Если вы идете по коридору компа­нии OCS и вдруг видите, как из-за угла появляется человек в черном с ревербеллирующим карбонайзером в руках, или каждый сотрудник, идущий вам навстречу, очень напоминает разноцветную зебру — не следует думать, что вы в последнее время переутомились. Напротив, приготовьтесь получить заряд хорошего настроения, заразиться сумасшедшинкой и немного побыть ребенком — в дни «особого дресс-кода» в OCS царит атмосфера творчества и веселья. Условие только одно: надо быть одетыми согласно объявленному дресс-коду или выполнять объявленное заранее действо.

Движение «флешмобов», или «пятниц в стиле», началось с москвичей: первые пятницы — мини-юбочная и «платьишная» случились в московском офисе OCS. Точнее сказать, «у москвичек» — ведь представители сильного пола в них не принимали непосредственного участия. Но на дискриминацию никто из них почему-то не жаловался. Тем более что возможность ­присоединиться к общей пятнич­ной акции предоставил «красный флешмоб»: в зачет шли как платья-юбки, так и футболки, кеды, кепки, рюкзаки и многое другое, включая транспортные средства. Приехал на работу на красном «Феррари» — поучаст­вовал во флешмобе. Красный велосипед — тоже ­хорошо, даже еще лучше, по­тому что и полезней для здоровья, и сохраняет экологию. «Красный флешмоб» вышел за рамки Москвы: на этот раз столицу поддержали офисы компании в Самаре, Перми и Ижевске.

Возможность порадоваться, до чего же круто выглядят коллеги в костюмах секретных агентов, а также лишний раз убедиться, что маленькие черные платья на девушках — это очень стильно, предоставила пятница в стиле «Люди в черном», в которую влился самый большой офис OCS — в Санкт-Петербурге. Устройства для стирания памяти, как в фильме «Men in Black», по окончании акции применять не понадобилось — напротив, удовольст­вие можно было продлить, ­рассматривая не менее стиль­ные альбомы, выложенные на страничку OCS Distribution в Facebook’е.

Движение набирало силу, развиваясь вдаль и вширь. После «красного» состоялся ­упомянутый «Men in Black», а следующий пятничный флешмоб стал рекордным по числу участников: «Оранжевый день» отмечали в Москве, Петербурге, Екатеринбурге и Красноярске. Основные заботы по организации праздника взяли на себя HR-отделы, однако и сотрудники вносили свои, подчас очень яркие и неожиданные штрихи. Оранжевый завтрак, конкурс «оранжевых фотографий», разда­ча оранжевых полосатых котов за лучшее письмо дари­телю... И сразу в нескольких офисах в конце дня состоялся запуск шариков с заветными желаниями: в небо поднялось целое оранжевое обла­ко из шаров, каждый из которых нес на ленточке записку. Пусть позитивные мысли материализуются!

Что важно, ни один рабочий процесс в ходе этих акций не страдает — немного озор­ства совсем не помеха работе. Более того, ­маленькие пятничные праздники выполняют очень важную общественную задачу: помогают одолеть рутину, взглянуть на мир свежим взглядом — и увидеть, как много вокруг необычных, нестандартных вещей. И главное — симпатичных людей.

К тому же бывают и сугубо практические находки: например, если кто не знал, как готовить знаменитый коктейль мохито, то флешмоб «Мохито-Party», прошедший в обеих столицах, этот пробел успешно восполнил. Вот они — несекретные ингредиенты легендарного напитка: газировка, сахар, лайм, мята и лед. А после работы можно добавить ром — все-таки пятница!

Наверное, успех наших пятниц в том, что стихийно зародившееся движение соответствует характеру компании. OCS изначально неформальная компания: у нас нет дресс-кода, мы сознательно разрешаем сотрудникам ходить на работу чем угодно, за исключением встреч с партнерами, деловых переговоров, — это требует адекватного внешнего вида. Мы всегда старались проводить праздники «с изюминкой» — в Новый год у нас поселяется сказка, 14 февраля мы гры­зем морковку (любовь-мор­ковь ведь!), а 1 июня у нас ­происходит «НАШЕСТВИЕ» (комментировать, надеюсь, не нужно :)).

Думаю, началось все даже не с первого флешмоба в Москве, а немного раньше. Несколько лет назад мы первый раз объявили карнавал в последний день года. Его окончание у нас принято праздновать весело. В этот день — кто-то работает на полную катушку и даже ­приходит на работу 31 декабря, а кто-то «подчищает хвосты» или составляет планы на следующий год — у каждого подразделения своя сезонность, свои ритмы. Нужно сделать праздник и создать волшебное настроение и у тех, кто не встает из-за компьютера, и у тех, кто почти свободен. За пару ­недель до конца года мы объявили, что в последний день ждем всех в костюмах, и, ко­нечно, объявили приз за луч­ший наряд! И с изумлением ­обнаружили, что народ проявляет необыкновенную креативность. Кого только у нас не было — монстры и красные шапочки, ангелы и электрические зайцы, снеговики и ру­салки. При этом поработать на привычном месте в необычном «прикиде» — все равно что съесть волшебные «конфе­ты счастья». Несколько лет ­подряд мы повторяем карнавал, даже не пытаясь объявить «тематический», потому что креативность сотрудников такая, что просто жаль загонять ее в рамки.

А потом произошла «вспышка» в Москве. Здесь офис более компактный, чем в Петербурге (расположен в несколь­ких зданиях), сотрудники активно ­общаются друг с другом. Плюс в коллектив пришли молодые, «драйвовые» сотрудники, и у нас стали воз­никать стихийные ­креативные вспышки. То кто-то на роликах ездит по коридору, то на до­ске объявлений какая-то смешная переписка завязывается, то совместные выезды организуются. Причем этот драйв исходил от сотрудников, которые работают так же — от души и «с изюминкой». Московская служба HR это дело расшиф­ровала и подхватила. Кому ­первому пришла в голову идея сделать флешмоб — не скажу, это не было объявленной программой, была просто идея — сказали-сделали. Выложили ­ролик с отчетом о мероприятии на YouTube и получили ­неожиданно теплый и весе­лый отклик. Хорошее начало было решено развивать и расширять. Кинули клич по всем офисам OCS, и многие наши коллеги его сразу же поддер­жали. Поэтому сказать, что мы сознательно что-то изобретали, — нет. Сказать, что стали трансформировать это в традицию внутри компании, — да, это так.

Для чего это нужно? Ведь на это тратятся силы и время. Конечно, организовать все не очень просто. Надо придумать, закупить аксессуары, ­найти фотографа, обработать фотографии — все это трудозатраты HR-службы, которая у нас в последнее время подписывается как «служба по созданию хорошего настроения». Можно ли оценить настроение сотрудников, которые испытывают в эти дни драйв, чувство единения по отношению к родной компании и своим коллегам? Наверное, это оценить невозможно, но совершенно точно — это стоит трудов!

Хорошее настроение сотрудников — это очень важно, по­тому что люди проводят на работе много времени. Зачастую гораздо больше, чем с семьей или еще где-то... Безусловно, почти у всех повышается наст­роение от каких-то общественно значимых вещей: реализации проекта, по­хвалы коллег, руководителя. Да, это так. Но поскольку работа для многих — образ жизни, невозможно и неумно сводить его только к самому очевидному. Вне работы мы делаем много на первый взгляд бессмысленных, но приятных для нас вещей. Ну, например, в выходной день, идя с какой-то целью в магазин, по дороге завернуть в симпатичную кафешку и выпить кофе «с видом на...». Зачем? Получить порцию хорошего настроения! И пусть кто-то попробует сказать, что в такой чашке кофе не сосредоточена половина смысла выходного дня! Флеш­мобы для нас — вот эта вкус­ная незапланированная чашка кофе. Иногда это единственное, что остается в памяти. Поэтому мы уделяем такое большое внимание тем неожиданным приятным эмоциям, которые мы получаем в компании.

Одним из ярких случаев, который подсказал нам важность таких незапланированных сюрпризов, стал трудный момент в компании, когда мы внедряли корпоративную ERP-систему. Народ работал буквально сут­ками, все были вымотаны. В один из дней утром все пришли на работу и обнаружили у кофеварок фрукты и пожелания «заряжаться витаминами». Эта, казалось бы, простая акция вызвала не только положительные эмоции, но и бурный от­клик — мы узнали, что об этом рассказывают друзьям и знакомым как о чем-то очень значимом и «из ряда вон выходящем». Так складывалось понимание, что в наших рабочих буднях обязательно должна присутствовать «изюминка», «перчинка» — что-то неуловимое, что добавляет жизни настоящий вкус, застав­ляет ждать следующего сюрприза, дает ощущение, что о тебе заботятся.

Кроме вышеописанных вещей наши флешмобы имеют еще один важный эффект. OCS всегда стремилась быть привлекательным работодателем. Причем привлекательным для людей, отдающих работе душу, для вовлеченных и лояльных сотрудников, которые работают «за интерес», «за совесть», у которых горят глаза. А такая отдача достигается, только если человек хочет этого, хочет из чувства любви, благодарности, тепла. И такие чувства обычно взаимны. Компания должна любить, заботиться, согревать своих сотрудников, быть им интересна.

Последнее время в компанию приходит много молодых людей, ко­торые относятся к так называемому «интернет-поколению». Это поколение отличается от тех, кому за 35. Они не помнят, что такое общество без бизнеса, не знают, что такое жизнь без компьютера, Интернета, социаль­ных сетей. Они предъявляют совершенно другие требования к пространству вокруг себя.

Есть достаточно известная классификация, появившаяся несколько лет назад и прочно осевшая в головах бизнес-консультантов и HR-менеджеров. Она говорит, что у каждого поколения есть свои ценности — мотиваторы. Например, для поколения наших бабушек и де­душек — поколения военных лет — очень важным было ­«чтобы не было войны», не было голода и смерти, все остальное можно преодолеть, стерпеть. Следующее поколение начало осваивать индивидуальные ценности, и хотя в советском обществе индивидуальные ценности считались вредным явлением, появлялись отдельные квар­тиры, машины, садоводства, и для полноценного самоощущения очень важно было «быть не хуже других». Новое поколение уже застало становление бизнеса, для них работа пе­рестала быть «обязаловкой», и на первый план вышла возможность развития, ­роста, карьеры, самореализации на рабочем месте. Поколение сегодняшнего дня — это ­молодые люди, которые уже не знают, что такое голод, что «быть как все» — может быть ценностью, и возможность самореализации, самовыражения воспринимается ими не как счастье, а как само ­собой разумеющееся.

На собеседовании часто приходится слышать от совсем юных, нигде еще не работавших молодых людей: «А чем мне может быть интересна компания?». Да, безусловно, для них также важна самореализация в работе, но помимо этого они ищут еще что-то. Что? Чтобы было «кайфово», «прикольно», интересно, чтобы можно было друзьям похвастаться, мол, «я не просто тут по восемь часов на работе впахиваю», а «у меня тут такая движуха!!!». Работодатель, который не понимает этого, может проиграть.

И поскольку понятно, что чем дальше, тем больше будет приходить в компанию сотрудников нового поколения, это сильно поменяет портрет работодателей. И нас, в частности, уже поменяло. OCS организует флешмобы, в этом году запускаем свою корпоративную социальную сеть, мы много стали уделять внимания таким вещам, как хобби сотрудников. И с удовольствием наблюдаем, как активно в эти мероприятия вовлекаются и люди более старших поколений — развлекаются, дурачатся, пе­реодеваются, рисуют, творят. И наблюдаем совершенно неожиданные метаморфозы в подразделениях, до сих пор ничем себя не проявлявших, — люди становятся активными, креативными, появляются новые идеи, то есть мы получаем помимо хорошего настроения еще и совершенно конкретный рабочий результат. Умные руководители, понимая непреложный закон «если не можешь противостоять изменениям, надо их возглавить», не только участвуют в наших небольших «хулиганствах», но и выступают их организаторами и получают вовлеченные, лояльные и цельные команды.

Начинается все с малого, а получается невероятно большой результат!

Автор: директор по персоналу компании OCS Distribution.