Почти все в детстве собирали марки. Есть в этих маленьких разноцветных кусочках бумаги что-то притягательное... У большинства с возрастом это увлечение проходит. Остаются верны ему только настоящие коллекционеры, такие, как глава компании «Крафтвей» Алексей Кудрявцев.

Марки в его жизни появились лет в семь-восемь, когда сестра подарила ему первый альбом. Вряд ли она тогда понимала, какое огромное влияние этот подарок окажет на жизнь брата.

Интересуясь марками, как все дети, Алексей очень рано обратил внимание на «коммерческую составляющую» собирания. Причиной столь меркантильных интересов у младшего школьника были тоже марки — коллекцию надо было расширять, а на это требовались деньги. И в 10 лет он впервые продал марки. Первая сделка будущего бизнесмена состоялась на набережной Шевченко в Москве, где в советское время собирались филателисты. В то время такого рода сделки были «на грани социалистической законности», зачастую серьезные коллекционеры, для которых покупка и продажа марок являются неотъемлемой частью увлечения, задерживались за «спекуляцию». Но, к счастью, проблем с законом на этой почве у Алексея не возникало. Зато, как говорит он сам, марки привели его в бизнес: «Научившись считать деньги в 10 лет, я, можно сказать, выбрал свой путь».

В коллекционировании марок можно выделить три уровня. Базовый, когда все направлено только на удовлетворение собственной страсти и человек собирает все понравившееся. Тематический — с уже более осознанным отбором материала по теме — например, марки с изображением животных, по возрасту — классические (до войны) или модерн (после) и т. д. Наконец, последняя стадия развития коллекционера — когда он собирает тематически то, что его больше привлекает и при этом представляет реальную ценность, сами филателисты это называют стадией «собирательства», а не «коллекционерства». Алексей Кудрявцев в этой стадии пребывает последние 10 лет. Его коллекция — это «история, построенная на марках», в нее входят не только марки, но и конверты, письма — «цельные вещи» на языке филателистов.

Кстати, Алексей уже дважды полностью продавал свою коллекцию, в школе (в начале 80-х), потом в студенческие годы.

Собирательство абсолютно серьезное дело, базирующееся на богатом опыте, знаниях и понимании того, что это еще и инвестиционный процесс. Ведь любая валюта дешевеет, а марки дорожают. Есть очень показательный пример. Когда в 1918 г. в США появилась авиапочта, были выпущены и соответствующие марки. Один коллекционер купил на почте блок из 50 марок, по 24 цента каждая. Оказалось, что это были марки из бракованной партии, на которой перевернут самолет. В 1983 г. одна марка из этой серии стоила уже 85 тыс. долл. В принципе, филателистическая деятельность может приносить очень неплохие доходы, в мире есть немало людей, которые их получают. Но настоящие коллекционеры, и Алексей в том числе, реально тратят на марки больше денег, чем получают. Что ни в коей мере не мешает считать это хорошими инвестициями: несколько лет назад, если пользоваться каталожными оценками, коллекция Кудрявцева стоила более 1 млн. долл. Причем любая каталожная оценка, как правило, занижена: в серьезной коллекции всегда есть уникальный материал, который нельзя купить, и поэтому никто его оценить не может. Правда, почти всегда его можно поменять. Среди всех предметов коллекционирования по выгодности вложений марки входят в первую тройку, возглавляют которую картины. «Думаю, что лет через 20–30 марок как таковых (средства почтовой оплаты) уже не будет. Они останутся только как предмет коллекционирования. Возможно, что тогда марки станут уникальными», — считает Алексей.

Даже самые состоятельные коллекционеры на Западе заботятся о правильном вложении денег в филателистическую деятельность. Однако в России это не так, и Алексей Кудрявцев является редким исключением. Отечественные коллекционеры в основном уже пожилые люди, которые тратят на свое увлечение отложенные средства. В Советском Союзе мода на марки была в 30-годы, 60-е, 70-е... Сегодня, к сожалению, сама культура коллекционирования марок у нас пропадает. Причем это отнюдь не мировая тенденция — например, в Китае сейчас самый бум коллекционирования. Да, действительно хороших коллекций в России очень мало. Алексей считает, что у нас в стране вообще очень низкий уровень коллекционного материала. Много потеряно в революцию, во время эммиграции, в годы войны. Например, у нас почти не представлена отечественная история с 1857 (когда в России впервые была выпущена почтовая марка) по 1917 год. И покупать в России марки не выгодно. Лучше это делать в Канаде и Англии. Сейчас важным инструментом для коллекционера стал Интернет — можно покупать и продавать марки по всему миру. К сожалению, большинство российских коллекционеров старшего поколения просто не знают о таких возможностях.

Один из основных путей пополнения коллекции — участие в аукционах через Сеть. Самое интересное — покупать марки «коробками», когда продается разом большое собрание материала, самому перебирать их и искать что-то ценное. Как правило, коробка прошла уже через руки других коллекционеров, но иногда можно встретить кое-что очень интересное. Есть специальная категория коллекционеров, которые специализируются на поиске таких «жемчужин» — «хантеры», охотники за сокровищами.

Алексей — «закрытый» коллекционер, он мало общается с филателистическим сообществом, немногие знают его как коллекционера. На филателистических выставках он не был уже 4 года, но выставить когда-нибудь свою коллекцию ему хотелось бы.