Разработчик BI-платформы фирма «Прогноз» была создана в Перми, там же до сих пор трудится основная команда разработчиков, более тысячи человек. Основой продуктов «Прогноза» стали научные разработки кафедры экономической кибернетики Пермского университета и Института экономики Уральского отделения Российской академии наук. За двадцать лет выполнено бо­лее полутора тысяч проектов в 35 странах, офисы и представительства компании открыты в 10 государствах. По предва­рительным данным, консолидированная выручка по МСФО ГК «Прогноз» в 2012 г. достигла 125 млн. долл., по срав­нению с 2011 г. (81 млн. долл.) рост составил 55%. Львиная доля оборота по-прежнему приходится на Россию, несмотря на быстрый рост продаж за рубежом. «Прогноз» остается частной фирмой, IPO в планах есть, но не на текущий год.

Пока компания выполняла проекты для администрации президента РФ, «Газпрома» и органов власти разных уровней, ее успехи можно было приписывать внерыночным факторам. Но контракты с Coca-Cola и Международным валютным фондом показали, что продукты российского вендора конкурентоспособны на мировом рынке: год назад его платформа впервые была включена в «Магический квадрант» Gartner. В этом году продукт Prognoz Platform упрочил свои позиции: аналитики Gartner оценили его выше, чем в прошлом, но по-прежнему отнесли к «нишевым».

По словам Ильи Юта, заместителя руководителя центра проектирования системного программного обеспечения, цель «Прогноза» — попасть в «лидеры» «Магического квадранта». Судя по отчетам Gartner прошлых лет, в сегменте «BI и аналитические платформы» развитие идет стремитель­но. Есть квадранты Gartner, где число, состав и даже позиции участников почти не меняются даже за пятилетку. Здесь же видна картина напряженной борьбы: одни фирмы появляются, другие исчезают, позиции меняются за год очень значительно, так что амбиции «Прогноза» вполне оправданны.

В состав Prognoz Platform (PP) входят традиционные BI-инструменты для разработки отчетов и дашбордов, а также инструменты для статистического анализа временных ­рядов, моделирования и про­гнозирования. Так обеспечива­ется интеграция средств опи­сательной (descriptive) и предсказательной (predictive) ана­литики.

На уровнях средств разра­ботки и BI-инфраструктуры в PP имеются механизмы для организации репозито­рия с многомерными источ­никами данных, ведением НСИ, ETL, настройками безопасности, ­доступом к реля­ционным БД и многомерным ­кубам. Предоставляются средства для кас­томизации и раз­работки при­ложений (среда ­разработки, компоненты, SDK, язык Fore, веб-сервисы). Реа­лизована технология in-memo­ry для многомерных кубов. Пользовательские инструменты и приложения доступны ­через веб-интерфейс в виде ­настольных и мобильных при­ложений. Инструменты платформы интегрированы с MS ­Office, порталами.

Для российского рынка все оценки Gartner имели бы в основном академический интерес, но с конца 2012 г. вендор начал создавать партнерскую сеть. Раньше «Прогноз» продавал и внедрял свои разработки самостоятельно, хотя действовали технологические партнеры и некоторые партнеры-внедренцы. Артем Гришковский, советник генерального директора компании, считает, что построение полноценной партнерской сети займет минимум 2–3 года.

В мире у «Прогноза» уже более 50 партнеров, в России — всего несколько, в том числе «Софтлайн», AT Consulting, «Барс» (Казань), «Профи» ­(Липецк), «Омега» (Санкт-Петербург). Гришковский отмечает, что в прошлом году руковод­ству «Прогноза» стало ясно, что без развития партнерской сети невозможен ни дальнейший рост, ни упрочение положения на рынке, ни значимое расши­рение клиентской базы. Активность конкурентов, в том числе открытие в России представительства Microstrategy, энергичные действия SAP по продвижению своих BI-продуктов, тоже сыграла роль. ­Будущее вендор видит в партнерстве с консалтинговыми и интеграторскими фирмами, причем считает необ­ходимым индивидуальную работу с каждым партнером. «Прогноз» ­контролирует каждое партнерское внедрение: как замечает Гришковский, «не все партнеры к этому готовы». С другой сто­роны, возможны ситуации, когда партнер еще не имеет квалификации, но у него уже есть клиент. В этом случае «Прогноз» может провести ­внедрение своими силами при условии, что сотрудники партнерской фирмы тоже примут участие и будут изучать продукт и методологию внедрения, а на следующий год уже примут на себя определенные обязательства.

«Прогноз» делает и шаг в необычную для софтверного вен­дора сторону — открыт онлайн-сервис PROGNOZ. Data Portal. Он дает доступ к обширному комплексу данных националь­ной и мировой экономики, структурированному по отраслям и рынкам. Сервис содержит постоянно обновляемую ­информацию из более чем ­двухсот авторитетных российских и международных источ­ников. Ранее Data Portal слу­жил только внутренним нуждам фирмы, но недавно было ­решено сделать его коммерческим. Предусмотрен период ­бесплатного ознакомления. ­Полная годовая подписка со­ставляет 400 тыс. руб., но мож­но заказывать любой желаемый набор или использовать ­какие-то из готовых наборов с пропорциональным снижением цены. В качестве потенциальных потребителей создатели сервиса рассматривают все компании, имеющие аналити­ческий отдел. Одним из основ­ных конкурентов этому сервису руководители «Прогноза» ­называют агентство «Блумберг», а своими преимуще­ствами считают инструментарий поиска, анализа и визуа­лизации данных. Примеча­тельно, что на основе портала корпоративные клиенты могут создавать гибридные решения: использовать данные и анали­тические инструменты внутри фирмы, объединяя внешнюю ­информацию и собственные ­данные. Для таких проектов ­потребуется привлечь специа­листов «Прогноза» или компании-партнера.