Рынок мониторов переживает не лучшие времена — на фоне общего спада продаж компьютеров опережающими темпами уменьшались поставки настольных систем, а ноутбукам внешние мониторы чаще всего не нужны. Более того, в сегменте десктопов росла популярность моноблоков, которые также обходятся без внешних мониторов. Но сейчас ситуация меняется. Как минимум, она смягчается, а в лучшем случае можно прогнозировать даже некоторый рост продаж.

Настольные системы переживают некоторый «ренессанс». По свежим прогнозам тайваньского Market Intelligence & Consulting Institute, продажи этих устройств в 2014 г. увеличатся на 3,1%, что можно считать прекрасным результатом на фоне спада предыдущих лет. Конечно, ставить знак равенства между поставками десктопов и продажами мониторов нельзя, ведь многие подключают мониторы уже к имеющимся компьютерам, кроме того, значительный процент среди настольных компьютеров занимают моноблоки. Но определенные основания для оптимизма есть: увеличение продаж десктопов стимулирует продажи мониторов, правда, пока сложно сказать, в какой степени.

Набирают популярность системы в ультракомпактных корпусах, которые, например, можно закреплять на обратной стороне дисплеев (в качестве примера можно привести Dell OptiPlex 3020 Micro, анонсированный в сентябре). Строго говоря, ничего принципиально нового в компьютерах, заключенных в корпуса формата book-size, нет — такие системы стали появляться еще в девяностых, всплеск интереса к таким устройствам был во времена неттопов, а крепления на задней стороне мониторов для крепежа таких системных блоков стали нормой много лет назад. Однако рынок только сейчас «распробовал» преимущество такого подхода, ведь в случае необходимости можно независимо друг от друга заменять монитор или компьютер. В остальном же такие «мониторо-ориентированные» компьютеры имеют те же преимущества, что и традиционные моноблоки. Но для нас сейчас важно то, что популяризация таких компьютеров дает толчок продажам мониторов.

Наконец, следует помнить, что изготовители мониторов не стоят на месте. Растут диагонали, разрешение. Показателен представленный в начале сентября Dell 55 Monitor — профессиональное FullHD-решение для телеконференций, демонстраций и прочих аналогичных бизнес-ситуаций, требующих зрелищности, с диагональю 55 дюймов. Dell представил UltraSharp 27 Ultra HD 5K Monitor — первый монитор с разрешением 5К (5120×2880 пикселей). На первый взгляд это кажется странным — еще 4К не стало нормой, а тут увеличение, да еще не кратное, а на 0,25... Но вспомним, что 4К, равно как и HD и Full HD, — стандарт для телевещания, а компьютеры могут без проблем работать с разными разрешениями экранов. Очевидно, что 5К-монитор ориентирован не на потребителей 4К-контента, а на его разработчиков — на таком мониторе хватит места и для 4К-контента, отображаемого точка-в-точку, и для панели инструментов его обработки. Сейчас даже 4К-мониторы не являются массовым товаром, не говоря уже о 5К, но такие решения способствуют заметному увеличению рынка, пусть не в натуральном, так в денежном выражении.

Развитие мониторов идет и в сторону «умных решений». Появляются модели с Android, которые, по сути, являются большими стационарными планшетами, которые также могут быть использованы в качестве компьютерного монитора, причем еще большой вопрос, какая их составляющая превалирует — «гаджетовая» или «мониторная». Заметим, что под управлением Android такой монитор может быть использован не только для игр, но и для решения достаточно широкого круга бизнес-задач, а также коммуникационных и творческих. Ведь такое решение представляет собой полноценный компьютер-моноблок, только на платформе, изначально созданной для смартфонов, но получившей новые возможности при наличии большого экрана, клавиатуры, мыши и (опционально) стилуса для рисования непосредственно по сенсорному экрану. В перспективе такие «андроидтопы» могут стать серьезными конкурентами для «хромтопов», если внутренней конкуренции своих продуктов не будет мешать Google. В любом случае такие необычные смарт-решения послужат одним из драйверов всего мониторного рынка.

Что можно порекомендовать российским ритейлерам? Активно продвигать необычные мониторы и нестандартные — пока нестандартные! — решения на базе мониторов. За традиционными дисплеями покупатели придут сами, а вот чтобы заинтересовать потенциального клиента чем-нибудь новым, нужно показать «товар лицом», рассказывать о них на сайтах, в рекламных материалах и через прессу для продвижения такого товара совершенно недостаточно. Конечно, ожидать массовых продаж мониторов больших диагоналей и высоких разрешений не стоит, но покупать их будут, и это поспособствует увеличению среднего чека. Демонстрация «нестандартных решений» тоже будет хорошим подспорьем по принципу «лучше один раз увидеть». Покажите покупателям удобство работы на двух экранах, продемонстрируйте возможности двухэкранного решения ноутбук+дисплей, познакомьте с компьютером в мини-корпусе, который может стать совсем незаметным, — все это увеличит продажи мониторов.