Компания ViewSonic, один из ведущих поставщиков мониторов и проекторов, традиционно занимает прочные позиции на российском рынке. В последнее время ситуация в этих сегментах не самая благоприятная и в мире, и в России. О том, как на этом фоне развивается бизнес компании в Европе, как она реагирует на вызовы рынка и на каких направлениях концентрирует усилия, управляющий директор ViewSonic Europe Марк Люфкин рассказывает шеф-редактору CRN/RE Александру Плитману.

CRN/RE: Расскажите о стратегии развития компании ViewSonic? Что меняется в ней в последнее время?

Марк Люфкин: Сегодня мы вновь фокусируемся на наших ключевых продуктах — мониторах и проекторах. Я говорю вновь, потому что некоторое время назад мы отказались от выпуска планшетов. Первое такое устройство с маркой ViewSonic появилось в 2010 г., но мы закрыли этот проект. Что касается рынков сбыта, то ViewSonic смещается из потребительского сегмента в сторону коммерческих потребителей. В ближайшие годы мы будем активно двигаться в сторону облаков и крупноформатных панелей.

CRN/RE: Как вы оцениваете результаты бизнеса ViewSonic Europe в 2013 г.?

М. Л.: Если говорить о мониторах, то в прошлом году мы концентрировали наши усилия на сегменте мониторов с большим экраном и на коммерческом сегменте. Как свидетельствуют данные аналитиков, в 2013 г. европейский рынок мониторов с размером экрана менее 23 дюймов сократился на 18% (в количественном выражении), в то же время продажи мониторов с экраном более 23 дюймов выросли на 7%. На этом фоне результаты ViewSonic Europe довольно успешны: поставки небольших мониторов снизились не столь сильно — только на 14%, зато продажи больших мониторов увеличились на 21%, т. е. росли значительно быстрее рынка.

Интересно сравнить также тенденции в потребительском и коммерческом сегментах европейского рынка. В первом из-за бума планшетов продажи мониторов рухнули на 25% (по количеству), и ViewSonic, конечно, не могла устоять против этого глобального тренда — наши продажи сократились на 23%. В то же время в коммерческом сегменте ситуация пока довольно стабильная, здесь даже есть небольшой рост — 1%, поскольку бизнес-пользователи не очень торопятся переходить с настольных ПК на планшеты. В этом сегменте продажи наших мониторов увеличились на 12%, поэтому мы на нем и концентрируемся.

CRN/RE: А на рынке проекторов?

М. Л.: На фоне того, что происходит в Европе, я считаю результаты, достигнутые ViewSonic, очень успешными. В прошлом году, по данным Futuresource, в сегменте стандартных традиционных проекторов европейский рынок сократился очень существенно — на 15% (по количеству), но продажи наших аппаратов снизились только на 5%. Как известно, в последние годы развитие идет в сторону высококачественных устройств с разрешением WXGA и Full HD. В прошлом году европейский рынок таких проекторов вырос на 7%, но нам удалось увеличить продажи на 67%.

Еще один важный тренд состоит в том, что по мере все более широкого распространения смартфонов и планшетов проекторы начинают восприниматься не как придаток к компьютеру, а как дополнение к этим мобильным устройствам с возможностью подключения, минуя ПК. Если поставки автономных проекторов на европейский рынок в прошлом году снизились на 13% (хотя у ViewSonic они все-таки выросли на 4%), то продажи проекторов с сетевым подключением (по кабелю или беспроводным) увеличились на 7%. И наша компания находится «в тренде» — в 2013 г. мы нарастили продажи на 30% и продолжаем расширять ассортимент.

CRN/RE: Каковы ваши планы на 2014 г.?

М. Л.: Тенденции очевидны: рынок мониторов сокращается, рынок проекторов не растет, в то же время быстро растут сегменты крупноформатных панелей и облачных дисплеев. Соответственно доля традиционных мониторов будет снижаться и в бизнесе ViewSonic Europe. Если говорить о планах на ближайшие три года, то они таковы. По мониторам — сохранить объем продаж на текущем уровне, при этом в 2016 г. наша доля на европейском рынке вырастет до 5%. По проекторам — объемы продаж будут умеренно, примерно на 20% в год, расти, а наша доля увеличится до 7%; по крупноформатным панелям — продажи будут расти очень быстрыми темпами, и в 2016 г. наша доля достигнет 5%. Что касается структуры продаж, то ЖК-мониторы будут и далее доминировать, но их доля снизится до 60%, на второе место выйдут проекторы — 23%, затем крупноформатные панели — 9%, и, наконец, облачные дисплеи — 8%.

CRN/RE: Расскажите подробнее о перспективах в двух последних сегментах.

М. Л.: Крупноформатные панели — большой и быстрорастущий рынок, особенно в Западной Европе. Традиционно здесь работают преимущественно партнеры, специализирующиеся в области аудио-видео. Но сейчас все больший интерес к таким проектам проявляют партнеры с ИТ-рынка, поскольку маржа здесь гораздо выше, чем в обычных проектах, связанных с ПК. И мы поддерживаем этот тренд, предлагаем хорошие крупноформатные панели. Что касается облачных дисплеев, то это совершенно новый для ViewSonic рынок, мы только выходим на него. В облачный дисплей интегрирован тонкий или нулевой клиент. Если в прошлом данные хранились, как правило, на локальном ПК и к нему подключался монитор, то в будущем облачный дисплей будет подключаться непосредственно к Интернету, к облаку. И если сейчас корпоративные заказчики покупают, к примеру, настольные ПК какого-либо производителя и часто вместе с ними мониторы ViewSonic, то в будущем, когда облачные дисплеи начнут заменять ПК, мы будем конкурировать на этом рынке с другими производителями ПК. А в дальнейшем, кто знает, может быть, мы представим и другие линейки продукции, такие как проекторы или крупноформатные панели с интегрированным тонким/нулевым клиентом.

CRN/RE: Как развивается бизнес ViewSonic в России?

М. Л.: Россия — это страна, где ViewSonic имеет самую высокую в Европе долю рынка как в мониторах, так и в проекторах, и, как я считаю, очень хорошую команду. Если говорить о мониторах, то наш бизнес в России развивается сейчас в рамках рыночного тренда — не хуже, но и не лучше рынка. Рынок мониторов в России, как и в Европе в целом, падает. Основные тенденции здесь примерно соответствуют общеевропейским трендам. Отличие, на мой взгляд, состоит в том, что его новые направления растут медленнее, чем в Западной Европе. Например, крупноформатные панели уже составляют очень большой рынок в Великобритании или Германии, а в вашей стране он находится на ранней стадии. Что касается российского рынка проекторов, то здесь ViewSonic работает успешно, у нас хорошие темпы роста. По данным аналитической компании ITResearch, доля ViewSonic здесь выросла с 6,9% в 2012 г. до 7,9% в 2013 г.

CRN/RE: Недавно московский офис ViewSonic подвел итоги своей авторизационной программы для российских партнеров второго уровня в 2013 г. Как вы оцениваете эти результаты?

М. Л.: Авторизационная программа для партнеров второго уровня действует в России с 2006 г. В настоящее время в нашей базе данных более 700 авторизованных партнеров. При этом по итогам 2013 г. более 25% составляют партнеры, имеющие более высокие статусы, чем просто авторизованный (корпоративный, оптовый, «серебряный» или «золотой»). Количество партнеров нас устраивает, и мы не планируем его увеличивать, но наша партнерская сеть сейчас меняется качественно. Учитывая фокус ViewSonic на корпоративный рынок, мы намерены наращивать число корпоративных партнеров. В частности, за прошлый год их стало больше в два раза. Кроме того, мы будем строить более тесные отношения с работающими на этом рынке крупными партнерами, имеющими доступ к большим заказчикам и таким же проектам.

CRN/RE: Насколько вы удовлетворены работой дистрибьюторов?

М. Л.: В настоящее время у нас в России пять дистрибьюторов мониторов и шесть дистрибьюторов проекторов. Мы довольны их работой — они вполне справляются со своими задачами — увеличивать их число не планируем. Более того, мы в целом довольны результатами нашего московского офиса. Поэтому мы расширяем зону его ответственности. Сейчас глава московского представительства Инна Сорокина отвечает не только за страны СНГ и Прибалтики, но и за бизнес ViewSonic в Польше и Чехии. Со временем в зону ее ответственности, возможно, перейдут и некоторые другие восточноевропейские страны, но сначала надо будет «показать себя» — добиться соответствующего расширения бизнеса в этих двух странах. Вот там мы будем привлекать новых дистрибьюторов.

CRN/RE: Следует ли это понимать как оптимизацию сети офисов ViewSonic с целью сокращения издержек?

М. Л.: Нет, здесь речь идет не столько об экономии денег, сколько о развитии бизнеса, о том, чтобы работающая в Москве команда делала больше. В частности, в Польше у нас не было своего офиса.