Как уверяют многие эксперты, одним из основных технологических трендов ближайших лет станет бурное развитие рынка носимых электронных гаджетов — «умных» очков, «умных» часов и браслетов, «умной» одежды и т. п. Объем мирового рынка таких устройств уже исчисляется миллиардами долларов. Многие новинки оказались в центре внимания на недавней выставке потребительской электроники CES 2014* в США, а также на MWC 2014 в Барселоне. Каковы их перспективы на российском рынке? Какие прогнозы дают участники канала сбыта?

За новым трендом

Рынку носимых ИТ-гаджетов (wearable gadgets) всего пара лет от роду, возраст почти младенческий. Но спектр устройств, которые продаются или вот-вот выйдут на рынок, уже довольно широк. За модным трендом следует все большее число компаний — и начинающие игроки с интересными идеями и небольшими ресурсами, но нередко создающие самые продвинутые устройства, и некоторые гиганты отрасли ИТ.

Так, в начале 2012 г. стало известно о разработанных компанией Google очках дополненной реальности Google Glass, которые эмулируют функции смартфона. Эти очки положили начало совершенно новой категории носимых гаджетов. Как ожидается, именно в 2014 г. на рынок выйдет доработанная версия Google Glass для рядовых потребителей.

В феврале на выставке MWC 2014 в Барселоне на этот рынок вышла компания Huawei — она представила устройство под названием TalkBand B1, представляющее собой одновременно фитнес-браслет, «умные» часы и гарнитуру.

Ранее в феврале компания Nokia сообщила о выпуске соединяемого со смартфоном гаджета Treasure Tag для поиска пропавших ценных предметов.

Несколько носимых гаджетов уже есть у компании Samsung, самый известный из них — «умные часы» GALAXY Gear. А на февральской выставке MWC 2014 в Барселоне компания представила «умные» часы второго поколения GALAXY Gear 2 и Gear 2 Neo (теперь на базе ОС Tizen), а также спортивные часы-браслет Gear Fit.

Компания Sony на январской CES 2014 показала линейку SmartWear. Входящие в нее устройства позволят владельцам смартфонов и других устройств на базе Android с легкостью фиксировать свои действия, следить за событиями и отображать их в приложении Lifelog. Первым в этой линейке стал «умный» браслет SmartBand. Компания также предлагает уже второе поколение своих «умных» часов SmartWatch 2. Sony видит большие перспективы рынка носимых устройств и считает, что линейка SmartWear позволит привнести в эту сферу новые технологии.

Как ожидается, в этом году на рынок носимых ИТ-гаджетов со своими продуктами выйдут также LG, Microsoft и ряд других крупных компаний.

Летом прошлого года J’son & Partners Consulting в своем обзоре рынка носимых устройств выделила несколько сегментов: «умные» часы (с расширенным функционалом), «умные» очки (сочетают функции смартфона и компьютера), носимые видеокамеры (встраиваются в одежду, часто оснащаются GPS-модулем), «умная» одежда (тканые аксессуары, предметы одежды или экипировки со встроенными измерительными и вычислительными устройствами), «умные» устройства для фитнеса и спорта (обычно браслеты с датчиками пульса, расхода энергии, счетчиками расстояния и других параметров), «умные» устройства медицинского назначения (устройства для контроля состояния здоровья и/или процесса лечения, совместимые со смартфонами или планшетами: тонометры, электрокардиографы, глюкометры, индикаторы активности, стресса и т. п.).

Но ассортимент и функционал носимых гаджетов так быстро расширяется, что некоторые новинки уже не укладываются в эту классификацию. Например, осенью должны появиться устройства, которые будут отслеживать качество продуктов питания, срок их годности, калорийность и т. д.

А что в России

Носимые ИТ-гаджеты теми или иными путями стали проникать на российский рынок еще пару лет назад. Но большинство крупных игроков — вендоров, дистрибьюторов и торговых сетей — начали предлагать их только в прошлом году.

«Конечно, поставляем. Российский рынок для Samsung — один из приоритетных, так что наш основной носимый гаджет GALAXY Gear в широкой продаже есть с осени 2013 г., с минимальной задержкой относительно мировой премьеры. Мы и в дальнейшем будем поддерживать российский рынок — на примере Gear мы видим, что такие устройства востребованы, и уровень спроса на них нас удовлетворяет», — говорит Олег Артамонов, старший технический эксперт департамента мобильных устройств компании Samsung Electronics в России.

Компания Sony поставляет в Россию «умные» часы уже второго поколения SmartWatch 2 (рекомендованная цена 5990 руб.). Эти часы пользуются высоким спросом, и их успех в России превзошел ожидания, отмечает Михаил Чернов, бизнес-менеджер Sony Mobile в России. Будет поставляться и браслет SmartBand, точную дату начала продаж и рекомендованную стоимость компания сообщит позднее.

По словам продакт-менеджера компании Explay Антона Бадаева, в конце прошлого года на российский рынок были представлены ее первые «умные» часы Explay N1 — практически это мобильный телефон, уменьшенный до габаритов наручных часов.

Компания MERLION уже поставляет своим партнерам некоторые носимые ИТ-гаджеты, в частности часы Samsung GALAXY Gear. «В самое ближайшее время планируем расширить ассортимент товаров этой категории. В первую очередь конечно же уже знакомые российскому потребителю „умные“ часы и браслеты для фитнеса и контроля здоровья известных производителей», — говорит Дмитрий Виноградов, директор по дистрибуции дивизиона «Широкопрофильная дистрибуция» компании MERLION.

Компания «Марвел-Дистрибуция», рассказывает директор по развитию бизнеса Михаил Фечин, начала развивать это направление еще в середине прошлого года и сейчас предлагает умные часы Cookoo Watch, которые пользуются неплохим спросом у партнеров. «Мы стремимся предугадать запросы партнеров, расширяя наш ассортимент. Мы договариваемся еще с несколькими вендорами из этого сегмента, переговоры близки к завершению с обоюдовыгодным результатом. Готовимся сделать настоящий подарок гаджетоманам, вероятно, уже к лету», — говорит он.

В ассортименте компании «Юлмарт» уже около 40 моделей «умных» часов и фитнес-браслетов. «Естественно, что это лишь начало и ассортимент носимой электроники будет только расти. Продажи этих товаров стартовали в IV квартале 2013-го, и, думаю, настоящий бум начнется во второй половине текущего года, — предполагает Денис Шпаков, руководитель направления „Аксессуары и цифровые устройства“. — „Юлмарту“ важно оставаться лидером интернет-торговли, и поэтому мы следим за всеми интересными новинками». В частности, в ближайшее время здесь появятся часы Pebble (совместимые и с Android, и с iPhone), а во II–III кварталах — шлем виртуальной реальности Oculus Rift и очки Google Glass.

В сети «Белый Ветер» «умные» гаджеты продаются с 2013 г., но всерьез компания стала задумываться о развитии этого направления еще три года назад, поскольку «покупатели сети в большинстве своем являются трендсеттерами и ценителями новинок, они задают тенденции, которые потом повторяет рынок», поясняет Иван Поликарпов, руководитель департамента «Аксессуары, софт и развлечения».

Прогнозы и «занозы»

Как и в любом новом, только формирующемся сегменте рынка, мнения экспертов по поводу темпов его развития сильно расходятся. В том числе и потому, что в условиях бурного роста числа и разнообразия новинок аналитики просто не берутся или не успевают следить за всеми.

По оценкам компании Markets & Markets, к 2018 г. общемировой объем продаж носимых гаджетов составит более 134 млн. единиц общей стоимостью 8,4 млрд. долл. (по сравнению с 2,7 млрд. долл. в 2012 г.).

Согласно прогнозам аналитической компании ABI Research, в текущем году в мире будет продано более 90 млн. носимых электронных устройств. Большая часть из них — различные «умные» браслеты для занятий спортом. Но компания также предсказывает значительный рост поставок «умных» очков, часов и одежды. Причем если устройства для спорта уже прочно закрепились на рынке, то «умные» часы и очки еще должны побороться за свое будущее.

В то же время, согласно недавно опубликованному компанией «Делойт» «Прогнозу развития отраслей высоких технологий, телекоммуникаций, развлечений и СМИ на 2014 год», в текущем году суммарные продажи носимых «умных» гаджетов — очков, спортивных электронных браслетов и часов — составят лишь около 10 млн. единиц на общую сумму 3 млрд. долл.

А вот что думают аналитики по поводу отдельных категорий — их рыночных перспектив и препятствий, мешающих быстрому росту.

«Умные» часы. По оценкам ABI Research, в 2013 г. их поставили около 1,2 млн. штук на общую сумму около 370 млн. долл. В 2014 г., по прогнозу «Делойт», будет продано 2 млн. «умных» часов по средней розничной цене 200 долл.; по оценкам IMS Research — 4 млн. Текущий год, считают некоторые эксперты, может стать переломным для этого сегмента — свои «умные» часы, возможно, выпустят также Apple, Google, LG, Microsoft и ряд других компаний.

Основные барьеры на пути роста: малое время автономной работы и длительное время зарядки, недоступность основной функции часов — индикации времени — из-за возможного частого разряда батареи, высокая цена и др.

«Умные» очки. По оценкам экспертов, в 2013 г. было продано порядка 60 тыс. «умных» очков Google Glass. В текущем году такие очки, по слухам, появятся также у Samsung, Microsoft, LG и, возможно, Apple. По прогнозу «Делойт», в 2014 г. будет продано около 4 млн. «умных» очков по средней розничной цене около 500 долл. По оценкам компании IHS iSuppli, к концу 2016 г. ежегодные продажи могут достигнуть 6,6 млн. устройств.

Основные помехи для роста: этические и юридические аспекты, связанные с нарушением личного пространства людей; медицинские (очки вызывают напряжение глаз), малый заряд батареи и др.

«Умные» гаджеты для фитнеса и спорта. По прогнозу «Делойт», в этом году будет продано 4 млн. спортивных электронных браслетов по средней розничной цене 140 долл.

«Умные» гаджеты медицинского назначения. Согласно исследованию компании Pew Research, уже сейчас 21% американцев использует подобные устройства для контроля за состоянием своего здоровья. По оценкам исследовательской компании Transparency Market Research, в 2012 г. объем этого сегмента составлял около 2 млрд. долл., а в ближайшие пять лет он будет ежегодно расти более чем на 16% и к 2019 г. достигнет 5,8 млрд. долл.

«Умная» одежда. Одежда с разнообразными датчиками появится в розничных магазинах уже в 2014 г. По прогнозу экспертов Markets and Markets, объем этого рынка к 2018 г. вырастет до 2,03 млрд. долл.

В частности, в магазинах сети представлены часы Sony SmartWatch 2 (по словам Поликарпова, они очень востребованы, сейчас даже наблюдается дефицит), Cookoo и Samsung GALAXY Gear, «умные» браслеты Jawbone UP, «умные» брелки для обнаружения связки ключей, тонометры и др. Весной ожидается обновление ассортимента, в частности, появятся браслет нового поколения Jawbone UP 24 (с синхронизацией по Bluetooth), браслет-трекер активности Misfit Shine (водонепроницаемый, подходит и для бассейна) и др. По словам Поликарпова, эксперты компании наблюдают положительную динамику продаж «умных» гаджетов и высоко оценивают перспективы развития данного направления, поэтому «Белый Ветер» будет его расширять.

Сходный ассортимент носимых гаджетов предлагает и сеть «М-Видео». Регина Роднянская, менеджер по связям с общественностью, перечисляет: браслеты Jawbone UP и Misfit Shine, «умные» часы Samsung и Sony, часы Garmin для занятий спортом и т.д. «М-Видео» планирует расширять линейку такого рода гаджетов, прежде всего устройств для ведения здорового образа жизни.

Новые аксессуары

Такие гаджеты чаще всего используются не как самостоятельные устройства, обычно они «привязаны» к смартфонам и планшетам. Так что с точки зрения организации их продвижения и продаж «умные» гаджеты можно рассматривать как разновидность или новое поколение высокотехнологичных аксессуаров, считают участники рынка.

«„Умный сегмент“ во многом похож на аксессуары. Уровень цены и маржинальность, например, „умных“ часов похожи на аналогичные показатели bluetooth-гарнитур на старте продаж. Уверен, что этим нужно воспользоваться: провести параллели, актуализировать и правильно построить стратегию продаж», — считает Михаил Фечин.

Носимая «умная» электроника это не «самостоятельная вещь», считает Дмитрий Виноградов. Этим устройствам нужна мощная «софтовая», а иногда и «железная» поддержка (например, чтобы предупредить вас о взятом просроченном товаре в магазине, устройство должно считать соответствующую метку на упаковке). И более востребованными и в конечном итоге более прибыльными для партнеров станут продукты тех производителей, которые будут выделять достаточно много ресурсов на разработку и поддержку ПО.

Что касается продаж, то, по мнению Олега Артамонова, у носимых устройств есть только одно отличие от любых других высокотехнологичных устройств: так как массовый покупатель пока мало знаком с этими новинками, большую роль в их продажах играет правильное представление на полках магазинов — в открытой экспозиции, рядом с сопутствующими им смартфонами, с возможностью подержать устройство в руках и попробовать в работе.

«Как показывает наш опыт, правильное представление товара на полке, его сегментация, позиционирование, представление покупателю начинают играть все более важную роль в успехе продаж — все больший процент покупателей не приходят в магазин за определенной моделью, а хотят познакомиться с ассортиментом непосредственно в магазине», — говорит он.

Носимые ИТ-гаджеты будут выгодны для ИТ-канала, считают наши собеседники. Разумеется, при соблюдении ряда условий — прежде всего правильное ценообразование, удачное позиционирование и популяризация новых гаджетов среди пользователей.

Безусловно, они будут выгодны на старте массовых продаж, уверен Антон Бадаев, так как все больше людей проявляют интерес к новинкам и их возможностям, но, конечно, при доступной цене. А появление все новых гаджетов и расширение областей их применения неминуемо повлекут за собой расширение рынка сбыта.

Более того, надеется Дмитрий Виноградов, когда в ИТ-отрасли почти нет больших прорывов в технологиях, подобные гаджеты помогут «взбодрить рынок».

Перспективы хорошие, но пока без бума

Российский рынок носимых ИТ-гаджетов пока находится на начальном этапе развития. Что ждет этот рынок и на что рассчитывают его участники? Следует ли ожидать бума таких устройств? А если да, то каких именно и когда?

Рынок смарт-девайсов в России только начал формироваться: ассортимент пока небольшой, появляются они значительно позднее, чем в других странах, часть популярных в мире моделей в России не продается вообще, отмечает Евгений Альминов, руководитель направления сотовой связи и цифровых устройств компании J’son & Partners Consulting.

По его оценкам, в 2013 г. в России было продано около 0,1 млн. носимых «умных» гаджетов, менее 1% суммарных мировых продаж. Наиболее популярные виды, на которые приходится львиная доля продаж, — это спортивные часы и браслеты.

В следующие несколько лет J’son & Partners Consulting ожидает существенного увеличения поставок: 2014 г. — 0,2 млн., 2015 г. — 0,5 млн., 2016 г. — 0,9 млн., 2017 г. — 1,7 млн. штук. В 2017 г. доля России в мировых продажах вырастет до 2%.

Основными драйверами роста рынка смарт-девайсов являются: увеличение ассортимента продаваемых устройств, выход на рынок новых производителей; снижение цен; растущее проникновение смартфонов; появление и рост популярности специализированных мобильных приложений; тренд здорового образа жизни.

Как обычно и бывает при появлении на рынке заметных технологических новинок, сначала такими «штучками» интересуются лишь сравнительно немногочисленные ИТ-энтузиасты и просто любопытствующие покупатели.

«Пока эти устройства рассматриваются как „игрушки“ и приобретаются в основном пользователями, которые любят различные гаджеты. Бум будет связан с применением их в среде домашних пользователей, так как у таких устройств есть качества и возможности, которые через некоторое время сделают их товарами массового спроса. Трудно давать оценку временному фактору, но через 2–3 года мы увидим рост популярности этих изделий», — говорит Елена Семеновская, директор IDC по исследованиям.

Все участники нашего обзора оценивают перспективы носимых «умных» гаджетов как благоприятные, а вот в отношении возможного бума мнения расходятся. Да и что следует считать «бумом»? Сколько это будет в процентах?

«Перспективы хорошие, так как носимые устройства перестают быть дорогой игрушкой для гиков — функционал, параметры и внешний вид сделали их удобными и полезными для обычных покупателей, а значит, последние будут с удовольствием их приобретать и пользоваться», — считает Олег Артамонов.

Сегмент, безусловно, перспективный, соглашается Михаил Фечин, но бума ожидать не стоит. «Думаю, это будет эволюционное замещение, например, классических часов — „умными“. Бум или появление масс-маркета наступит в том случае, если цена товара будет соответствующая. Пока количество вендоров невелико, и ценник остается довольно высоким», — говорит он.

По мнению Регины Роднянской, ближайший год станет временем популяризации таких устройств, их продажи будут активно расти, но при сегодняшнем составе производителей и устройств на российском рынке говорить о буме рано.

Пока о массовых продажах носимой электроники речь не идет, полагает и Антон Бадаев: покупатель будет к ней присматриваться, тестировать, а производители — изучать запросы потребителя и совершенствовать свои продукты. На примере своих «умных» часов N1 в компании убедились, что они пользуются спросом — в качестве подарка и для удовлетворения любопытства, но приобретаются в основном из-за конкурентной цены — не дороже 3 тыс. рублей, платить больше за свое любопытство покупатель не готов. Так что о «буме» говорить рано, считает он, но вот через 5–8 лет носимая электроника, может, и догонит смартфоны.

Очевидно, что далеко не все появляющиеся сейчас новинки найдут своего покупателя и принесут коммерческий успех на российском рынке, в том числе и с учетом его традиционного отставания от мирового.

Какие именно носимые устройства будут пользоваться в ближайшее время наибольшим спросом? Прежде чем суммировать мнения участников рынка, отметим, что границы между некоторыми категориями гаджетов не всегда четкие и нередко наблюдается пересечение по функциям. Например, браслеты для фитнеса и спорта и «умные» часы; браслеты для фитнеса и спорта и «умные» гаджеты медицинского назначения.

Итак, почти все наши собеседники склонны делать ставку на следующие три категории устройств (перечислены без ранжирования).

  1. «Умные» гаджеты для фитнеса и спорта. Поскольку в последнее время люди уделяют все больше внимания качеству жизни, здоровью, физической активности, то наибольшим спросом, считает Дмитрий Виноградов, будут пользоваться устройства, помогающие следить за состоянием здоровья (и не столько на профессиональном, сколько на простом пользовательском уровне), при этом легкие, удобные в использовании и стильные,

    Аналогичное мнение и у Регины Роднянской: «Устройства, которые помогают вести здоровый образ жизни, следить за своим состоянием и т. д. При этом изделие должно быть не только функциональным, но и стильным с точки зрения дизайна, легко синхронизироваться со смартфоном или планшетом. Особый интерес у пользователей вызывает красивая аналитика, позволяющая делиться достижениями с друзьями в соцсетях».

    Устройства для фитнеса «будут № 1» в продажах товаров категории «носимая электроника», считает Денис Шпаков.

  2. «Умные» часы. «Если говорить про ближайшую перспективу, то, очевидно, первым начнет расти сегмент „умных“ часов», — полагает Михаил Фечин. Стимулировать этот рост будет молодое поколение, для которого гаджеты стали неотъемлемой частью жизни и которым не столь важно, какую форму они принимают, много важнее — функциональность и комфорт пользования.

    По мнению ряда участников рынка, «умные» часы, которые уже присутствуют на рынке, пока не пользуются высоким спросом, в первую очередь потому, что пользователям не совсем понятно их назначение. Эти устройства в основном просто дублируют функции смартфона, а их внешний вид и эргономика далеки от совершенства, считает, например, Дмитрий Виноградов. По его мнению, 2014 г. будет «годом проб и ошибок»: на рынок выйдут новые модели с разнообразными функциями, улучшенным ПО, для них появится много приложений, продолжатся эксперименты с размерами, формами и материалами. Результатом станет устройство (не часы или браслет в чистом виде), которое будет не заменять или дублировать, а дополнять смартфон.

    Стоит обратить внимание и на определенную «конвергенцию» двух рассмотренных видов гаджетов. Некоторые «умные» часы обладают основными функциями фитнес-браслетов, т. е. способны заменить их для большинства покупателей, а многие фитнес-браслеты начали обрастать дополнительными функциями (индикация времени, звонков на смартфон и др.), т. е. эволюционировать в сторону «умных» часов.

    Сейчас на рынке представлены, причем примерно в равной мере, «умные» фитнес-браслеты и «умные» часы, полагает Олег Артамонов, однако в будущем, скорее всего, спрос сместится в сторону последних, поскольку они будут обладать более широким функционалом.

    Сходное мнение и у Ивана Поликарпова: компания «Белый Ветер» видит основные перспективы развития этого сегмента в расширении линеек «умных» часов и браслетов, которые в настоящее время продаются одинаково успешно.

  3. «Умные» гаджеты медицинского назначения. Пока их на нашем рынке очень мало. Но использование «умных» устройств в медицинских целях может стать особенно востребованным, считает Елена Семеновская, например для мониторинга различных показателей состояния здоровья, возможных вариантов можно уже сейчас представить достаточно. Факторами, влияющими на распространение таких устройств, станут их цена, разнообразие моделей, наличие сервисов (поскольку обработка данных в данном случае рассматривается как отдельная услуга), интеграция устройств и сервисов с мобильными телефонами и планшетами и, конечно, готовность людей их использовать.

    Медицинское и фитнес-направление будет одним из наиболее быстрорастущих, считают и в компании J’son & Partners Consulting.

* Подробнее о некоторых наиболее интересных экспонатах этой выставки см. «20 самых ярких новинок CES 2014», «CES 2014: 20 самых удивительных экспонатов».