В условиях более скромного роста зарплаты образование и опыт работы значительнее, чем когда-либо, влияют на уровень доходов сотрудника.

Величина компании также играет свою роль, равно как и пол: мужчины по-прежнему получают заметно больше женщин. Размер дохода тесно связан с уровнем образования.

Здесь принцип «лучше учишь — больше получишь» работает для любой из трех должностных категорий, участвовавших в опросе CRN: руководителей, работников служб сбыта и технического персонала. Среди всех 1302 респондентов те, кто имеет степень бакалавра после окончания колледжа (4 года обучения), заработали в прошлом году в среднем 80 100 долл. — на 14% больше тех, кто не закончил колледж.

Но даже незаконченное обучение в колледже может сослужить неплохую службу: сотрудники с таким образованием получали в 2001 г. в среднем
70 100 долл., что на 16% больше, чем окончившие лишь среднюю школу.

Как считают реселлеры, наличие высшего образования предполагает лучшее знание мира бизнеса и способность к развитию базовых навыков, что особенно важно для руководителей всех звеньев.

«Колледж учит учиться, а также мыслить критически, — говорит Кэрол Мэддок, вице-президент по консалтинговым услугам компании Quilogy, реселлера с оборотом 55 млн. долл. — Когда вы руководите компанией, вам постоянно приходится выбирать из тысячи возможностей, а в нынешней ситуации любое управленческое решение может решить судьбу вашей компании».

Как показало исследование, опыт работы играет решающую роль при определении компенсационного пакета. Уже давно стало традицией материальное поощрение технических специалистов, имеющих значительный практический опыт. В 2001 г. инженер с опытом работы от 5 до 10 лет получал почти на 9 тыс. долл., т. е. на 12% больше, чем работающий менее пяти лет. Опыт работы свыше 10 лет добавлял еще 10%, так что средний уровень оплаты труда таких специалистов достигал 92 тыс. долл. Эта тенденция распространяется и на другие категории. Опытные руководители и работники служб сбыта играют неоценимую роль, особенно в трудные для компании времена, что и отражается на уровне их зарплаты.

«Если вы сдерживаете оплату труда опытных сотрудников ради того, чтобы поправить финансовые показатели, то вы здорово рискуете, так как ваши конкуренты сразу же их расхватают, — говорит Джон Де Рокер, вице-президент по сбыту и маркетингу компании Nexus Information Systems, реселлера с оборотом 30 млн. долл. — Вы должны сохранить лучших и опытнейших сотрудников, чтобы не упустить свой шанс, когда ситуация улучшится».

Джейн Кейдж, владеющая реселлерской компанией Connecting Point, считает, что необходимо отличать опыт работы в какой-либо должности от уровня профессионализма. «Кто-то, возможно, работал менеджером или торговым представителем в течение многих лет, но, тем не менее, не является настоящим профессионалом в своей области, — говорит она. — Истинный профессионализм — это не только опыт, но он достигается только вместе с опытом».

Согласно данным исследования, чем крупнее реселлерская компания, тем выше уровень оплаты труда сотрудников. Это понятно, так как у крупных компаний спрос на персонал всегда выше, и они осуществляют более крупные по масштабу и сложности операции, что требует от персонала более высокой квалификации
и опыта.

Особенно это касается менеджеров, которым компании с годовым доходом 25 млн. долл. и выше платят в среднем на 27 тыс. долл., или на 39% больше, чем компании с доходом 10 — 25 млн. долл.

Наконец, данные исследования отражают значительную разницу в оплате труда мужчин и женщин. Из всех опрошенных мужчины заработали в среднем 81 200 долл. за прошлый год — почти на 30% больше, чем женщины, заработавшие в среднем
62 600 долл.

Для руководителей разрыв максимален (32%), для работников служб сбыта — минимален (17%). За год этот разрыв слегка сократился: с 32% в 2000 г. до 30% в 2001 г.
Дебби Милнер, главный соуправляющий реселлерской компании Jade Information Systems с оборотом 100 млн. долл., объясняет это многими причинами.

«Отношения «старых приятелей» в бизнесе по-прежнему имеют огромное значение, и эту невидимую стену женщинам почти невозможно пробить, — говорит она. — Кроме
того, в некоторых случаях заказчики совсем не так воспринимают женщин, как мужчин, и особенно это касается женщин, старающихся действовать в бизнесе самостоятельно».

Подводя итоги, можно сказать, что опыт, образование и пол всегда были главными факторами, влияющими на размер оплаты труда. В условиях экономического спада они проявляются даже более отчетливо.