Новость о разделе Hewlett-Packard всколыхнула компьютерный мир. Это легко понять — перемены в столь крупной компании всегда привлекают внимание, особенно столь масштабные. Происходящее дает повод вспомнить о том, почему НР настолько важна для рынка, и предположить, чем «расщепление» может обернуться для канала и для трендов ИТ-индустрии в целом.

Факты

Hewlett-Packard начинает процесс разделения на две независимые компании — HP Inc. и Hewlett-Packard Enterprise. Первая будет заниматься принтерами, сканерами, МФУ, десктопами, ноутбуками и прочим оборудованием для индивидуального использования, вторая — корпоративными решениями.

Решение о разделении принято, и все необходимые действия детализированы задолго до публичного объявления. Весь процесс уже распланирован, от действий с акциями до руководства будущих компаний.

Разделение будет достаточно быстрым — оно должно завершиться в 2015 г

Долгожданное внезапное

От Hewlett-Packard такого "расщепления" ждали. Причем ждали по меркам динамичного ИТ-рынка довольно долго: аналитики говорили о возможности чего-то подобного еще в 2011 г. Но тогда руководство компании отказалось от столь революционной идеи, а вернулись к ней уже другие руководители в новых условиях и почти три года спустя.

Однако в начале десятых годов нового века аналитики предполагали, что НР выделит в отдельный бизнес производство ПК, переживающее непростые времена. Такой ход был бы вполне разумен. Например, он мог бы улучшить финансовую отчетность «большой НР». Получившее независимость ПК-подразделение получало бы большую гибкость в действиях, в частности, оно могло вступать в различные альянсы, даже слиться с одним из китайских производителей, желающих выйти на мировой рынок, а могло и вовсе обанкротиться, причем все это, не привлекая излишнего внимания к «основной» компании.

Но НР поступила иначе, приняв решение о разделении бизнеса на две почти равные части, оборот каждой из которых составляет 56 млрд. долл. Производство компьютеров при этом не будет независимым. Даже потенциально подверженное риску производство систем для домашнего использования, переходящее в ведение HP Inc., может быть поддержано за счет продаж принтеров, а главное — за счет высокодоходной торговли расходными материалами (известно, что чернила для струйной печати — одна из самых дорогих жидкостей на планете: по удельной стоимости чернила превосходят даже духи, не говоря уже о шампанском или коньяке).

Как видно, разделение не предполагает отказ от производства ПК, Hewlett-Packard совершает его ради дальнейшего развития всех имеющихся направлений.

HP в EMEA

«HP Corp. как целое — в настоящее время крупнейший ИТ-поставщик в регионе EMEA с доходом 41 млрд. долл. за последние четыре финансовых квартала (IV кв. 2013 ф. г. — III кв. 2014 ф. г.) с потенциальным рынком приблизительно 455 млрд. долл. (исключая телефоны, телекоммуникационные услуги и прикладное ПО), согласно последним данным IDC, — говорит Кристелль Лабек, менеджер исследования, Personal Computing, IDC EMEA. — HP является сейчас № 1 в принтерах (доля по доходу 18% во II кв. 2014 календарного года), серверах (доля по доходу 36%) и ПК (доля по доходу 22%) и № 2 в нескольких других категориях, таких как сетевое оборудование и внешние СХД».

Не только НР

Заметим, что структурные изменения в последнее время стали почти нормой для ИТ-рынка. С 2011 г., когда ожидали, что НР избавится от бизнеса в сфере ПК, до настоящего момента многие компании успели совершить действия, по степени революционности сравнимые с «расщеплением» Hewlett-Packard.

Примеров множество. Dell стала частной компанией и ушла с биржи. IBM выделила из своей структуры подразделение по производству серверов на платформе х86 и продала его Lenovo. Последняя кроме приобретения серверного подразделения «голубого гиганта» совершила несколько крупных покупок, приобретя, в частности, Motorola Mobility у Google, а та, кстати, купила это подразделение у «большой Motorola» в рамках рассматриваемого нами периода времени. Наконец, Microsoft приобрела бизнес по выпуску абонентских устройств у Nokia и занялась выпуском планшетных компьютеров. Список можно продолжать, но и приведенных примеров достаточно, чтобы понять — в современных условиях крупные компании действуют нетривиально, быстро и при этом весьма решительно.

Про действия грандов ИТ-индустрии пресса писала, но к изменениям в НР виден особый интерес. Эта новость всколыхнула не только «компьютерный мир», но и бизнес-издания, о ней говорят даже общественно-политические СМИ. Почему?

Размер имеет значение

НР — компания «номер один» на ИТ-рынке. Да, в прошлом году она уступила ПК-первенство, Lenovo произвела и продала компьютеров больше. Но, заметим, Hewlett-Packard — не только производитель компьютеров и серверов. Это, пожалуй, единственная компания, способная поставить полный спектр базового ИТ-оборудования для офиса, не только собственно компьютеры, но и решения для сетевой инфраструктуры, а также периферию. Кроме того, клиентам доступны услуги и сервисы НР: от финансовой оптимизации процесса внедрения новых ИТ-решений и систем до, например, управления знаниями, чем занималась относительно недавно купленная корпорацией компания Autonomy.

Hewlett-Packard безусловно лидер мирового ИТ-рынка, поэтому все происходящее с компанией привлекает особое внимание. Но в данном случае не только «размер имеет значение». С НР связано многое из того, что принято называть «знаковым», имеющее значение для становления и развития всего компьютерного рынка, в более широком смысле — всей экономики.

Немного истории

НР — первая «гаражная компания» в самом прямом смысле. Фирму, которая через семь десятилетий стала «номер один» в мире, два инженера создали в гараже (он, кстати, сохранился), и произошло это до начала первой мировой войны, еще до появления компьютеров и почти за полвека до возникновения легендарной Apple, история которой тоже начиналась «с гаража».

По сути, Уильям Хьюлетт и Дэйв Паккард были одними из первых классических стартаперов в ИТ-индустрии, которые на своем примере продемонстрировали рыночные перспективы «гаражных» начинаний, начав с выпуска низкочастотного генератора Model 200A по цене 54,40 долл., в то время как цены устройств-конкурентов переваливали за 200 долл., и превратив компанию в гигантскую корпорацию. Кроме того, НР стала одним из пионеров «Кремниевой долины», места опять-таки знакового как для компьютерной индустрии, так и для всей «новой экономики»...

За годы работы на рынке HP приобрела многие интересные — а иногда и тоже знаковые! — компании, интегрировав с той или иной степенью успешности их корпоративные культуры, продукты и технологии в собственную структуру. Например, была куплена компания 3Com, некогда создавшая протокол Ethernet вместе с Intel, Xerox и DEC. Несколько позже НР купила Palm, практически создавшую индустрию карманных компьютеров в том виде, в котором мы ее знаем сегодня.

Наиболее известное приобретение НР — Compaq, одна из первых компаний, начавших выпускать клоны IBM PC. Напомним, что вскоре после выхода на рынок IBM-совместимых устройств Compaq захватила технологическое лидерство: именно она первой выпустила в продажу ПК на процессорах Intel 80386, а «родные» системы на этом чипе от IBM появились только спустя семь месяцев. Compaq была очень крупной и успешной компанией — ее представительства работали более чем в ста странах мира — боролась за лидерство на рынке ПК с НР, создавала суперкомпьютеры и приобрела фирму DEC, имя которой гремело на рынке в те времена, когда о персональных компьютерах не задумывались даже фантасты. На истории, связанной с покупкой DEC, следует остановиться чуть подробней.

«Больше» не значит «лучше»

Digital Equipment Corporation — так расшифровывается сокращение DEC — была основана в 1957 г., совершила немало революций в вычислительной технике. Но к 1998 г. компания в силу ряда причин находилась в бедственном положении и была куплена Compaq. Годом ранее Compaq приобрела Tandem Computers, известную как изготовитель отказоустойчивых серверов.

В результате этих масштабных приобретений Compaq вышла на второе место в мировом рейтинге производителей компьютеров (в денежном выражении), а слияние трех технологических лидеров открывало интересные перспективы, которым, впрочем, не суждено было сбыться. Compaq не удалось интегрировать три совершенно разные корпоративные культуры, и ожидаемого прорыва не случилось.

Выходит, в компании не знали, что делать с новоприобретенными активами. Конечно, это были не единственные проблемы Compaq, но, как принято считать, именно они добили компанию. Комплекс внутренних проблем негативно влиял на финансовые показатели. Результат известен: Compaq была приобретена Hewlett-Packard. Процесс покупки занял четыре года и завершился в 2002-м.

«Номер один» после поглощения «номер два»

Hewlett-Packard смогла интегрировать купленные активы Compaq в свои бизнесы достаточно эффективно, что прекрасно характеризует менеджмент НР. За полтора десятка лет, которые прошли со времен покупки Compaq, НР приобрела множество других компаний...

НР столкнулась со многими вызовами, и они были обусловлены не только покупками, но и развитием рынков, укрупнением бизнеса компании, технологическими инновациями и т. д. НР реагировала на ситуации достаточно гибко — а для компании таких размеров демонстрировала просто потрясающую гибкость! — но аналитики ждали от нее еще и радикальных структурных изменений. Как мы уже отмечали, предполагалось, что компания в той или иной форме избавится от производства ПК, как это сделала IBM, или, как минимум, выделит его в отдельный бизнес. Но менеджмент НР решил иначе. Два основных рынка — «эндюзерский» и корпоративный — стали все больше отдаляться друг от друга, а поэтому требовать новых и разных подходов в маркетинге. Разделение бизнеса на корпоративный и массовый является настолько простым и логичным, что даже в комментариях не нуждается.

Очевидно, что разукрупнение упростит целый ряд внутренних бизнес-процессов, что положительно скажется на управляемости компаний и соответственно позволит еще быстрее реагировать на вызовы внешней рыночной среды и на внутренние противоречия. Но как это отразится на партнерах НР, прежде всего на канале?

Две компании в том же канале

Теоретически канал «расщепления» Hewlett-Packard не должен заметить вообще. Дистрибьюторы, ранее работавшие с единой НР, переподпишут договоры с двумя образовавшимися компаниями, возможно, при этом придется чуть подкорректировать финансовые и логистические механизмы для оптимизации взаимодействия с двумя вендорами, возникшими на месте некогда единого.

Мелкие технические трудности, конечно, будут, но ничего эпохального не случится. Дистрибьюторы как «двигали коробки», обеспечивая бизнесы своих дилеров, так и будут этим заниматься. Согласитесь, сложно представить ситуацию, когда в результате «расщепления» хотя бы один дистрибьютор откажется от работы с НР Inc. или с Hewlett-Packard Enterprise.

Большинство рабочих контактов дилеров с вендором идут через дистрибьютора, поэтому для бизнесов большинства интеграторов, ритейлеров, VAR’ов и других российских компаний разделение НР станет столь же «заметным» событием, как, например, изменение формы собственности Dell. Немногие компании, поддерживающие в некоторых ситуациях рабочие контакты с представительством вендора напрямую, по мере развития процессов «расщепления» продолжат работать с теми же людьми и структурами, которые постепенно будут перемещаться в «новые» компании, зачастую оставаясь в тех же кабинетах и с теми же номерами телефонов.

Вопросы «на стыках»

Впрочем, это не означает, что в ходе расщепления у реселлеров не возникнут вопросы. И ответы на них придется находить.

Например, кто может сейчас ответить на вопрос, в ведомстве какого подразделения окажется оборудование для сегмента SOHO? А ведь это огромный сегмент рынка, который требует постоянного пристального внимания при поддержке вендора — конкуренты не дремлют и любые изменения будут использовать как повод для усиления своего присутствия и выдавливания отсюда НР.

Другой пример, более узкий, но для многих бизнесов важный. Известно, что существует некоторое количество частных пользователей, предпочитающих работать с моделями, ориентированными на корпоративный рынок. Прежде всего это касается ноутбуков — HP ElitBook и HP ProBook достаточно активно покупают в рознице, считая, что они имеют лучшее соотношение цена/производительность и обладают большим ресурсом, чем системы для дома HP Pavilion, да еще и лишены «глянцевости» последних. Как теперь ритейлерам приобретать модели, которые теоретически должны оказаться в зоне ответственности HP Enterprise, не ориентированной на работу с ритейлом и не продвигающей корпоративные ноутбуки на розничный рынок?

Поиск ответа на такого рода вопросы может занять некоторое время. Но важно, что ответ достаточно найти один раз, а после этого никаких дополнительных действий от реселлера не потребуется, все пойдет «по накатанной».

Вместо заключения

В ходе обсуждения ситуации с НР мало кто вспомнил, что для японских и корейских компаний разделение бизнесов стало нормой со времен дзайбацу и чеболей (принято считать, что их эпоха закончилась, хотя на этот счет существуют и другие мнения). Например, Samsung производит не только смартфоны, телевизоры и бытовую технику, но и продукцию «большой химии», морские суда и самоходные гаубицы, причем эти бизнесы по понятным причинам разнесены в отдельные компании. Другой пример — Hitachi, у которой винчестеры и экскаваторы производят разделенные компании.

Как видно, Hewlett-Packard далеко не первая компания, додумавшаяся до разделения бизнеса. Революционность подхода НР в другом: корпорация впервые провела линию раздела между оборудованием для конечного пользователя и для корпоративного заказчика, справедливо считая, что несмотря на единые принципы построения и схожие тренды развития, эти рынки уже различаются настолько, что требуют не только разных подходов, но и разных компаний.

А в это время...

Не прошло и недели с момента объявления НР о «расщеплении», как аналитики агентства RBC Capital Markets предложили сделать то же самое другому гранду ИТ-индустрии. Компании Cisco рекомендовали провести разделение также по принципу ориентации на потребителя: создать Cisco Solution для работы с традиционными сетевыми решениями и Cisco Cloud для работы с новомодными облаками. Hewlett-Packard лишь объявила о своем решении и только приступила к его практической реализации, а ее выработанный подход начинают рассматривать для «портирования» на свои реалии другие гранды ИТ-индустрии. И это как нельзя лучше подчеркивает актуальность революционной идеи НР.