Редакция CRN/RE продолжает начатый в предыдущем номере (см. № 5/2014) рассказ о тех наших коллегах по ИТ-рынку, которые в качестве хобби занимаются писательским трудом и которым, похоже, удается воплотить в жизнь мечту Владимира Маяковского из известной поэмы «Хорошо» — они и пашут на свою компанию, и пишут. Чаще, правда, это не стихи, а проза. И художественная, и книги по бизнесу... Почему они начали писать? Как у них это получается? И конечно, каковы их творческие планы?

Александр Уткин, директор по развитию бизнеса компании BCC

«Пописывал» Александр уже давно. Сначала в рамках компании для различных корпоративных мероприятий, для друзей и знакомых. Потом стал вести «больше для себя» блог prohojiy07, в течение примерно пяти лет писал там рассказы, «в руках и в голове все это аккумулировалось». Потом набралась некоторая критическая масса постоянных подписчиков, которые захотели увидеть его книгу на бумаге. Вот так и появилась его первая книга «Бессонниц@» (2011 г.), куда вошли некоторые из этих рассказов.

Кстати, за свой блог Александр в прошлом году стал одним из лауреатов «Книжной премии Рунета» в номинации «Лучший книжный блогер».

Две последующие книги — «...жизнь. Издание исправленное и дополненное» (2012 г.) и «Блюз. Несостоявшийся сценарий» (2013 г.) — тоже сборники рассказов. Правда, автор в своем блоге называет их «опусами». По сути, это зарисовки из жизни — происшествия с друзьями, наблюдения за рулем машины, какие-то размышления.

«Вся жизнь наша — обширный источник материалов... Просто беру отовсюду, вокруг нас миллион сюжетов... Надо только их красиво подать, хорошо оформить, чтобы они были читабельны, интересны. Специально ничего не придумываю», — говорит он.

Выбрать среди своих книг самую удачную или самую важную для него автор затрудняется: «Это лучше спросить у тех, кто читает. Я не знаю, они для меня все родные, все любимые».

Занятие литературой для Александра, естественно, хобби, а не еще одна сфера профессиональной деятельности, для которой надо регулярно выделять время — сесть за стол, подумать, написать. Но и не развлечение, которое позволяет просто отдохнуть от работы.

«Оно живет отдельной, самостоятельной жизнью. Берет меня и тащит. Я могу проснуться ночью, не знаю отчего, не спится. Меня тянет к столу, открываю ноутбук и начинаю писать. Задача — только успеть записать и не растерять, — описывает он свои ощущения. — Самое интересное читать комментарии в Интернете к моим „нетленным“ опусам. Потому что я вижу одно, а люди пишут другое. Они начинают обсуждать уже между собой. И там появляется пятая, шестая сюжетная история, которую даже я не мог предположить».

Сначала книги издавались за счет автора — «не так дорого, не так страшно, как кажется». Потом появились информационные спонсоры. По его словам, книги продаются достаточно успешно — «там, куда они попадают». Покупают их в основном в магазинах, в Интернете они не выставлены. Приобретают в том числе и партнеры компании ВСС, причем часто покупают в больших количествах на подарки перед праздниками. Он старается отслеживать продвижение своих книг, чтобы они не затерялись.

Недавно появилось еще одно художественное увлечение — театр.

В прошлом году Александр поставил по мотивам своих рассказов моноспектакль «Blog$, blue$ и бизнес», в котором выступает и как сценарист, и как главное и единственное действующее лицо. Помогает ему известный питерский режиссер Роман Габриа.

Первый спектакль в петербургском театре «Остров» прошел с успехом, желающих его посмотреть оказалось больше, чем смог вместить зал. В ближайшее время планируется поставить еще один спектакль. Благо, в этих театральных начинаниях появился интересный партнер — модный дом Татьяны Карначевой.

Что касается более отдаленных планов, то Александру Уткину хотелось бы перейти от рассказов к более крупным и цельным вещам. «Очень хочется написать как минимум 3–4 хороших, достойных сценария, снять по ним нетленные произведения. Со временем... Если, конечно, сложится...», — говорит он.

А пока он пошел учиться на Высшие курсы сценаристов-режиссеров в Санкт-Петербурге.

Наталия Тесакова, директор по маркетингу компании «Андэк»

Первая книга под рабочим названием «Теория единой идеи» была написана в конце 90-х.

Вот как о ней рассказывает Наталия. К ней обратился посредник с просьбой написать книгу для своего босса, который собирался идти во власть и ему нужны были научные труды. Времена были тяжелые, она сидела дома с ребенком, но мозги требовали тренировки, и она согласилась. Книга посвящена главному вопросу философии, о котором не утихают споры: что первичнее — материя или сознание? Наталия была уверена, что сознание и материя одновременны, а не последовательны, и смогла найти подтверждение этой гипотезе у великих философов. Книга была написана довольно быстро, ее под фамилией заказчика и другим названием напечатало крутое научное издательство. Заказчик получил «труды», а Наталия — деньги и удовольствие.

Склонность к сочинительству у нее проявилась еще в юности — писала стихи, потом сочиняла детские книжки с картинками для своих братьев, сестер и детей. В годы учебы в Московском государственном полиграфическом институте ее способности к литературной деятельности отметил профессор, известный ученый и детский писатель Александр Говоров, а позднее Мариэтта Чудакова, известный специалист по творчеству М. Булгакова, которая была официальным оппонентом на защите ее кандидатской диссертации по филологии.

«Я присмотрелась, прислушалась к себе, но выдающихся литературных талантов не увидела и не почувствовала, поскольку литературой считаю сочинительство, умение укладывать свои фантазии в фабулу, сюжет, придумывать персонажи, яркие характеры и увлекательные диалоги. А все остальное, на мой взгляд, это журналистика и научно-популярная деятельность. Именно к этому виду „писательства“ у меня есть некоторые способности», — говорит Наталия.

В 2004 г. была опубликовала вторая книга — «Миссия и корпоративный кодекс», а в 2008 г. третья — «Бренд и торговая марка — развод по-русски». Темы обеих книг связаны с работой в области менеджмента и маркетинга; это и обобщение ее собственного опыта, и анализ опыта коллег, и сравнение с мнением заграничных экспертов.

Вот как, по словам Наталии Тесаковой, протекает у нее творческий процесс: «Состояние творчества похоже на рождественский волшебный шар, который оживает, когда его потрясешь. Ты ощущаешь себя „в потоке“, находишься одновременно внутри и снаружи себя. Время сначала замедляется, а потом замирает. Внутри тебя как бы вокруг внутренней оси кружатся слова, картинки из настоящего и прошлого, идеи из будущего, гипотезы, смоделированные ситуации.... И ты все это одномоментно видишь, слышишь, ощущаешь, берешь ручку и записываешь все это „внутреннее кино“. Я люблю делать первые записи именно на бумаге, а не в компьютере. Сначала я рисую содержание книг, мне понравилось это делать после прочтения книги по интеллектуальным картам.

Рождается книга так: где-то глубоко внутри появляются контуры идеи, которая обрастает подробностями, размышлениями, внутренними диалогами, сомнениями, вопросами. Все это бурлит, варится. Потом наступает момент, когда мой „внутренний голос“ говорит: „Да, вытащи все это на свет божий!“. И тогда начинается процесс, который я уже не могу остановить: сбор фактов, анализ того, что сделала по интересующей теме лично я, разговоры со значимыми для меня экспертами, чтение любимых книг, поиск метафор, написание текста, перечеркивание, поиск закономерностей, смысла. И сопровождает все это гамма всевозможных эмоций и ощущений: от счастья до глубокой неудовлетворенности».

Кстати, рисует автор не только содержание книг, но и картины. И даже участвовала в выставках спонтанных художников.

Книги Наталии Тесаковой выдержали несколько переизданий. Последние две, по ее словам, растащили на куски и продают как составную часть дистанционных курсов обучения. «Я не один раз слышала от молодых пиарщиков из разных компаний, что они учились по моим книжкам. Стало быть, что-то практически полезное в них есть, и это радует», — говорит она.

Дальнейшие творческие планы пока не очень конкретны: возможно, когда-нибудь будет написана книга по коучингу или по техникам, позволяющим входить в творческое состояние.

Сергей Косецкий, коммерческий директор группы компаний X-Com

Первый сборник стихов «Книга Света» был выпущен еще в 1997 г., это стихотворения в прозе — о природе, вдохновении и поисках.

«За написание стихов я взялся в попытках описать красоту природы, единение человека и Вселенной. В то время я практиковал медитации и технику холотропного дыхания*, что несомненно повлияло на мои работы», — говорит Сергей.

За первой книгой последовали другие — сборники стихов «Страх» (1998), «Мусор» (1999), «В ожидании грусти» (2001), сборник прозы «Ландшафты» (2000). А еще участие в питерском сборнике «Птеродактиль» (стихи и проза, 2007 г.), в одном из томов сборника стихотворений на сайте Стихи.ру (2010 г.).

Впрочем, самым важным из своих произведений Сергей считает все же сборник прозы «Ландшафты». «Эти работы описывают окружающий меня мир в 90-е годы, пропущенный через призму размышлений о смысле жизни. В сборнике присутствует моя энергия жизни в тот момент времени, желание познать самого себя на фоне стремительных изменений в окружающем мире», — говорит он.

Склонности к литературе проявились у Сергея Косецкого еще в юности. С 14 лет он пытался вести дневник, потом начал писать рассказы, заниматься переводами. Переводил с английского языка стихи, причем не только англоязычных поэтов, но и писавших на французском и немецком (с их английских переводов).

В последнее время появилось еще одно увлечение — музыка. Осенью прошлого года Сергей вместе с коллегами из компании X-Com сочинили несколько песен, много репетировали (состав — гитара, электрогитара и бас-гитара) и в этом году планируют записать диск. Направление этой музыки он определяет как «примерно бард-рок».

На традиционный «писательский» вопрос, где он черпает материалы для своих книг, автор дает тоже традиционный ответ: прогулки по городу, наблюдения за людьми, путешествия.

Сборники Сергей издавал в основном за собственный счет, к коммерческому успеху на ниве литературы он не стремится, любит просто раздавать свои книги друзьям и знакомым. Выкладывает их в Сети: и на своем сайте kosiak.ru, и на сайтах Стихи.ру и Проза.ру.

«Работа коммерческого директора предполагает постоянные размышления о прибыли и финансовом успехе всех проектов X-Com, а написание стихов помогает отвлечься от повседневных забот и временно отключить функции поиска во всем выгоды», — говорит он.

Конечно, для литературного творчества не хватает времени: «коммерция затягивает и отнимает почти все свободное время». Но оно и приносит ни с чем не сравнимые ощущения: «в момент отражения своих мыслей на бумаге входишь в измененное состояние, отключаешься от текущих проблем и испытываешь духовное единение с самим собой».

В творческих планах Сергея Косецкого — вновь взяться за прозу, выпустить новый сборник рассказов, а еще ему хочется написать серьезное произведение, раскрывающее тему взаимоотношений мужчин и женщин.

Павел Ефремов, директор по развитию компании «ЛайтНэтКомплекс»

Первая написанная Павлом книга — «Стоп дуть! Легкомысленные воспоминания» — посвящена повседневной «реальной» жизни подводников, всем ее сторонам, в значительной степени тем, которые не видны или не интересны командирам. Это не традиционные мемуары.

«Писать о флоте всегда нелегко. А тем более о подводниках. Не говоря уже об атомных подводных лодках. Знатоки сразу разберут по косточкам, найдут массу огрехов. Иной маститый адмирал, давно забывший бурное лейтенантское прошлое, раздраконит любое повествование, которое не сходится с его прилизанными мемуарами и официальной точкой зрения. ... И мне до боли захотелось написать. И не так, как пишут флотоводцы, потерявшие флот, а как есть и как было. И смех, и грех», — пишет, в частности, автор в аннотации к этой книге. Но это и не подборка флотских баек и анекдотов. Это жизнь.

Павел Ефремов служил на Северном флоте в дивизии атомных подводных лодок, закончил службу в 1997 г., капитан 2 ранга запаса. «Сама флотская жизнь порождает массу очень занятных ситуаций, которые я начал собирать. Потом пришла идея написать рассказы. Со временем из них сложилась книга, довольно большая», — говорит он.

Книга была готова к печати еще в 1998 г., но сначала из-за кризиса разорилось издательство, а потом у Павла украли ноутбук, и ему пришлось в течение нескольких лет писать ее практически заново.

Павел Ефремов начал сочинять рассказы, в основном фантастику (тогда было модно), еще будучи курсантом Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища. Посылал свои рассказы во многие журналы, и некоторые были напечатаны, один из них даже в «главном» научно-популярном журнале того времени «Наука и жизнь».

Первое издание «Стоп дуть! Легкомысленные воспоминания» было подарочным и вышло в 2009 г. малым тиражом, всего 500 экз. Судя по отзывам, книга получилась и, что называется, пошла — половина тиража была продана в течение месяца. После чего издательство предложило выпустить ее коммерческое, значительно расширенное издание в трех томах. Первый том вышел в 2011 г. тиражом 2500 экз. и разошелся меньше чем за полгода. В этом году издательство планирует напечатать оставшиеся два.

В конце 2012 г. Павел Ефремов совместно с профессиональным сценаристом по заказу одной из российских киностудий написал сценарий «Мы были (голландёры**)» для художественного фильма. По его словам, сценарий получил на студии хорошую оценку, но вот дальнейшую его судьбу авторы пока предсказать не берутся.

Из всего написанного самым важным для себя Павел считает несколько рассказов, в частности рассказ «Тост за Победу», и эту пока не поставленную киноповесть.

«Материал для книг дарит жизнь — надо только по сторонам смотреть внимательнее, — говорит он. — Мне нравится писать, потому что... мне просто нравится писать. Это не графоманство. Мне интересно с помощью слов показывать то, что люди не замечают за суматохой жизни. Все мы по-своему яркие личности, даже самые серые, хотя бы из-за этой своей яркой серости. Но большинство этого не видит. И много теряют. Я пытаюсь это восполнить».

В числе других его увлечений — история российского подводного флота. Уже собрана довольно внушительная библиотека по этой тематике, и она постоянно пополняется.

Творческих планов много. Сейчас Павел напряженно работает над книгой с рабочим названием «Стоп дуть-2. Не текилой единой...», посвящена она будет уже не прошлому и не морякам-подводникам, а настоящему — будням и нерабочему времени нашего ИТ-сообщества. Надеется закончить ее к лету, хотя полной уверенности пока нет — катастрофически не хватает времени. Параллельно идет работа еще над одним произведением про флот «Контрольный выход» и книгой под рабочим названием «Могила Мамая» про Феодосию — город, в котором он вырос.

* Холотропное дыхание — метод трансперсональной психотерапии, заключающийся в гипервентиляции легких за счет учащенного дыхания. В результате вымывается СО2 из крови, сосуды мозга сужаются, начинается торможение коры головного мозга и активируется подкорка, что вызывает вытесненные из сознания переживания (Википедия).

** Голландёры — выпускники Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища, которое расположено в бухте Голландия.

Окончание в следующем номере