился, а следующий еще не успел разразиться? Эксперты отмечают несколько трендов: борьба за эффективность, мобильность, переход в «облака». Рассмотрим их последовательно. Характерная особенность — неоднозначность оценок, когда речь заходит о динамике спроса в целом, и о востребованности тех или иных отдельных направлений.

Последние десять лет, считает Шамиль Аминев, директор по маркетингу IBS Platformix, российские и западные компании растут интенсивно. Это, полагает он, выражается как в проведении масштабных мероприятий по оптимизации и повышению эффективности собственных ИТ-ресурсов (без наращивания основных средств), так и в фокусировании на критичных бизнес-процессах и передаче на аутсорсинг типовых и некритичных функций. Правда, такое наблюдение скорее выглядит как попытка выдать желаемое за действительное, особенно если вспомнить яркое экстенсивное развитие практически всех отраслей непосредственно перед кризисом. Именно этим часто объясняют клиенты масштабные траты на информационные технологии без оценки эффективности: рост был такой, что можно было без проблем закупить два-три сервера «про запас» или положить «на полку» половину купленных модулей ERP.

Дмитрий Шушкин, директор по корпоративным проектам ABBYY Россия, более сдержан в оценках: в 2011 г. наметилось улучшение ситуации после кризиса, бюджеты были частично разморожены, и компании приступили к подготовительной работе по новым проектам.

Это мнение разделяют и многие другие эксперты из интеграторских и вендорских компаний. Ключевым остается сочетание «частично разморожены». Дамир Гибадуллин, директор по развитию и маркетингу фирмы «КОСС Плюс» (Самара), считает, что в последние год-полтора спрос корпоративного заказчика (регионального и неградообразующего) кардинально не изменился.

«В последнее время создается впечатление, что кризис научил все-таки конечных заказчиков бережливости, и если проводить тендеры и оценивать первоначальные затраты стали давно, то только сейчас стали заметны подвижки в сторону оценки стоимости владения оборудованием», — отмечает Станислав Ильенко, директор по продажам Chloride Rus.

По мнению Дмитрия Шушкина, основной тенденцией стало изменение подхода заказчиков к новым программам. «С учетом недавнего кризиса акцент при проведении тендеров сместился в сторону потребности получить быстрый экономический эффект от внедрения. Раньше этому параметру уделялось чуть меньше внимания», — говорит он.

В первом полугодии 2010 г. стал заметен отложенный во времена кризиса спрос: заказчики разморозили бюджеты и вернулись к запланированным ранее проектам внедрения комплексных систем управления, отмечает Владимир Вертоградов, коммерческий директор компании «НОРБИТ», группа компаний ЛАНИТ. Но для снижения рисков многие заказчики начали разбивать проекты на этапы и решение о переходе к каждому последующему принимали после оценки результатов внедрения предыдущего. Часто, подчеркивает он, такие оценочные паузы были довольно продолжительными, а после них заказчики корректировали состав последующего этапа. По мнению Вертоградова, в начале 2011 г. ситуация во многом вернулась к докризисной, компании снова стали планировать ИТ-бюджеты на ближайшие несколько лет, и это позволило поставщикам готовить более обоснованные прогнозы динамики спроса.

В последние полгода наблюдается значительная активизация и появление новых проектов. В целом по сравнению с годом ранее количество выполняемых проектов выросло в разы, отмечает Александр Ланин, директор департамента интеграционных технологий R-Style. «Если полтора-два года назад заказчики размораживали проекты, которые было рискованно запускать во время финансового кризиса 2008 г., то в настоящее время мотивацией являются стратегические планы развития, желание не отстать от рынка и конкурентов, создание новых сервисов и услуг», — подчеркивает Ланин. Он отмечает, что решения и услуги, способствующие сокращению издержек на ИТ-инфраструктуру, которые пользовались спросом в кризис, и сейчас лежат в основе всех проектов.

Директор по развитию бизнеса компании «ФОРС — Центр разработки» Николай Зезюлинский видит ситуацию совершенно иначе. ИТ-рынок в России стал еще более конкурентным, спрос же не увеличился и по-прежнему остается ниже уровня предложения, считает он. По его оценкам, в среднем цена контракта снизилась в полтора раза. Руководство крупных компаний-заказчиков все еще довольно настороженно относится к новым масштабным ИТ-проектам, требующим больших вложений. Возможно, такая тенденция сохранится до конца текущего года, полагает Зезюлинский и видит основную задачу в том, чтобы сохранить лояльность имеющихся заказчиков и развивать уже состоявшиеся проекты.

Эксперты отмечают несколько трендов корпоративного рынка: борьба за эффективность, мобильность, переход в «облака».

Где и что нужно

Какой-никакой, а все же платежеспособный спрос есть. В каких отраслях и на что именно?

Среди клиентов стало больше зарубежных заказчиков — как правило, это крупные международные компании, которые имеют филиалы в России и реализуют здесь локальные ИТ-проекты в поддержку бизнеса, отмечает Александр Семенов, генеральный директор «КОРУС Консалтинг».

Некоторое оживление заметно в топливно-энергетическом секторе, лидерами по автоматизации остаются банки, телекоммуникационные компании и учреждения государственного сектора, отмечает Николай Зезюлинский. К ним Александр Семенов прибавляет стабильно развивающих ИТ-инфраструктуру ретейл и дистрибуцию. Этот набор отраслей практически все эксперты причисляют к перспективным. Что касается функциональных направлений, то здесь разнообразие «точек роста» значительное.

«Год назад мы ожидали большой интерес к десктопам на базе процессоров Intel Atom, но этого не произошло, всплеск спроса отметили производители нетбуков», — рассказывает Николай Карамышев, коммерческий директор R-Style Computers. По его оценкам, в десктопах основной объем продаж пришелся на архитектуру Intel Core. В связи с тем, что ряд заказчиков стали использовать облачные сервисы и адаптировать интерфейс корпоративных систем под браузеры, в R-Style Computers отметили спрос на компьютеры с процессорами Intel Atom, но форм-фактор десктоп до сих пор преобладает над форматами All-in-One и прочими малыми формами. Это в первую очередь объясняется соображениями безопасности, полагает Карамышев.

Александр Ланин видит тенденцию использования интегрированных программно-аппаратных комплексов для обеспечения надежности и производительности для бизнес-приложений и сервисов. Он поясняет: «Если ранее использовались многопроцессорные серверы корпоративного уровня нестандартной архитектуры и high-end-системы хранения данных, а также приобретались дорогостоящие лицензии СУБД и приложений, то сейчас как платформа для корпоративных бизнес-приложений все чаще используются интегрированные комплексы, кластеры, разработанные производителем СУБД и приложений».

Заказчики предъявляют все больше требований к энергоэффективности ИБП, их управляемости и ремонтопригодности, отмечает Станислав Ильенко. Отсюда следует совершенствование элементной базы, например применение технологии coolMOS для IGBT-преобразователей ИБП Chloride, появление «умных» энергосберегающих технологий без уменьшения надежности энергоснабжения, яркий пример: система бесперебойного питания Chloride Trinergy. Еще одно направление — «компьютеризация» оборудования, т. е. производитель предлагает средство мониторинга и контроля с операционной системой, уже встроенное в ИБП. «Например, ИБП Chloride используют в качестве органа управления и идентификации компактные промышленные компьютеры с сенсорными дисплеями, встроенные в дверцы ИБП», — поясняет Ильенко. Он называет и еще некоторые тренды, характерные и для других вендоров оборудования этой группы: увеличение «гибкости» систем, т. е. производитель в единичную модель уже закладывает функционал наращивания мощности в будущем без дополнительных инвестиций и модулирование пространства внутри оборудования для упрощения и ускорения сервисных и ремонтных работ.

В области бизнес-приложений Александр Семенов как растущее направление выделяет CRM. «Мы открыли его два года назад, сейчас идет несколько десятков проектов, есть завершенные, один из значимых идет сейчас в банке „Санкт-Петербург“», — говорит он. «Корус Консалтинг» фиксирует также огромный спрос на электронный документооборот. «Мы внедряем решения разных вендоров, — отмечает Семенов, — предлагаем разные способы доставки ПО конечному пользователю, в том числе из „облака“. Технологией EDI, провайдером которой мы являемся, пользуется уже более 8 тыс. компаний».

Валентин Фосс, начальник отдела маркетинга фирмы «Утилекс» (Новосибирск), тоже говорит о том, что банки для повышения эффективности работы с клиентами активно внедряют CRM-системы. Промышленные предприятия продолжают инвестировать в ERP, а также в более специализированные PLM-, CAD-, CAM-решения, позволяющие оптимизировать текущие бизнес-процессы, отмечает он.

Все большее количество компаний хочет иметь достоверную информацию для управления своими активами, полагает Дмитрий Ведев, директор по маркетингу компании «АйТи». Возвращается спрос на системы ERP-класса. «Однако, — подчеркивает он, — как показывает практика, сквозная автоматизация бизнес-процессов выходит за рамки одной системы, пусть даже самой совершенной ERP. Поэтому быстро растет рынок BPM-систем, которые позволяют обеспечить автоматизацию бизнес-процесса в целом». По его мнению, по-прежнему довольно актуальны вопросы интеграции различных систем, внедрение современных средств обслуживания клиентов, в том числе самообслуживание через терминалы. Ведев отмечает быстрый рост спроса на решения для управления неструктурированной информацией класса ЕСМ.

Владимир Вертоградов говорит о растущей популярности BI-решений, а конкретно — аналитических решений, позволяющих руководителям быстро получить необходимую для работы информацию. «Основное отличие нынешней ситуации от докризисной заключается в том, — поясняет он, — что заказчики теперь требуют не просто BI-систему, а решение, которое позволяет получать аналитически срезы с заданной периодичностью. Такой подход позволяет квалифицированным поставщикам повысить качество проектирования, а кроме того, готовить проекты развития и модификации учетных систем, требующихся для аналитики».

Необходимость снижения операционных издержек, повышение эффективности работы персонала, фокус на качестве принимаемых управленческих решений ведут к росту спроса на системы бизнес-аналитики во всех отраслях и к технологиям сбора, консолидации, обработки и хранения информации, считает Валентин Фосс.

Самыми востребованными остаются проекты по системной интеграции и заказная разработка, утверждает Николай Зезюлинский. По его оценке, растет спрос на решения для построения систем бюджетирования, аналитических систем и хранилищ данных, портальные технологии и решения в области информационной безопасности.

В последнее время многие заказчики, которые используют информационные системы, интегрируемые с внешними организациями, активно внедряют решения для управления безопасностью на основе бизнес-ролей и должностных обязанностей, отмечает Александр Ланин. Такие системы подразумевают централизованную идентификацию и авторизацию пользователей (как к внутрикорпоративным, так и к внешним приложениям), включают единые инструменты управления учетными записями в ОС, базах данных, приложениях и репозиториях. Подобные решения обеспечивают управление единой учетной записью пользователя ко всем информационным системам и сервисам в течение всего ее жизненного цикла — от создания до удаления, подчеркивает Ланин.

Есть изменения и в формате проектов. Владимир Вертоградов считает, что растет популярность небольших точечных проектов (их уже называют «нано-проектами»), нацеленных на решение конкретных задач, например автоматизацию деятельности конкретного подразделения. «Такие проекты делаются, как правило, с минимальным количеством документации и при 100%-ном вовлечении клиента и консультанта, — поясняет Вертоградов. — Их можно сравнить с тем, как портной шьет костюм на дому у заказчика: постоянно проводя примерки, согласовывая каждую деталь». Такие проекты почти всегда заканчиваются успешно, требуют сравнительно небольших бюджетов, ими легко управлять с обеих сторон, считает он.

Большей популярностью пользуются системы, которые позволяют быстро получить прибыль или сократить затраты, уверен Дмитрий Шушкин. К ним он причисляет системы потокового ввода документов и автоматизированные системы извлечения данных, которые разрабатывает ABBYY. «Они предлагают понятные сроки окупаемости, которые редко превосходят полгода-год. Таким образом, на протяжении одного финансового года заказчик может посчитать эффект от внедрения наших систем и свою выгоду», — подчеркивает Шушкин.

«Наблюдается перераспределение затрат с повального лицензирования на поддержку функционирования оборудования и модернизацию имеющегося ИТ-парка», — отмечает Дамир Гибадуллин.

Александр Семенов считает, что хорошо развивается направление ИТ-аутсорсинга, все больше компаний отдают свою ИТ-инфраструктуру и даже сложные ERP-системы уровня SAP на внешнюю поддержку и развитие.

Действительно, такие примеры есть, их становится больше, чем в прежние годы, но все же пока это по-прежнему единичные случаи. Однако Эдуард Гатиятуллин, директор департамента развития сервиса и аутсорсинга Сервисного центра компании «Ай-Теко», уверен, что развитие нового отношения заказчиков к аутсорсинговым моделям, оказывающим реальное влияние на доходы, продемонстрировало ощутимый эволюционный скачок.

«Рынок демонстрирует востребованность услуг ИТ-аутсорсинга, которые требуют не только грамотного формирования целей проекта и постановки задач, но и определенного уровня зрелости компаний — участников данного процесса: заказчика и аутсорсера», — полагает он. Клиенты возвращаются к ранее отложенным сделкам, склонны к заключению краткосрочных соглашений, востребованы в основном уникальные ресурсы и узкоспециализированные компетенции. Гатиятуллин отмечает, что доход от аутсорсинговых услуг увеличивается от года к году и у «Ай-Теко» составляет пятую часть дохода в целом.

Заместитель директора по ИТ группы компаний «Андреев софт» (Тверь) Леонид Железнов отмечает увеличение доли ИТ-сервисов, передаваемых на аутсорсинг в государственных структурах и крупных коммерческих компаниях: Сбербанк, Почта России, Росатом. «Востребованы сервисы по сопровождению оборудования и ПО, в частности системы документооборота, — говорит он. — Основная причина — стремление к сокращению накладных расходов. Рост в этом сегменте оценивается до 50% по сравнению с докризисным периодом».

В последнее время растет популярность небольших точечных проектов (их уже называют «нано-проектами»), нацеленных на решение конкретных задач.

Облачные перспективы

Темы аутсорсинга и «облаков» тесно переплетаются, что обусловлено отчасти самой технологией. Еще несколько лет назад про «облака» все слышали, но мало кто пробовал, однако за это время рынок успел не только познакомиться и протестировать данные технологии (спасибо вендорам и их программам продвижения), но и понять для себя все преимущества подобного подхода, уверен Валентин Фосс. Строительство «частных облаков» повсеместно становится распространенной практикой, публичные «облака» и связанные с ними SaaS пока отстают, но это вопрос времени, утверждает он.

«Рынок облачных решений только начал развиваться, но уже сейчас очевидно, что ожидаются колоссальные изменения, способные сильно повлиять на сложившуюся структуру рынка, — полагает Николай Зезюлинский. — Внедрение новых высокопроизводительных технологий обработки больших массивов информации позволит полностью выносить ИТ-инфраструктуру на стороннее обслуживание».

Однако знак равенства, как хочется многим интеграторам, тут явно ставить рано, а окончательно его поставить, скорей всего, не получится совсем. «Частные облака» в значительно большей степени интересуют крупные российские компании, чем аутсорсинг. Однако и этот интерес обещает интеграторам весьма заманчивые перспективы. И интеграторы готовятся.

Растущая популярность облачных технологий приводит к смене акцентов в вопросах владения информационными системами, полагает Дмитрий Ведев. Облачная модель привлекательна прежде всего для СМБ-рынка, от создания собственных инфраструктур и программных решений многие корпоративные пользователи переходят к альтернативной модели аренды ИТ, уверен он. «„АйТи“ предлагает такой вид доступа для нашего флагманского продукта „БОСС-Кадровик“, который уже доступен заказчикам в SaaS-реализации. Не так давно мы представили рынку новую „облачную“ компанию Unicloud, которая специализируется на предоставлении корпоративных облачных сервисов Google, Microsoft». Ведев отмечает растущий интерес к сервисной модели использования программных продуктов, когда при отсутствии лицензионных платежей пользователь платит за сервис и поддержку. В ответ на этот запрос клиентов в 2011 г. был выпущен продукт «БОСС-Кадровик Express», реализованный именно по такому принципу.

«„Ай-Теко“ готова к продвижению своей интегрированной облачной платформы, — сообщает Эдуард Гатиятуллин. — В ее основе запросы наших заказчиков на снижение собственных капитальных затрат и поддержание бесперебойной работы существующих бизнес-систем». По его оценкам, в ближайшее время особенно будут востребованы автоматизация развертывания ИТ-сервисов, мониторинг ресурсов, управление затратами и высокая доступность сервисов в «облаке». Гатиятуллин прогнозирует 30%-ный рост рынка услуг ИТ-аутсорсинга с ориентацией на длительное, стратегическое сотрудничество. Основное, к чему необходимо будет прийти заказчикам, считает он, это компромисс между экономической выгодой и близостью передаваемых функций или процессов к основной деятельности.

Шамиль Аминев тоже говорит о росте популярности облачных технологий. При этом крупные заказчики пока не предполагают «уходить» в «публичные облака», подчеркивает он: «Планируется построение частных облаков, и то, лишь „на бумаге“ из-за недостаточной технологической стандартизации». При сохранении модели потребления будет развиваться управляемость и эффективность ИТ-инфраструктуры за счет ее виртуализации, считает Аминев.

И Дамир Гибадуллин отмечает, что стали более востребованны технологии NAS, мобильного доступа к приложениям, виртуализации. «Виден рост интереса к аудиту лицензий и аппаратных мощностей. Многие заказчики начали оптимизировать лицензионные платежи, переводят часть систем на работу по схеме аренды лицензий, а часть аппаратных потребностей — во внешние ЦОДы или облака», — отмечает Владимир Вертоградов. Наряду с оптимизацией затрат заказчикам требуется повышение надежности, ведь даже в Москве нередко происходят перебои или отключения электроэнергии и т. п., замечает он.

Владимир Вертоградов упоминает и об интересе к использованию ИТ как услуги: хостинг почты, антиспам-систем, части ПО, телефонии, разнообразные Web-сервисы и т. п.. «На первый взгляд это не дешевле, — говорит он, — но экономия достигается за счет высвобождения собственного дорогостоящего персонала от выполнения части сравнительно простых задач».

Происходит «перелом в сознании» — потребитель начал думать о способах повышения эффективности вместо выбора «статей под сокращение», считает Валентин Фосс и делает вывод: «Отсюда и популярность систем мониторинга инфраструктуры, и повальное внедрение технологий Unified Communications (от Lync до систем видеоконференцсвязи) в территориально распределенных структурах и компаниях с большим числом мобильных сотрудников, внедрение систем совместной работы, и всё большее проникновение облачных вычислений».

Леонид Железнов отмечает рост спроса на комплексное обслуживание в сегменте корпоративного рынка («железо», ПО, сервисное обслуживание) на уровне 15% по сравнению с 2009 г. Железнов отмечает, что все большее число крупных заказчиков отказывается от парадигмы «выделенного сервера» и предпочитает решения, так или иначе использующие технологии виртуализации. «Рост трудно оценить, но по сравнению с 2009 г. он есть, — говорит он. — Своим клиентам предлагаем максимально эффективные и полезные решения — от виртуализации нескольких сервисов на базе бесплатных продуктов до создания инфраструктур облачных вычислений уровня ЦОДа на базе платформы VMware vSphere».

Как правило, использование даже части возможностей виртуализации приводит к существенному снижению затрат на обслуживание, повышению эффективности серверной инфраструктуры, увеличению надежности работы сервисов, отмечает Железнов, подчеркивая: «При этом мы стараемся совмещать решения по виртуализации с созданием соответствующих сетевых инфраструктур и внедрением надежных и производительных систем хранения данных». Видимо, это и есть тот реалистичный подход, который неминуемо принесет плоды уже в близком будущем.

Облачные технологии тесно связаны и с другим ярким трендом — все более массовым применением в бизнесе мобильных устройств. «Спрос вырос на 30% по сравнению с 2008–2009 гг. в сегменте видеоконференцсвязи и систем видеонаблюдения. Происходит неуклонное наращивание числа распределенных корпоративных телекоммуникационных сетей. Этому способствует появление большого количества мобильных устройств с поддержкой IP-телефонии и доступа в Интернет (планшеты, смартфоны), а также недорогих моделей специализированных IP-телефонов», — отмечает Железнов.

Николай Карамышев прогнозирует сокращение рынка десктопов за счет увеличения мобильного сектора. Причины этого, полагает он, в том, что основные поставщики ПО Microsoft, SAP, «1C», Google — активно работают над внедрениями облачных сервисов, благодаря которым возрастает роль мобильных устройств. «Доступ к ресурсам предприятия через браузер существенно снижает требование к аппаратной начинке системы. Хотя сейчас доступ к приложениям через планшеты — экзотика, можно ожидать перехода количества в качество, когда ряд рабочих мест будут „заточены“ под планшеты», — предполагает Карамышев.

Бум на рынке планшетов и смартфонов вызвал повышенный интерес к направлению корпоративной мобильности, суть которого — в использовании различных мобильных устройств для корпоративных приложений, считает Дмитрий Ведев. Активное проникновение в корпоративную среду потребительских устройств предъявляет особые требования к безопасности их использования, подчеркивает он.

Группа компаний «АйТи», отметив тенденцию к «мобилизации» корпоративных приложений, создала «Центр корпоративной мобильности», предоставляющий решения для повсеместного оперативного и безопасного мобильного доступа сотрудников, партнеров и конечных потребителей к корпоративным информационным ресурсам и системам. Выпущено приложение iReferent — универсальный клиент iPad для работы с линейкой продуктов СЭД «БОСС-Референт» на платформах IBM, Microsoft, СПО.

Николай Зезюлинский говорит: «Для своих новых программных продуктов мы разрабатываем сразу и мобильную версию. Кроме того, заказчики благодаря нашему мобильному решению могут уже сейчас получать доступ к своим корпоративным приложениям посредством мобильных устройств, в частности планшета iPad. Мы оцениваем направление, связанное с разработкой мобильных приложений, как очень перспективное».

А Александр Семенов отмечает: «Недавно мы вывели на рынок собственную разработку — „Мобильный офис руководителя“, интерфейс системы электронного документооборота, специально разработанный под iPad и другие мобильные устройства». Это, безусловно, лишь небольшая часть инициатив по «мобилизации» корпоративных приложений на российском рынке.

* * *

Заказчик стал гораздо больше фокусироваться на технологиях, направленных на развитие и повышение эффективности основного бизнеса, указывает Дмитрий Ведев. Большинство реализуемых сегодня ИТ-проектов в дополнение к стоимостным и технологическим критериям имеют целый ряд показателей KPI, которые характеризуют экономический эффект от внедрения новых систем и решений.

Именно из этого обстоятельства, ранее бывшего редкостью, вытекают и все остальные изменения, в том числе и связанные с восприятием новых технологических направлений. И все же связь между технологиями и экономическим эффектом их применения часто остается эфемерной.

«Бизнес все силы бросил на сохранение активов и коллектива, а не на расширение или экспансию в регионы, потому и отношение к ИТ такое же, как к подтяжкам на брюках, не более, — считает Дамир Гибадуллин и заключает: — На мой взгляд, общее положение в ИТ отражает ситуацию в стране. Потрясений не будет... и прогресса в том числе».