В середине сентября в Шанхае — городе, который традиционно считается «окном» Китая в мир, — состоялась конференция Huawei Cloud Congress (HCC) 2014.

Нынешняя конференция, посвященная облакам, уже четвертая по счету — с тех пор как в 2011 г. компания Huawei официально объявила о выходе на рынок облачных вычислений и провела первую HCC, такие мероприятия проводятся ежегодно.

В этом году, по данным организаторов, на конференцию собралось более 10 тыс. участников — заказчиков, партнеров и ИТ-экспертов, в том числе более 3 тыс. зарубежных из более чем 80 стран мира. Существенно больше, чем ожидалось, так что представители компании даже извинялись за связанные с этим определенные неудобства, которые испытывали некоторые гости.

Окружающий нас мир становится все более цифровым и все более сложным.

Согласно оценкам компании IDC, которые представил на HCC 2014 Авниш Саксена, вице-президент IDC Asia/Pacific, за 2010–2015 гг. количество цифровых устройств в мире увеличится в три раза, число пользователей — в два, число виртуальных машин —также в два раза, а суммарный объем цифровых данных — в шесть раз.

Сегодня развитие цифрового мира определяют четыре основные тенденции — стремительный рост мобильного трафика, распространение облачных сервисов, феномен социальных сетей, анализ Больших данных, меняющие лицо современных ИТ и модели их применения.

«Простые технологии для гибкого бизнеса» (Make IT Simple, Make Business Agile) — это перспективное видение компания Huawei сформулировала два года назад, такими представляются ей будущие ИТ-системы и решения для корпоративных пользователей.

«Корпоративные модели использования ИТ тоже не стоят на месте — аппаратно-ориентированные архитектуры превращаются в архитектуры приложений и сервисов, а управление данными и техническое обслуживание объединяются. Чтобы отвечать требованиям завтрашнего дня, корпоративные ЦОДы должны быть сервис-ориентированными», — говорит Чжэн Елай, президент направления ИТ-решений компании Huawei.

Взгляд Huawei: Global Connectivity Index

В рамках конференции HCC 2014 Уильям Сюй, директор по стратегии и маркетингу компании Huawei, представил подготовленный компанией доклад "Глобальный индекс сетевого взаимодействия (Global Connectivity Index, GCI)*. Это первая попытка дать количественные оценки объема и темпов роста сетевых взаимодействий в разных странах, а также их влияния на темпы развития на национальном и отраслевом уровнях. В докладе проанализированы данные по 25 странам (развитым и развивающимся), на долю которых приходится 78% мирового ВВП и в которых проживает 68% населения мира, а также по 10 основным отраслям экономики.

Исследование выявило, в частности, что индекс сетевого взаимодействия коррелирует с ВВП: так, рост GCI на 1% соответствует росту ВВП на душу населения на 1,4–1,9%, причем в развивающихся странах — в большей степени.

Среди стран, ставших объектом исследования, первое место с наивысшим индексом GCI занимает Германия, следующие два места у США и Великобритании. Россия по этому показателю на 12-м месте, Китай — на 14-м.

На отраслевом уровне самым продвинутым с точки зрения внедрения ИКТ и индекса GCI оказался финансовый сектор (чего и следовало ожидать).

В докладе названы также технологии, которые, по мнению опрошенных экспертов, будут в наибольшей степени способствовать росту бизнеса в сфере ИКТ в ближайшие годы.

* Доли респондентов, выразивших данное мнение. Источник: Huawei Global Connectivity Index.

На HСС 2014 было представлено несколько крупных и важных с точки зрения реализации облачной стратегии Huawei продуктов и решений. Среди них:

  • Облачная ОС FusionSphere 5.0, которая значительно расширяет программно-конфигурируемую функциональность и возможности автоматизации ЦОДов. Она позволяет быстро развертывать как сервисы виртуализации серверов, так и сервисы из частных, публичных и гибридных облаков. А использование стандартной архитектуры и API OpenStack дает возможность заказчикам — предприятиям и операторам мобильной связи — самостоятельно выбирать и подключать по мере необходимости совместимые облачные продукты и сервисы сторонних разработчиков, тем самым освобождая их от привязки к одному производителю.
  • Конвергентные СХД OceanStor благодаря сочетанию функций SAN и NAS позволяют сократить инвестиционные затраты более чем на 15% и, по заявлениям Huawei, уменьшить занимаемое дисковое пространство более чем в два раза по сравнению с традиционными системами.
  • Концепция сервисориентированного распределенного облачного ЦОДа (Service Driven-Distributed Cloud Data Center, SD-DC2) следующего поколения. Такой ЦОД базируется на оборудовании Huawei (серверы FusionServer, СХД OceanStor) и инновационных программных решениях — ОС FusionSphere, платформа бизнес-аналитики FusionInsight и ManageOne, унифицированная система управления эксплуатацией ЦОДа и предоставлением услуг. Открытая архитектура SD-DC2 позволяет клиентам оперативно реагировать на стремительные изменения в ИТ-отрасли и при необходимости использовать инновационные продукты и сторонних производителей.

Стоит отметить, что в настоящее время предлагаемые компанией Huawei аппаратные средства — серверы, СХД, сетевое оборудование — в значительной степени базируются на микросхемах ее собственного производства, что дает возможность существенно снизить себестоимость. Пока доля подразделения Enterprise Business Group (создано в 2011 г.) в общем объеме продаж компании невелика по сравнению с традиционными направлениями (сетевые решения операторского класса и мобильные потребительские устройства), но именно ИТ-направление развивается самыми быстрыми темпами.

Так, по итогам 2013 г., когда оборот Huawei составил почти 40 млрд. долл., на долю ИТ-продуктов пришлось всего 6% продаж. В бизнесе компании, как и раньше, доминировало сетевое оборудование для телекоммуникационной отрасли — его доля составила 70%, доля мобильных устройств — 24%. Зато продажи ИТ-оборудования увеличились на 32%, в то время как поставки мобильных устройств — примерно на 20%, а сетевых решений — всего на 5,5%.

По словам Дэвида Хэ, президента по маркетингу и продаже решений Enterprise Business Group, в текущем году объем продаж должен достигнуть 3,5 млрд. долл. и занять 7–8% в бизнесе Huawei.

Компания постепенно выходит на ведущие позиции по производству ИТ-оборудования для корпоративного рынка. Так, по данным Gartner, по итогам II квартала 2014 г. она занимала четвертое место в мире по поставкам серверов (после HP, Dell и IBM).

Что касается СХД, то Huawei — уже крупнейший поставщик на рынке Китая. На мировом СХД-рынке позиции вендора не так сильны, но он может гордиться самыми высокими среди ведущих поставщиков темпами роста продаж — 47% в I квартале 2014 г. (данные IDC).

По четырем направлениям — Blade Servers, General-Purpose Disk Arrays, x86 Server Virtualization Infrastructure и Integrated Systems — компания присутствует в магических квадрантах Gartner.

По сообщению Huawei, ее продукты и решения уже используются в 124 облачных ЦОДах во многих странах мира, обслуживающих самые разные отрасли экономики — госсектор, телекоммуникации, финансы, образование и др. Всего же на счету вендора более 350 ЦОДов.

С недавнего времени направление ИТ стало для Huawei стратегическим. Компания много инвестирует в R&D в области ИТ, в том числе в развитие облачных технологий, которые считаются одним из приоритетов.

По прогнозам компании, в 2018 г. оборот Huawei достигнет 70 млрд. долл., в том числе по направлению ИТ — 10 млрд. долл., сообщил Роланд Сладек, вице-президент по связям с международными СМИ. Стратегия развития Huawei — стать одной из ведущих в мире компаний в области ИКТ-инфраструктурных решений. Вендор и далее будет концентрироваться на этом направлении, подчеркнул он, и не намерен выходить на другие рынки. В частности, разработки в области ПО Huawei будет вести лишь постольку, поскольку это необходимо для создания перспективных инфраструктурных решений. У компании есть R&D-центр в Бангалоре (Индия), в котором работают около 2 тыс. программистов — в основном они занимаются именно разработкой инфраструктурного ПО, в частности для SDN.

Будучи одним из лидеров в области телекоммуникационного оборудования, на корпоративном ИТ-рынке большинства стран, в том числе и в России, Huawei игрок, по сути, новый. Поэтому компания придает большое значение продвижению своего бренда как крупного игрока в области корпоративных ИТ-решений.

Так, участников конференции HCC 2014 пригласили также посетить штаб-квартиру Huawei в Шэньчжэне (по данным компании, приехали более 60% приглашенных). Именно в этом городе (на самом юге страны, примерно в 1,5 тыс. км от Шанхая) в 1987 г. была основана компания Huawei, и в настоящее время здесь на ее предприятиях и в различных подразделениях занято около 40 тыс. сотрудников.

В свое время, в конце 90-х годов, Россия стала первой страной, с которой Huawei начала свое продвижение на зарубежные рынки. Сейчас компания намерена стать у нас одним из ведущих поставщиков продуктов и решений также в корпоративном ИТ-сегменте. В условиях западных санкций, общего ухудшения отношений России с Западом и переориентации на Восток для этого открываются благоприятные возможности.

По окончании первого рабочего дня HCC 2014 организаторы пригласили российских участников (а их приехало более 60) на прием, чтобы они могли в неформальной обстановке Russia Night свободно (конечно, насколько удавалось преодолеть языковые барьеры) пообщаться с ведущими сотрудниками Huawei. Гостей принимал Янь Лида, глава Huawei Enterprise Business Group.