Российский ИТ-бизнес крутится в основном в столицах. Опровергнуть этот тезис сегодня все еще нельзя. Однако многие региональные фирмы не хотят оставаться на отведенных им вторых ролях и стремятся выйти на новый, более высокий уровень развития.

Наглядным подтверждением этого стал первый Уральский IT-Форум, который прошел 26—27 сентября в пансионате «Зеленый мыс» под Екатеринбургом и собрал более 100 участников из разных областей Урала и Предуралья. Сюда съехались делегаты из Екатеринбурга, Челябинска, Перми и Тюмени. Инициатор и один из организаторов этого мероприятия — екатеринбургская Ассоциация компаний сферы информационных технологий (АКСИТ). Соорганизатором форума стала редакция CRN/RE. Поддержку мероприятию оказало правительство Свердловской области.

Уральский федеральный округ, столицей которого является Екатеринбург, один из самых экономически развитых регионов России. В нем сосредоточены многие «денежные» предприятия сырьевых отраслей.

В Уральском округе добывается 95% природного газа, 66% нефти, 16% железной руды. Здесь находятся крупнейшие металлургические и машиностроительные предприятия. В последнее время регион становится одним из главных центров концентрации российского и иностранного капитала. Естественно, что и ИТ-бизнес здесь развивается очень активно.

Одним из показателей уверенного роста ИТ-бизнеса в Уральском округе является стремление местных компаний к повышению профессионального уровня, совершенствованию управления и более быстрому развитию. Осознание необходимости прямого диалога с вендорами говорит о том, что ведущие уральские компании стали понимать: именно они являются основным звеном в цепочке продвижения ИТ-технологий клиенту и потому могут и должны влиять на политику вендоров, ее изменение в свою пользу и в пользу своих заказчиков.

Правда, местным компаниям не удалось полностью реализовать идею пообщаться с большим числом вендоров напрямую, в обход крупных столичных дистрибьюторов.

Сегодня все вендоры говорят о необходимости активной работы с партнерами «переднего края» (именно так на IT-Форуме называли дилеров, непосредственно работающих с клиентом), но далеко не каждый из них готов к открытому диалогу с дилерами.

По мнению генерального директора компании APT Виктора Мочалова, многим вендорам просто удобнее действовать из центра через крупных дистрибьюторов, которые берут на себя всю работу с каналом. «Так комфортнее, — считает он. — Можно избежать неудобных вопросов, нелестных мнений в свой адрес».

Менеджер российского представительства Oki по маркетингу Андрей Кирьян видит другую причину сравнительно невысокой «явки» вендоров. «Это мероприятие было первым. Многие хотели посмотреть, что же в результате получится. По-моему, уже на втором подобном мероприятии вендоров будет гораздо больше».

Участие в Уральском IT-Форуме приняли, пожалуй, наиболее активные на сегодняшний день на рынке поставщики компьютерной техники. Соорганизатором мероприятия стала компания Kyocera Mita, генеральным спонсором — ZyXEL, спонсором — Oki. На форум приехали представители Avaya, HP, Huawei Technologies и Intel, а также восьми дистрибьюторских компаний. На их участии в мероприятии настаивали вендоры.

При этом Уральский IT-Форум не стал банальной маркетинговой акцией. Его участники приехали в «Зеленый мыс», чтобы обменяться мнениями, узнать о новых идеях, о новых тенденциях, особенно в управлении бизнесом, выработать общую позицию в общении с представителями администрации региона и своими московскими партнерами. Как заметил Виктор Мочалов, на сегодня «злободневных и интересных докладов становится все меньше, а вот количество тем для обсуждения в кругу коллег не уменьшается».

Поэтому большую часть программы Форума составили круглые столы, на которых обсуждались наиболее насущные для уральского ИТ-бизнеса темы. Среди них: «Составляющие успешного бизнеса региональной ИТ-компании», «Отношения участников рынка при реализации региональных и федеральных ИТ-проектов и программ», «Можно ли контролировать прибыльность продаж ИТ-продукции на региональном уровне», «Программы поддержки регионального ИТ-бизнеса. Что реально нужно каналу», «Кадры решают все» и «Что может сделать для развития рынка отраслевая общественная организация».

Гости, приехавшие из Москвы, также получили ценный опыт. «Вендору всегда тяжело дотянуться до региона, — рассказывает Андрей Кирьян. — Обычно знаешь одну-две компании, которые на слуху, а здесь мы смогли оценить, что на самом деле происходит в регионе, познакомились с компаниями, о существовании которых раньше даже не подозревали».

«Местные компании полностью адекватны в отношении инфраструктуры и знания специфики своего рынка, они способны профессионально решать практически любые задачи своих клиентов», — делится своими впечатлениями об уральском ИТ-бизнесе директор по маркетингу московского представительства ZyXEL Дмитрий Бороздин.

По его мнению, успех региональных компаний будет зависеть «от их способности формулировать свои преимущества как перед клиентом, так и перед московскими коллегами, от интенсивности общения с другими участниками местного рынка, а также с местными органами власти». Действительно, на IT-Форуме много говорили о сложности работы региональных фирм, о том, что разница в масштабе между московскими и региональными компаниями влияет на поставщика, задействованного в тех или иных федеральных или региональных ИТ-проектах, влияет на уровень цен.

«Привлекая всех участников рынка к обсуждению общих проблем, мы формируем цивилизованную бизнес-среду, с понятными правилами игры, с нормальными условиями для развития бизнеса. С этой точки зрения Уральский IT-Форум был нам очень полезен, — подвел первые итоги конференции Станислав Сиражев, исполнительный директор АКСИТ. — Уверен, что теперь это мероприятие станет регулярным».