Когда более десяти лет назад Алексей Чернышев и Павел Рустанович создали фирму «Черус», они купили для нужд компании автомобиль — обыкновенные «Жигули». Тогда Павел не умел еще водить машину.

Правда, автогонки его интересовали с детства. Было время, когда он даже хотел пойти в спортивную секцию, чтобы заняться картингом, но всерьез увлекся горными лыжами. Да и мама была бы против автогонок — для человека непосвященного это кажется слишком опасным. Даже от горных лыж она была не в восторге.

Со временем для Павла автомобиль стал «средством особого передвижения». Он не просто ездил, а пытался «выжать» из любой машины все, на что она способна. В этом проявилось его отношение к любому делу — он во всем стремится достичь максимального КПД. «Даже в ходьбе, — поясняет Павел. —В детстве старался всех обогнать, не мешая, конечно, окружающим. Когда подрос, познакомился с техникой спортивной ходьбы, «взял на вооружение» некоторые приемы».

Постигать науку вождения пришлось самостоятельно, хороших учителей вокруг не оказалось. Так что было немало проб и ошибок, случались и аварии. Но желание постичь секреты мастерства и тщательная «работа над ошибками» сделали свое дело — Рустанович стал классным и одновременно очень аккуратным водителем, способным потягаться в мастерстве с профессиональными спортсменами.

Правда, в соревнованиях он участвует редко, говорит, что главное — научиться делать что-то действительно хорошо. И правильная самооценка здесь важнее восхождения на пьедестал. Вообще, спорт для Павла интересен не с точки зрения достижения рекордных результатов или повышения уровня адреналина, а как «работа с ускорением». Горные лыжи, гидроцикл, гонки — все то, где присутствует динамика и движение, Павел считает спортом.

Когда дела в «Черусе» пошли успешно, партнеры приобрели пару довольно дорогих автомобилей со «спортивным характером» — SAAB 9000. Но вскоре Павел столкнулся с одной неприятной особенностью: автомобилям «не нравилось», когда из них постоянно «выжимали все соки». Оказалось, что большинство машин, даже очень хороших, не могут постоянно ездить на предельных режимах. Они рассчитаны на комфортную езду и способны лишь изредка демонстрировать свою мощь и скоростные характеристики.

Словом, для ежедневных гонок была нужна совсем другая машина. После долгих поисков выбор пал на Mitsubishi Lancer Evolution. Это «гражданский» вариант автомобиля, созданного специально для участия в ралли. Машина рассчитана на эксплуатацию на предельных режимах и жесткий, экстремальный стиль вождения. На первых порах ее характеристики Павла устраивали, но освоив машину и привыкнув к ней, он снова захотел что-нибудь улучшить.

Например, в «боевом» варианте вместо обычной коробки передач стоит кулачковая, которая позволяет ездить быстрее, тратя меньше времени на переключение передач. К тому же она гораздо лучше выдерживает высокие нагрузки. Павел попробовал установить такую коробку на свою машину — понравилось. Потом захотелось приобщить к этому и других. Однако сделать это оказалось не так-то просто. И дело даже не в том, что кулачковая коробка передач — удовольствие достаточно дорогое. Чтобы эффективно использовать ее возможности, требуются специальные навыки.

«А что, если сделать так, — задумался однажды Рустанович, — чтобы водителю помогал управлять автомобилем компьютер?» Нашли специальный компьютер для управления двигателем и начали разрабатывать устройство, которое смогло бы упростить переключение передач.

Всю программную часть Павел делал сам. Хотелось самостоятельно пройти весь путь от идеи до реализации. Ведь современная организация производства в чем-то обделяет человека. Например, когда в «Черусе» рождается какая-то идея, один инженер оценивает ее жизнеспособность, другой разрабатывает проект, третий готовит документацию, а в «железе» идею воплощают совсем другие люди. Аналогичная ситуация и у клиентов — одни ставят задачи, другие эксплуатируют системы, третьи разбираются с проблемами.

А в своем автомобиле все можно было сделать самому. Сейчас система, прекрасно работающая на машине Павла, появилась еще на нескольких машинах в Москве.
Вообще, автомобиль очень удобный объект для экспериментов. Хозяин один, а возможностей для экспериментирования множество.

Конструкция, придуманная Павлом, оказалась весьма удобной. Но, как всегда, сделав первый шаг, хочется идти дальше. Возможно, после испытания новых вариантов удастся начать экспорт оригинальных решений — ведь до сих пор все, что касается «серьезных» автомобилей, привозилось из-за границы.

А тут разработкой заинтересовались иностранцы, вполне возможно, что в скором времени этот проект «для души» превратится в серьезную производственную программу. А еще Павел хочет сделать свою машину более экологичной. Но для реализации всех планов нужны не только силы, но и время, которого вечно не хватает. Ведь все, что может, он по-прежнему делает сам, и круг его функций широк — от программирования до организации производства и финансирования.

Постепенно увлечение стало превращаться в новый бизнес. Не так давно была создана компания «Спортмобиль», которая занимается поставками машин Evolution. Правда, ее деятельность пока нельзя считать серьезным бизнесом — скорее, это «бизнес-хобби», основным же по-прежнему остается компания «Черус». Просто автомобили приносят удовлетворение, и это главное.

Павел Рустанович

Родился 19 мая 1963 г. в Москве. После окончания Московского института стали и сплавов работал в НИИ автоматической аппаратуры, затем на предприятии «Нефтегазпромстрой», где в отделе автоматизации занимался строительством локальных сетей. В 1990 г. появилось МП «Такт», на базе которого в 1991 г. была создана компания «Черус», одним из совладельцев которой он является.