1 октября заработал Единый портал государственных и муниципальных услуг (версия 2.0 с обновленным интерфейсом) и введена в действие система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). По данным «Ростелекома», оператора федеральной СМЭВ, сейчас к системе подключено более 86 федеральных органов и организаций исполнительной власти.

В предоставление госуслуг в электронном виде сейчас наиболее активно вовлечены пять ведомств — Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Росреестр, Федеральная миграционная служба и Пенсионный фонд, которые, по мнению чиновников, хранят основной объем информации, необходимой гражданам и бизнесу. По данным Минкомсвязи (октябрь 2011 г.), в число пяти самых популярных электронных госуслуг в России входят проверка наличия выписанных ГИБДД штрафов за нарушение ПДД, информация о состоянии лицевого счета в Пенсионном фонде, получение заграничного паспорта, информация о налоговой задолженности физлица, постановка на учет транспортных средств.

Программа развития электронных госуслуг поначалу была воспринята обществом скептически. Казалось, что и эта очередная ИТ-инициатива сверху закончится пустыми разговорами и тратой кучи денег, как, по мнению многих, это произошло с «Электронной Россией». Однако постепенно, на наших глазах, электронные госуслуги начинают приобретать реальные очертания. Процесс пошел!

Развивая предоставление госуслуг в электронном виде, наша страна следует в русле мировых тенденций. Пока, к сожалению, далеко отставая от лидеров.

В начале 2010 г. Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН опубликовал очередной рейтинг (Global e-Government Survey 2010) готовности стран к электронному правительству по итогам 2009 г., охватывающий 192 страны. Россия по этому показателю (e-Government Readiness Index) находилась на 59 месте, всего лишь на одну позицию лучше, чем в предыдущем рейтинге 2008 г. В пятерку лидеров вошли Южная Корея, США, Канада, Великобритания, Нидерланды. Из стран СНГ лучшие, чем у России позиции, были у Казахстана (46 место) и Украины (56 место).

Что впереди

Следующая контрольная точка — 1 июля 2012 г., к этому моменту все региональные и муниципальные органы власти субъектов федерации должны перейти на электронное взаимодействие и предоставление электронных госуслуг.

Два распоряжения правительства (№ 1555-р от 17.10.2009 и № 1993-р от 17.2.2009) определяют графики перевода в электронный вид 74-х первоочередных федеральных и 58-ми региональных услуг. Всего к 2015 г. планируется перевести в электронный вид более 400 видов услуг.

Относиться к этому нужно без иллюзий. Бумажные документы будут использоваться еще долго, потому что в ряде случаев они необходимы (например, в соответствии с законодательством) или более удобны, к тому же иногда за результатом оказанной электронной услуги придется являться лично. Так что 100%-но электронных услуг будет не так уж много.

Все наши собеседники оценивают объявленные правительством планы по электронизации госуслуг как вполне реальные. Но с оговоркой — если не касаться довольно сжатых сроков.

«Планы правительства в достаточной степени реальны — пусть с задержками и отступлениями назад, с проблемами, с перерасходом средств и т. д., но они постепенно будут выполняться. В конце концов, электронное правительство, электронные госуслуги — это общемировая тенденция, и Россия будет стремиться держаться в общем потоке. Сейчас в стране в сфере государственного управления и права идет революция, которой не было, наверное, со времен Петра», — говорит Наталья Храмцовская, ведущий эксперт по управлению документацией компании «Электронные офисные системы», член Гильдии управляющих документацией и ARMA International.

«Что касается деятельности правительства, то здесь следует отметить создание необходимой нормативной базы, наличие которой стимулирует использование всей уже созданной и создаваемой инфраструктуры для оказания госуслуг. Думаю, что этот факт, а также последовательность, с которой правительство добивается результата, являются ключевыми. Конечно, недостатки тоже присутствуют, и плановые сроки часто выглядят нереалистичными, но тем не менее мы видим, что каток запущен и с большой вероятностью этот процесс уже не остановить», — считает Роман Кругляков, генеральный директор компании «Армада».

Действительно, жизнь показала, что сроки реализации большей части задач по электронизации госуслуг и формированию электронного правительства не были соблюдены. СМЭВ между федеральными и региональными органами власти должна была заработать еще в рамках программы «Электронная Россия», которая закончилась в 2010 г., потом ее запуск для федеральных ведомств перенесли на 1 июля 2011-го, потом — на 1 октября 2011 г., для региональных органов власти срок перенесен на год. Сроки реализации распоряжений № 1555-р и 1993-р в отношении предоставления госуслуг также передвинуты на период от полугода до года.

Последний пример — перенос даты выпуска УЭК (Универсальная электронная карта) с 1 января 2012 г. на 1 января 2013 г. Причина, по словам Ильи Массуха, заместителя министра связи и массовых коммуникаций РФ, в том, что карта пока не готова в полном объеме работать со СМЭВ и электронными госуслугами, и если эту проблему не решить, то «карта останется исключительно платежным инструментом, чего не очень хотелось бы». «По техническим требованиям к этой карте государство приняло все необходимые постановления. Дело за коммерсантами, которые должны создать всю необходимую инфраструктуру, договориться с выпускающими организациями, сделать российский чип, согласовать с ФСБ. Объективно, я думаю, через год-два проект будет готов», — пояснил он.

И эти примеры переноса сроков, видимо, не последние.

Минкомсвязи и Минэкономразвития разработали перечни приоритетных услуг, переводимых в электронный вид, и сейчас борются только за их количество и соблюдение графиков. Качество этих услуг, эффективность проектов электронизации остаются пока на втором плане, если вообще оцениваются.

«В результате исполнители, стремясь реализовать большие объемы работ в сжатые сроки, зачастую упускают из вида вопросы качества и дальнейшего развития», — отмечают Виктор Серебряков, директор департамента комплексных проектов компании ЛАНИТ, и Сергей Эйсымонт, руководитель отдела этого департамента. Но, видимо, оценка качества — это вопрос времени и накопления некоторой «критической массы» работающих электронных услуг.

Электронные госуслуги: как это будет?

С точки зрения получателя услуги, термин «электронные госуслуги» говорит о том, что его взаимодействие с государственными органами целиком или в значительной степени осуществляется в электронном виде. С точки зрения госслужащих, электронные госуслуги — это такие услуги, при оказании которых внутренние процессы, в первую очередь межведомственное взаимодействие, выполняются преимущественно в электронном виде. Электронные госуслуги рассчитаны на три категории заявителей — граждан, организации и органы власти.

Закон № 210-ФЗ предусматривает различные способы обращения получателей за электронными госуслугами и последующего взаимодействия с ИС — через веб-порталы, многофункциональные центры (МФЦ) по оказанию госуслуг, специализованные информационные киоски (инфоматы) и с помощью «Универсальных электронных карт» (УЭК). Со временем число технологий доступа к госуслугам будет расти. В частности, уже ведется работа над доступом с мобильного телефона и при помощи приставки для приема цифрового телевидения.

По-видимому, наиболее популярны у населения, и тем более у бизнеса, станут веб-порталы — людям, привыкшим пользоваться электронными устройствами и Интернетом, проще всего обратиться за услугой из дома или офиса и тогда, когда им это удобно или необходимо. Доля таких пользователей будет только расти.

Инфоматы предназначены в основном для тех граждан, у которых нет выхода в Интернет. По мнению Игоря Щёголева, они должны появиться на улицах, рядом с привычными терминалами по оплате услуг, в почтовых отделениях, в метро. Инфоматы оснащены системой приема пластиковых карт, а также принтером и сканером, чтобы гражданин мог на месте распечатать бланк или создать электронную копию своей справки для немедленной отправки в нужное ведомство прямо с инфомата. Удобный интерфейс — большие кнопки, яркий экран, возможность связаться с оператором инфомата — облегчает доступ к госуслугам людям разного возраста и разного уровня компьютерной грамотности. В нескольких крупных городах страны уже установлено более 500 инфоматов. Правда, некоторые эксперты не видят для них больших перспектив: по их мнению, правильнее было бы предоставлять доступ к госуслугам через уже привычные для населения банкоматы и инфоматы, принадлежащие коммерческим организациям, которые наверняка будут более распространены и лучше обслуживаться, чем отдельная сеть дорогостоящих специализированных инфоматов.

Людям старшего возраста, как правило, трудно работать с электронными устройствами, вероятно, им удобнее будет прийти в МФЦ своего населенного пункта и подать свой запрос лично в электронной или письменной форме, получив консультацию сотрудника МФЦ.

Что касается УЭК, то она позволит не только идентифицировать человека, обращающегося за госуслугами, но и даст ему возможность оплачивать госуслуги, совершать другие платежи, а также устанавливать необходимые для работы с порталом госуслуг программные приложения.

В соответствии с законом N 210-ФЗ предполагалось, что выдача УЭК гражданам (на бесплатной основе, на основании их заявлений) начнется уже c 1 января 2012 г., однако недавно этот срок перенесен на 1 января 2013 г.

В 2010 г. реализация проекта по созданию УЭК была поручена федеральной уполномоченной организации, которую организовал консорциум банков во главе со Сбербанком. Но пока Минэкономразвития готовило нормативные документы по выдаче и обслуживанию УЭК (с чем оно запоздало), возник альтернативный карточный проект по оплате госуслуг под эгидой «Ростелекома».

Что мешает внедрению электронных госуслуг?

По мнению Натальи Храмцовской, каких-либо непреодолимых препятствий для дальнейшего развития электронных госуслуг сейчас нет, в первую очередь благодаря тому, что за последние два года были устранены основные правовые барьеры, мешавшие внедрению ИТ в государственном управлении. Ключевым фактором движения вперед (особенно в условиях России) она считает постоянное внимание к этому вопросу со стороны высшего руководства страны.

Электронные госуслуги, электронное правительство — это не только удобные сервисы для граждан и некоторое новое качество госуправления в стране, но и элемент глобальной конкурентоспособности страны и ее позиций в мировом технологическом развитии, считает Виктор Гриднев, руководитель Центра компетенций «ИТ в госуправлении» группы компаний «АйТи». «Фактически России предстоит за очень короткий срок создать комплекс систем новой общефедеральной инфраструктуры: технологической, программной, сервисной поддержки и безопасности. Это „масштабный, большой проект“, а большие проекты, к сожалению, у нас разучились продумывать, проектировать и реализовывать. Сейчас просто отсутствует понимание, как это может быть сделано в рамках страны в целом. И как следствие этого, видим, что какую бы программу ни написали, на этапе реализации она распадается на ряд локальных проектов, которые делаются частным образом. Вот эта „локальность“ любого проекта, реализуемого в рамках программы формирования „электронного правительства“, и является, на мой взгляд, основным сдерживающим фактором», — говорит он.

Разумеется, при более внимательном рассмотрении оказывается, что препятствий и проблем на этом пути еще немало. Раньше или позже они будут преодолены, но пока сдерживают процесс информатизации госуслуг. Опираясь на мнения наших экспертов, можно систематизировать их примерно следующим образом.

Юридические барьеры. Множество законодательных актов, регламентирующих оказание госуслуг, было принято тогда, когда об электронных услугах еще и не слышали. Они требуют очного присутствия заявителя, предоставления документов в печатном виде и т. д. «Множество таких актов принято на различных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, их выявление и принятие изменений — непростая задача, особенно когда речь идет об актах федерального уровня, а ответственность за реализацию соответствующей электронной госуслуги лежит на региональных органах», — говорит Алексей Бутаков, директор по развитию бизнеса в Уральском федеральном округе компании Softline.

Отсутствует пока и законодательная база, необходимая для легитимизации информации, предоставленной в электронном виде. Документы, полученные электронным способом, подписанные электронной подписью, должны признаваться госорганами наравне с выданными при личном обращении. Такой единой «среды доверия» в стране пока не создано.

Электронизация госуслуг и создание электронного правительства существенно изменят не только способы общения граждан с государством, но и, вероятно, приведут к дальнейшей активной информатизации госсектора — с соответствующими перспективами для участников ИТ-рынка.

Недостаточная техническая готовность государственных органов. Хотя в целом уровень информатизации органов власти за последние годы заметно повысился, не все федеральные ведомства располагают адекватной ИТ-инфраструктурой, не говоря уже о региональных и муниципальных органах власти. Как признал недавно глава Минкомсвязи Игорь Щёголев, существуют госорганы, у которых до сих пор нет своей корпоративной электронной почты.

Для оказания госуслуг в электронном виде требуется базовая инфраструктура, отмечает Алексей Бутаков: например, служба каталогов, транспортные сервисы, связующие сервисы более высокого уровня, системы электронного документооборота и т. д. Фактически же их порой нет, эксплуатируются устаревшие ИС, в которых отсутствует техническая возможность взаимодействия с другими системами.

Сюда же можно отнести и не решенный пока вопрос «грязной» информации, т. е. содержащей недостоверные (неполные или ошибочные) сведения. Информационная среда ведомств чаще всего неоднородна и состоит из разных систем. Ошибки же в базах данных, как считают эксперты, возникают именно при движении документов внутри министерств, с районного уровня на региональный и далее на федеральный, так как иногда их не копируют, а переписывают. Имеющиеся ошибки можно, конечно, исправить, но если уровень информатизации в регионах (где-то точечно, где-то более комплексно) быстро не повысить, то оттуда еще некоторое время будут поступать «грязные» сведения.

Сознательное торможение. Несмотря на наличие закона № 210-ФЗ от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», других нормативных актов и периодические понукания со стороны высших руководителей страны, не все чиновники, в том числе на уровне федеральных ведомств, торопятся с переводом услуг в электронный вид. По разным мотивам — забота о сохранении государственных или служебных секретов, нежелание делиться «полезными» функциями и информацией, а то и нежелание потерять коррупционный потенциал.

«Дополнительным барьером становится то, что ведомства опасаются потерять свою „уникальность“ в части различных информационных баз данных. Это приводит к лоббированию „корпоративных“ интересов в ущерб прозрачности и доступности госуслуг», — считает Юлия Жигарева, руководитель направления по работе с корпоративными заказчиками госсектора, подразделение IT Business (APC by Schneider Electric) компании «Шнейдер Электрик».

По мнению Валерия Диденко, директора компании «Стинс Коман», существенным препятствием может также стать нежелание чиновников использовать эти системы — они по-прежнему ведут повседневную работу на бумаге, поэтому крайне важно, чтобы и внутри ведомств эффективно работали системы электронного документооборота.

Недостаточная готовность общества. Самый очевидный барьер — недостаточный уровень проникновения ИТ, в том числе Интернета, в повседневную жизнь граждан, прежде всего в малых и удаленных населенных пунктах. Впрочем, Интернет быстро продвигается «до самых до окраин», а стоимость доступа постепенно снижается.

Возможно, более существенная проблема — неготовность значительной части населения к электронному взаимодействию с государством, причем даже там, где для этого есть технические возможности. Мало создать электронную услугу: чтобы она работала эффективно, граждане должны о ней знать и уметь ею пользоваться. Но, конечно, эта проблема со временем, и даже сама собой, будет решаться: постепенно у граждан, в том числе и пожилых, появляются соответствующие навыки, во взрослую жизнь вовлекается молодежь, уже знакомая со всем электронным.

«Необходимо уделять больше внимания популяризации электронных госуслуг среди пользователей, в ином случае в силу инертности мышления они останутся востребованными в заметно меньшей степени. Сейчас подавляющее большинство физических и юридических лиц не представляют, что и каким образом они могут получить от государства при помощи новых технологий», — утверждает Олег Грешнев, директор департамента корпоративных систем компании Digital Design.

Действительно, пока об электронных госуслугах, их преимуществах и возможностях рассказывается в основном в интернет-пространстве и специализированных СМИ, и эта информация доступна далеко не всем.

Еще одна проблема, по мнению Сергея Рыжикова, генерального директора компании «1С-Битрикс», сегодня основная — это определенное недоверие к электронным госуслугам. «И это недоверие зачастую подкрепляется реальными отзывами граждан. Например, люди подают заявление на прием в учреждение, приходят и получают ответ: „Нам все равно, что там написано на сайте“. Безусловно, страна не может измениться за один день. Пройдет некоторое время, прежде чем люди станут доверять сайтам госуслуг», — говорит он.

В каждом поселении

После 1 октября правительство перенесло основное внимание с подключения к СМЭВ федеральных органов власти на подключение регионов; мониторинг состояния дел проводится еженедельно.

Алексей Попов, директор ИТ-департамента правительства России, выступая в середине ноября на CNews FORUM 2011, выразил недовольство медленными темпами внедрения в регионах. По его данным, в соответствии с планом электронное правительство внедрялось в 18% регионов, с опережением плана — в 21%, а 61% регионов отставали от плановых сроков, тем не менее «есть уверенность, что картину с отставанием к Новому году мы поправим». Предусмотренную законом дату, 1 июля 2012 г., власти менять не намерены. Региональные сервисы должны, по его словам, заработать уже до 1 марта 2012 г., а оставшиеся четыре месяца планируется потратить на их практическую отладку и популяризацию среди населения, а также на «чистку» данных.

Алексей Попов особо подчеркнул, что электронные услуги должны дойти до самых низов: «Внедрить в столице региона мало, — сказал он. — Электронное правительство должно реально быть в каждом сельском поселении, где гражданам оказываются услуги. Отсутствие устойчивой связи приниматься во внимание не будет, ищите решения».

Андрей Бурин, руководитель направления целевых программ департамента по работе с госсектором компании ФОРС, видит три основные причины, тормозящие развитие электронных услуг на региональном уровне.

Первая — сильное отставание уровня информатизации региональных органов власти и местного самоуправления от уровня федеральных органов; доля бумажного документооборота по-прежнему велика, поэтому начинать, как правило, надо с описания процессов и внедрения системы исполнения регламентов. Вторая — недостаточная организационная и методическая готовность региональных органов власти к переходу на оказание услуг в электронном виде, не хватает понимания того, что основная проблема не в недостатке техники или ПО — мало создать региональный портал государственных и муниципальных услуг или региональную СМЭВ, надо еще решить вопросы законодательного регулирования, нормативно-правового обеспечения и внести соответствующие поправки в действующие административные регламенты оказания (исполнения) услуг (функций). Третья причина — непроработка вопросов интеграции региональных систем и их включения в единую СМЭВ, хотя такие работы ведутся. Задача состоит в том, чтобы сделать эти процедуры понятными, четко выстроенными и прозрачными для всех заинтересованных сторон.

Как ваша компания участвует в проектах по внедрению электронных госуслуг?

Андрей Бурин: Региональный сегмент электронного правительства в Архангельской области, созданием и внедрением которого занималась компания ФОРС, запущен в опытную эксплуатацию. Его развитием и информационным наполнением занимается заказчик (ГАУ «Управление ИКТ Архангельской области»), который самостоятельно переводит госуслуги в электронный вид — примерно 15 видов в месяц. Интеграционные возможности нашего базового решения позволят региону в перспективе своими силами и при нашей технической и методической поддержке создать единое информационное пространство, общую деловую среду для граждан и бизнеса. Это не единственный региональный проект: заказчик из Ростовской области также остановил свой выбор на нашем решении. Ведется работа и в других регионах.

Алексей Бутаков: Softline создает ИС для информатизации медицинских учреждений и предоставления электронных госуслуг в этой сфере, реализует интеграционные проекты, развертывание базовой инфраструктуры и коммуникационных сервисов.

Олег Грешнев: Digital Design много работает в области внедрения систем электронного документооборота в органах государственной власти, среди заказчиков Минэкономразвития РФ, «Роскосмоса», правительства Мурманской области и Республики Калмыкия и других. Электронные госуслуги предполагают не только и не столько внешний портал, через который пользователи могут подать заявку, сколько внутренние системы, обеспечивающие выполнение такой заявки, а это в первую очередь системы электронного документооборота.

Виктор Гриднев: Компания «АйТи» достаточно активно участвует в реализации программ информатизации госсектора, в том числе по организации межведомственного взаимодействия и предоставления госуслуг в электронном виде. Так, компания «АйТи. Ведомственные системы» (входит в ГК «АйТи») специализируется на реализации проектов федерального значения. В 2010 г. были разработаны универсальный программный комплекс «Полтава», позволяющий не только обеспечить прием и обработку заявок в электронном виде, но и организовать предварительную запись заявителей, и подсистема «Госуслуги» ФИС ГИБДД. Это решение интегрируется с системой управления электронной очередью. Также есть ряд выполненных проектов для субъектов РФ: проектирование системы социальных карт жителя Курской, Нижегородской, Пензенской областей и Краснодарского края; недавно начаты проекты по разработке региональной информационно-аналитической системы «Поддержка процесса реабилитации инвалидов» для нужд Министерства социальной политики Красноярского края и единой архитектуры электронного правительства Еврейской АО.

Валерий Диденко: Одна из последних разработок «Стинс Коман» — программный продукт «Инфошлюз» (совместно с компанией Red Soft), позволящий федеральным органам исполнительной власти в кратчайшие сроки разработать, зарегистрировать в СМЭВ и ввести в эксплуатацию электронные сервисы.

Будучи разработчиком Автоматизированных информационно-управляющих систем для МЧС и ГИБДД, «Стинс Коман» предлагает ряд отдельных продуктов, основанных на данной платформе, для региональных подразделений МЧС и смежных ведомств и комплексный продукт «Система 112». Специально для госсектора мы совместно с партнерами предлагаем ряд продуктов, предназначенных для управления базами данных на основе открытого кода, кроме того, оказываем все услуги по построению и сопровождению ИТ-инфраструктуры.

Юлия Жигарева: Компания Schneider Electric участвует в проекте по созданию в Москве МФЦ предоставления госуслуг, в рамках которого совместно со своим партнером, компанией «Авилекс», оснащает серверные помещения системами бесперебойного питания. Кроме того, ИБП APC by Schneider Electric поставляются и используются на рабочих местах специалистов органов исполнительной власти Москвы и подведомственных им учреждений, участвующих в оказании госуслуг, в том числе в электронном виде.

Роман Кругляков: «Армада» активно участвует в создании федерального сегмента инфраструктуры УЭК, работает с рядом федеральных ведомств (прежде всего в части подключения к СМЭВ). В 2011 г. компания успешно внедрила электронное правительство в Ярославской и Вологодской областях, в Республике Коми и других регионах. Есть также ряд крупных проектов в Москве: прежде всего это старт работ по созданию Автоматизированной системы оказания государственных услуг и функций (АС ГУФ), внедрение системы в МФЦ, развитие портала госуслуг Москвы.

Александр Семенов: В сфере здравоохранения мы реализовали услугу по записи к врачу через «Электронную регистратуру». Она внедрена, например, в составе программного комплекса «Портал государственных и муниципальных услуг Курской области». «КОРУС Консалтинг» участвует также в проекте по созданию единой социальной карты гражданина РФ, является разработчиком и провайдером сервисов по сдаче налоговой и прочей отчетности в электронном виде. Еще одна разработка — сервис «Электронный дневник учащегося», с ним работают порядка 15 тыс. пользователей (родители, школьники, учителя, администрация) по всей России.

Виктор Серебряков, Сергей Эйсымонт: ЛАНИТ участвует практически во всех типах проектов внедрения электронных госуслуг. Компания выступает разработчиком типовых решений по заказу Минэкономразвития, которые способствуют распространению типовых реестров и порталов госуслуг более чем в 50 регионах. Развивается и внедряется в ряде регионов типовое решение АИС МФЦ для автоматизации деятельности МФЦ. В качестве агента «Ростелекома», который создает в регионах инфраструктуру и технологические решения, ЛАНИТ обеспечивает на их основе перевод услуг в электронный вид, в том числе выполняя консалтинговые функции. География совместных работ «Ростелекома» и ЛАНИТ включает ряд регионов в Центральной России, на Урале и Дальнем Востоке. Кроме того, компания по заказу Минэкономразвития разрабатывает стандарты предоставления услуг в электронном виде, т. е. пакеты проектов технических и нормативных документов, позволяющих региону в сжатые сроки внедрить и ввести в эксплуатацию электронную услугу. Стандарты, разработанные ЛАНИТ в 2010 г., успешно прошли апробацию в ряде областей страны. В 2011 г. ЛАНИТ продолжает эти работы, создавая стандарты для перевода в электронный вид новых услуг.

Региональные органы власти наконец поняли то, о чем ИТ-компании уже давно твердят своим клиентам: прежде чем компьютеризировать процессы, надо их детально описать и стандартизировать. Трудно создавать единую систему электронных госуслуг для всей страны, если в одной области органы власти насчитали для себя 30 функций, а в другой, соседней — 130. Чтобы стандартизовать госуслуги, чиновникам, ответственным за ИТ в регионах, нужны соответствующие полномочия, которых в большинстве случаев у них нет.

Добавим к этому и такие банальные обстоятельства, как нехватка денег и каналов подключения к Интернету, высокая стоимость доступа в Сеть для граждан.

«Наверху» эти проблемы известны, и усилия по их решению предпринимаются.

В частности, регионам активно предлагается типовое решение «Ростелекома» (единственный исполнитель работ по созданию инфраструктуры электронного правительства. — А. П.) для построения региональных сегментов электронного правительства, причем в рамках комплексного сервиса как SaaS-решение. Т. е. не только программный продукт, но и вся сопутствующая инфраструктура — ЦОД (один из ЦОДов «Связьинвеста»), ПО, каналы связи, услуги по настройке, подключению к единому порталу госуслуг и эксплуатации и т. д. По сути, регион арендует все эти ресурсы.

Для части регионов это может быть выгодно, так как позволяет быстро получить в свое распоряжение необходимую инфраструктуру и снять «головную боль» по ее эксплуатации и администрированию. Поэтому неудивительно, что типовое решение «Ростелекома» на сегодняшний день выбрали более 30 субъектов федерации.

«Такое предложение может заинтересо

вать те регионы, где уровень распространения ИКТ недостаточно высок, а возможности по развитию собственной ИТ-инфраструктуры ограниченны, — считает Андрей Бурин. — При этом ключевые вопросы долгосрочного стратегического планирования развития ИКТ в регионе, организационно-методического обеспечения и владения созданными информационными ресурсами решить не удастся. Регион на долгие годы останется „привязанным“ к решению поставщика».

Но далеко не все регионы видят свое ИТ-будущее таким, особенно если они уже вложили значительные средства в ИТ-инфраструктуру, подготовку специалистов, разработку планов развития ИКТ в регионе и т. д.

У региональных заказчиков должен быть выбор, подчеркивают некоторые игроки рынка, в частности компании «Армада», ФОРС, и предлагают регионам собственные решения для создания регионального сегмента электронного правительства. И уже есть успешный опыт внедрения решений, альтернативных типовому предложению «Ростелекома».

Так, компания ФОРС (в ноябре она объявила о завершении первой очереди проекта по созданию регионального сегмента электронного правительства Архангельской области) так видит главные преимущества своего решения: заказчик не только получает комплексное решение, но и может выбрать для внедрения отдельные его компоненты с возможностью гибкой настройки электронных регламентов своими силами, без привлечения профессиональных разработчиков; решение универсально и может быть интегрировано с любыми другими ИС, используемыми в регионе.

Электронные госуслуги и ИТ-бизнес

В последние годы государство стало одним из основных заказчиков в сфере ИТ. Государственные программы информатизации формируют значительную часть спроса на ИТ-оборудование, ПО, услуги по системной интеграции и разработке ИС.

Программа электронизации госуслуг (и, шире, создание электронного правительства) — самая крупная из объявленных в последнее время госпрограмм в области информатизации (среди прочих отметим, например, создание государственной ИС топливно-энергетического комплекса — ГИС ТЭК, создание единого фонда алгоритмов и программ, перевод госорганов на СПО).

«В ближайшие годы основным государственным ИТ-проектом по-прежнему останется деятельность по переводу федеральных и региональных госуслуг в электронный вид, развитие межведомственного электронного взаимодействия между федеральными и региональными органами власти, распространение УЭК и создание инфраструктуры для ее использования», — считает Роман Кругляков.

Реализация закона 210-ФЗ уже привела к формированию достаточно большого сегмента рынка, отмечает он: это и анализ и оптимизация административных регламентов оказания услуг, и различные программные решения, позволяющие упростить и улучшить взаимодействие между государством и гражданами, и развитие ведомственных информационных ресурсов, и подключение их к межведомственному взаимодействию, и решение связанных с этим вопросов (ИБ, качество данных и т. д.).

По мнению Андрея Бурина, переход к электронной форме предоставления госуслуг практически повсеместно послужил толчком к развитию региональной информатизации. «Объективно создается спрос как на комплексные решения, так и на отраслевые. Среди них — создание систем электронного документооборота, информационно-справочных и аналитических систем, а также систем управленческой отчетности и бюджетирования. Особо хотелось бы подчеркнуть востребованность интеграционных решений в условиях разнородности ИС, большого числа используемых ресурсов и источников данных», — говорит он.

Перспективен и ИТ-консалтинг, связанный с переводом госуслуг в электронную форму, утверждают представители компании ЛАНИТ. Поскольку подобные проекты исторически развивались от технологии, какой-либо оптимизации и реинжиниринга бизнес-процессов предоставления услуг не проводилось, поясняют они. Сегодня это делается лишь в некоторых проектах электронизации госуслуг, но со временем такие услуги будут все более востребованы, особенно с учетом тенденции оптимизации госуслуг.

«Это позволит избежать ситуаций, когда услуга требуется буквально несколько раз в год, но для ее обеспечения государство содержит многочисленный штат работников, и наоборот, когда за получением наиболее востребованных услуг выстраиваются огромные очереди. Кардинально изменить ситуацию, скорее всего, поможет не столько автоматизация, сколько реорганизация процесса оказания услуги», — считают Виктор Серебряков и Сергей Эйсымонт.

Как ожидает Александр Семенов, генеральный директор группы компаний «КОРУС Консалтинг», вектор развития ИТ в госсекторе будет смещаться от крупных инфраструктурных проектов в сервисное направление: государство создаст одну или несколько технологических платформ (например, на базе «Ростелекома»), для которых независимые разработчики будут создавать различные сервисы, платные или бесплатные. Большой плюс такого подхода он видит в том, что на рынке электронных госуслуг и госзаказа в сфере ИТ наряду с имеющимися крупными игроками, зарабатывающими на создании больших ИС или поставках аппаратного обеспечения, появятся также небольшие инновационные компании, которые займутся созданием и использованием удобных и востребованных сервисов.

Конечно, не для всех сегментов ИТ-рынка программа электронизации госуслуг будет одинаково выигрышной.

Так, по мнению Юлии Жигаревой, предоставление услуг посредством Интернета значительно снизит требования к аппаратной части, в результате могут снизиться объемы поставок программно-технических средств для оснащения рабочих мест. Одновременно с ростом количества ЦОДов будут снижаться поставки серверного и телекоммуникационного оборудования.

Но чтобы всеми открывающимися здесь возможностями мог воспользоваться широкий круг ИТ-компаний, необходимо создать соответствующие условия. Пока же, считают некоторые участники рынка, таких условий нет.

«В нашей стране постоянно наблюдается крен в сторону монополизма, поэтому не исключено, что главную выгоду от реализации программы электронных госуслуг поначалу получат лишь несколько компаний», — говорит Наталья Храмцовская.

«Именно государство должно сформулировать стратегию привлечения бизнеса к этим процессам. Долгосрочные инвестиции возможны, только если предприниматели видят отдаленные перспективы для своего бизнеса и понимают механизмы принятия решений во властных структурах», — полагают Виктор Серебряков и Сергей Эйсымонт.

Сейчас сильным сдерживающим фактором, считают они, является отсутствие прозрачной стратегии внедрения электронных госуслуг, четких правил, условий и приоритетов для привлечения к этому ИТ-компаний, в результате, несмотря на декларируемую открытость проектов, их исполнителями выступают лишь несколько крупных компаний, способных выполнять работы в масштабах государства. В то же время от привлечения новых игроков, например ресурсных центров крупных компаний, выиграет все ИТ-сообщество, а рынок получит мощный импульс развития.

Электронизация госуслуг и создание электронного правительства существенно изменят не только способы общения граждан с государством, но и приведут к переменам в стиле деятельности многих структур самого государства, все более широкой «цифровизации» жизни и власти и граждан и, вероятно, к дальнейшей активной информатизации госсектора — с соответствующими перспективами для участников ИТ-рынка.

«Тема госуслуг — короткая тема, она уйдет в прошлое уже через год-полтора, — полагает Виктор Гриднев. — В дальнейшем понадобится реализация других схем и ИТ-решений, которые будут востребованы государственной властью. Те компании, которые поймут, какие новые возможности для органов власти и управления можно создать с помощью ИТ, выиграют на длинной дистанции».