Объем рынка ноутбуков в России в 2013 г. составил около 6,8 млн. мобильных ПК, сократившись по сравнению с предыдущим годом на 27,6%, что заметно больше, чем снижение поставок настольных систем (данные Аннет Джамп, директора Gartner по исследованиям рынка клиентских компьютеров).

Согласно оценкам IDC, в целом за 2013 г. сегмент ноутбуков сжался на 32,1% по сравнению с показателями 2012 г., до уровня 6,65 млн. шт. (имеются в виду поставки вендоров на рынок России).

Как подсчитали в ITResearch, рынок ноутбуков в 2013 г. стал меньше почти на 24% — продано менее 7140 тыс. шт. (эта аналитическая компания считает поставки дистрибьюторов в канал).

Большинство производителей ноутбуков готовы с этими цифрами согласиться. Так, Александр Катаев, генеральный директор Lenovo в России, говорит, что на российском рынке в 2013 г. объемы продаж мобильных ПК уменьшились более чем на 30% (по сравнению с 2012 г.), хотя Lenovo увеличила поставки на 4%.

Сергей Грибанов, менеджер по маркетингу продукции Fujitsu в России и странах СНГ, подчеркивает, что снижение затронуло практически всех вендоров, в том числе и Fujitsu, — свыше 20%.

Андрей Терляков, менеджер по развитию категории коммерческих мобильных систем подразделения персональных систем и устройств печати НР в России, также признает, что в целом за год продажи коммерческих ноутбуков HP в 2013 г. уменьшились по сравнению с 2012 г.

По словам Сергея Суворова, генерального менеджера iRU, в его компании тоже отметили спад: «На уровне 15%».

При этом Денис Кутников, генеральный директор Acer в России, признавая верными оценки аналитиков, отмечает такой феномен: «До мая 2013 г. объемы продаж ноутбуков превышали показатели аналогичных периодов прошлого года, но затем начали резко сокращаться».

Иван Ромашко, директор по продажам направления ПК компании Toshiba, объясняет это тем, что к концу 2012 г. в канале сконцентрировались избыточные запасы товара, который не удалось реализовать: «Следствием этого стали довольно агрессивные действия многих участников рынка, которые в начале 2013 г. распродавали продукцию по сниженным ценам, что и активизировало продажи в рознице. Во второй половине 2013 г. на стратегию игроков рынка оказали негативное влияние резкие колебания курса доллара в мае — дистрибьюторы и крупные ритейлеры разместили рекордно малые заказы, а производители приняли к сведению тот факт, что рынок не растет, а переходит в стадию сокращения».

Однако не все производители отметили снижение продаж ноутбуков. Так, Алексей Осипов, представитель по продажам ASUS в России, говорит, что поставки ноутбуков ASUS в 2013 г. оказались на уровне 2012 г.

Владимир Шибанов, генеральный директор производственной компании «Аквариус», утверждает, что в его компании продажи ноутбуков остались на прежнем уровне.

Но большинство дистрибьюторов сходятся во мнении, что в 2013 г. российский рынок ноутбуков существенно сократился. Так, Александр Алексеев, коммерческий директор ELKO Russia, говорит, что падение этого сегмента рынка началось уже в I квартале 2013 г., а во второй половине года стало еще заметнее: «В целом мы наблюдали сокращение рынка более чем на 20%».

С ним согласен Дмитрий Виноградов, директор по дистрибуции дивизиона «Широкопрофильная дистрибуция» компании MERLION: «Рынок ноутбуков падал и в первой, и во второй половине 2013 г. по сравнению с теми же периодами 2012 г. Общее сокращение рынка мобильных ПК в 2013 г. мы оцениваем на уровне 25%, хотя в нашей компании это всего 11%».

Близкую к этому оценку дает Дмитрий Цветков, руководитель департамента закупок компании NetLab: «По итогам года сокращение наших продаж ноутбуков составило 10%, причем особенно большое падение произошло в ноябре-декабре 2013 г.».

А Сергей Синицын, возглавляющий направление мобильных решений компании OCS, говорит, что в его компании в 2013 г. ноутбуков было продано примерно на 35% меньше.

Зато Юрий Родный, генеральный директор diHouse, утверждает, что его компании удалось в 2013 г. нарастить поставки ноутбуков, чему способствовало как усиление позиций по некоторым производителям, так и введение в портфель новых брендов.

Нетбуки

По мнению аналитиков IDC, одной из причин падения российского рынка ноутбуков стало уменьшение доли нетбуков, поставки которых сократились на 95% в штучном выражении.

Александр Катаев указывает, что эта тенденция наметилась еще в IV квартале 2012 г. из-за того, что нетбуки активно вытесняются планшетами.

Это мнение разделяют Сергей Грибанов и Иван Ромашко, считая, что планшеты по своему функционалу аналогичны нетбукам.

Андрей Терляков дополняет: «Стоимость ноутбуков вплотную приблизилась к стоимости нетбуков, и к последним потерял интерес рядовой потребитель. С другой стороны, появились планшеты, которые могут полностью заменить нетбуки».

Это создало большую проблему для Acer, у которой в начале 2013 г. нетбуки составляли почти 30% продаж мобильных ПК. «Уже в конце 2012 г. произошло серьезное затоваривание рынка ноутбуками начального уровня — аппарат с базовым процессором и 15-дюймовым экраном можно было купить по цене дешевле нетбука, что оказало сильное влияние на вторую категорию. Плюс к этому с октября 2012 г. перестала существовать версия ОС для нетбуков, которая значительно снижала их стоимость. В результате нам пришлось пересмотреть стратегию и нарастить долю обычных ноутбуков», — признается Денис Кутников.

Зато Алексей Осипов отмечает: «Термин „нетбук“ действительно исчезает с рынка, но это не означает, что сегмент недорогих мобильных ПК с экранами 10-12 дюймов будет пустовать. В линейке ноутбуков ASUS уже появились такие устройства с сенсорными или обычными экранами».

А Владимир Шибанов объясняет, что компания «Аквариус» продает нетбуки в основном в комплексе с другими решениями: «Количество подобных проектов у нас не уменьшилось, наоборот, возросло».

Как говорит Сергей Суворов, компания iRU, один из немногих производителей, оставила в своей линейке нетбуки и не прогадала: «Они заняли свою долю, спрос на них по-прежнему существует».

В то же время дистрибьюторы ELKO Russia и NetLab согласны с оценкой ITResearch, которая утверждает, что нетбуки практически «сошли на нет».

Юрий Родный считает, что рынок нетбуков был настолько низкоприбыльным как для производителей, так и для дистрибьюторов, что на фоне ценовой войны и борьбы за потребителя, а также под давлением планшетов, его просто закрыли.

Его поддерживает Сергей Синицын, утверждая, что бизнес нетбуков был в основе своей убыточен, поэтому вендоры его быстренько прикрыли.

А Дмитрий Виноградов полагает, что уход с рынка нетбуков объясняется неправильной оценкой тренда и поспешной приостановкой производства этого типа устройств вендорами: «Конечно, частично спрос на нетбуки был замещен спросом на планшеты, но далеко не в полной мере, что особенно ясно стало к концу года. Интерес к нетбукам есть, и мы надеемся, что производители откликнутся на него, предложив покупателю устройства типа »2-в-1? в ценовой категории нетбуков«.

Хромбуки

На смену нетбукам в нижней ценовой категории приходят недорогие Chromebook’и. Но если за рубежом их продажи активно растут, то в России они остаются «штучным» товаром. Почему?

Как считает Сергей Грибанов, на данный момент пока не ясно, как хромбуки могут вписаться в семейство мобильных устройств. По мнению Алексея Осипова, есть два фактора, которые сдерживают наступление хромбуков на российский рынок, — слабое «проникновение» Интернета в регионах и высокие цены на эти устройства.

Именно поэтому, как считают Александр Катаев, Александр Алексеев и Дмитрий Цветков, главным сдерживающим фактором развития сегмента хромбуков является полная зависимость от подключения к Интернету, ограничения в использовании привычных для пользователя приложений и программ, работа с которыми происходит только в режиме онлайн, хранение данных в облаке. Этот взгляд разделяет Иван Ромашко: «Главное препятствие для хромбуков — это опасения пользователей относительно хранения данных. Чтобы они стали доверять облаку свои личные документы и фотографии, коллекции фильмов и музыки, нужно формировать доверие, которого пока нет. К тому же не все региональные пользователи могут подключиться к высокоскоростному Интернету, без которого работа с хромбуком крайне сложна».

Однако это мнение опровергает Денис Кутников: «Сейчас большинство людей все еще думают, что работать на этих мобильных устройствах без постоянного подключения к Интернету нельзя, но это не так. Полагаю, что в течение 2014 г. доля и продажи хромбуков серьезно увеличатся».

Его поддерживает Юрий Родный, который уверен, что основная причина слабых продаж хромбуков на рынке России — информационный вакуум: «По сути, пользователи вообще не знают, что это такое».

Дмитрий Виноградов также полагает, что слишком мало пользователей знакомо с ОС Chrome, ее необходимость неочевидна, явных преимуществ, по сравнению с Windows и Android пока не видна: «К тому же по цене старших моделей хромбуков вполне можно купить полноценный ноутбук нижнего ценового сегмента».

Объяснение этого обстоятельства дает Сергей Синицын: «В нашей стране Google своеобразно „зарегулировала“ рынок за счет продаж хромбуков лишь через двух ритейлеров. Это привело к тому, что цены на продукт оказались неконкурентными, то есть исчезло основное преимущество хромбука — привлекательная цена».

Ультрабуки

По оценкам ITResearch, к концу 2013 г. стала стремительно увеличиваться доля устройств, базирующихся на ультрамобильной компонентной базе, — по итогам 2013 г. в целом такие решения заняли более 26%, а к концу года уже почти подобрались к половине сегмента.

Еще три года назад Intel разработала и затем расширила спецификации ультрабуков. Однако практически все производители и дистрибьюторы считают, что ультрабуки не заняли той доли рынка, которую им предрекали (в том числе и Intel), из-за высокой стоимости. Андрей Терляков отмечает: «Любой ультрабук значительно дороже любого традиционного ноутбука, что и стало основным препятствием при продвижении первых на российском рынке. И хотя НР в 2013 г. предложила серию коммерческих ультрабуков, они все равно не стали массовым продуктом и заняли около 5% в наших продажах».

Юрий Родный также свидетельствует, что продажи ультрабуков, отвечающих спецификациям Intel, были невелики: «В 2013 г. продажи ультрабуков в компании diHouse составили 3–4% общего объема поставок».

Близкие к этим показателям данные приводит Александр Алексеев: «Сдерживающим фактором спроса на ультрабуки стала высокая цена, которая „не по карману“ многим потребителям. По данным ELKO Russia, продажи ультрабуков остались на уровне 2012 г., доля этих устройств составляет около 5% общих продаж мобильных ПК».

Как замечает Сергей Грибанов, ультрабуки занимают нишу между планшетами и ноутбуками: «Но планшеты обладают теми же свойствами и при этом зачастую дешевле. Ультрабук можно рассматривать как альтернативу традиционному ноутбуку, но уровень производительности и цена не в пользу ультрабуков. Их доля в объемах поставок ноутбуков Fujitsu не превышает 10%».

Аналогичный показатель приводит Алексей Осипов: «Доля ультрабуков в продажах ASUS в 2013 г. соответствовала уровню 2012 г. — порядка 10%».

По результатам 2013 г. ультрабуки заняли примерно такую же долю (около 10%) в продажах Toshiba, что позволило Ивану Ромашко рассматривать их как «нишевый» товар.

С такой оценкой ультрабуков согласен Владимир Шибанов: «„Нишевый“ продукт, дорогой для потребителя и нерентабельный для нас. Поэтому этими изделиями в „Аквариусе“ перестали заниматься еще с середины 2013 г.».

Компания iRU в прошлом году производила и реализовывала ультрабуки, но, по словам Сергея Суворова, их доля существенно не выросла и заметных перспектив к росту нет.

«Продажи ультрабуков далеки от планируемых многими участниками рынка», — подтверждает Денис Кутников и добавляет, что наряду с ультрабуками на российском рынке появилось большое количество «ультрамобильных» ПК — не отвечающих спецификациям Intel, но близких к ультрабукам по размерам и весу и существенно более дешевых.

По этому поводу Дмитрий Виноградов замечает: «Если рассматривать сегмент „ультрамобильных“ ПК, то доля таких устройств растет практически во всех ценовых сегментах, и по нашим оценкам, на рынке ноутбуков она уже приближается к 30%». Что соответствует оценкам ITResearch.

Планшеты и трансформеры

Аналитик IDC Наталья Виноградова отмечает, что ноутбуки в традиционном форм-факторе продолжают теснить другие устройства — планшеты и ноутбуки-трансформеры.

Поставщики согласны с тем, что на рынке действительно наблюдается тенденция «вытеснения» ноутбуков планшетами. Так, Александр Катаев отмечает: «Пользователи хотят всегда поддерживать связь и быть максимально мобильными, поэтому планшеты становятся все более популярными на рынке и вытесняют ноутбуки и обычные ПК».

Денис Кутников не связывает напрямую сокращение рынка ноутбуков и рост планшетов: «Скорее речь идет об ограниченности бюджета пользователя и выборе, на что потратить средства — ноутбук или планшет. Ноутбук, „который еще вполне себе ничего“, обновлять не хочется, и деньги тратятся на планшет».

С ним согласен Александр Алексеев: «Рост популярности планшетов вызван большим количеством недорогих моделей. Не секрет, что, задумываясь о покупке второго (и т. д.) ПК, пользователи сегодня выбирают планшет».

Однако Сергей Синицын полагает, что на рынке «всё расставляется на свои места»: «Те, кому ноутбук был нужен для просмотра почты и интернет-серфинга, кому не нужно было ничего создавать, тут же пересели на планшеты. Они мобильнее, легче, удобнее и т. п.».

А Иван Ромашко и Алексей Осипов считают, что планшеты и ноутбуки — не взаимозаменяемый товар, и от прихода на рынок первых пострадал больше всего сегмент нетбуков.

С ними согласен Юрий Родный: «Мы думаем, что с 2014 г. рынки ноутбуков и планшетов будут существовать независимо. Ведь только часть людей готова заменить функционал ноутбука планшетом, и эта часть ноутбучного рынка „провалилась“. Но все равно остается ядро потребителей, которым нужен полноценный ноутбук».

Еще менее заметно «давление» планшетов на рынок ноутбуков для корпоративных клиентов. Андрей Терляков объясняет это тем, что планшеты не вполне подходят для выполнения рабочих задач.

Его поддерживает Владимир Шибанов: «Крупный корпоратив и госсектор, с которыми мы работаем, настроены консервативно: планшет — в личное пользование, за свои деньги, а ПК — на рабочее место».

Сможет ли другой вид мобильных устройств — «трансформеры» — привести к снижению спроса на традиционные ноутбуки? На этот вопрос Дмитрий Виноградов отвечает вполне определенно: «Все зависит от цены. Сейчас разница в стоимости на устройства с сенсорным экраном, да еще и с „трансформируемостью“ и без таковых весьма велика. Потому доля „трансформеров“ в продажах незначительна».

В предложении Acer есть трансформеры, и как признает Денис Кутников, цены их по сравнению с обычными ноутбуками достаточно высоки, что ограничивает сбыт.

Александр Катаев также вынужден признать, что в структуре продаж ноутбуков доля трансформеров серий Lenovo ThinkPad и Yoga в России составляет менее 1%.

Подобные данные приводит Юрий Родный: «В ассортименте diHouse есть трансформеры, но их доля на сегодня менее 1%. Цифры говорят сами за себя, и пока угрозы для традиционных ноутбуков они не представляют».

С ним согласен Сергей Синицын: «Эти устройства дорогие, а следовательно, у них нет массового рынка, плюс сенсорный интерфейс у ОС Windows 8 — не самая популярная вещь... Поэтому трансформеры вряд ли смогут потеснить традиционные ноутбуки».

Как замечает Иван Ромашко, «трансформеры» на рынке находятся на стадии «пилотного» запуска и делать вывод об их успехе и объеме продаж среди классических ноутбуков пока рано: «Сейчас у каждого производителя есть по 1–2 модели в разных ценовых сегментах и форм-факторах. Эти устройства — поле для экспериментов, поиска новых направлений и стандартов».

В свою очередь, Александр Алексеев считает, что с помощью «транформеров» производители хотят убедить пользователей, что им больше не нужно выбирать между планшетом и ноутбуком: «Пока доля таких продуктов незначительна, однако мы видим увеличение спроса на эти продукты в 2014 г.».

Алексей Осипов объясняет: «Только к концу 2013 г. в ассортименте ASUS появились доступные модели T100, которые стали одной из самых востребованных наших моделей».

Хотя заметного спроса на выпущенные iRU трансформеры компания не отметила, но Сергей Суворов допускает, что в текущем году потребитель оценит преимущества устройств «два-в-одном», что приведет к возможному увеличению спроса на трансформеры.

А Дмитрий Цветков даже уверен, что по мере увеличения производительности трансформеры смогут существенно потеснить стандартные ноутбуки.

Перспективы

По мнению Александра Катаева, в 2014 г. традиционные ноутбуки, включая «ульрамобильные», не оснащенные сенсорным экраном, будут по-прежнему доминировать.

Ему вторит Дмитрий Виноградов: «Доля „ультрамобильных“ ноутбуков растет, хотя основным спросом по-прежнему будут пользоваться классические недорогие ноутбуки».

Денис Кутников также считает, что самым интересным и популярным сегментом останутся традиционные ноутбуки.

Сергей Синицын уверен, что в 2014 г. продолжится процесс «правильной сегментации»: планшеты — для мобильности, ноутбуки — для создания информации, а остальное расставит на свои места цена.

В то же время Александр Катаев полагает, что рынок трансформеров будет расти, но медленными темпами, что объясняется невысокой долей распространения в корпоративном сегменте Windows 8 и приложений, оптимизированных для сенсорного интерфейса.

С ним согласен Юрий Родный: «Нет никаких оснований предполагать, что трансформеры или ультрабуки станут более массовыми по сравнению с традиционными ноутбуками».

Более определенный, но пессимистический прогноз этого рынка дает Александр Алексеев: «По нашим ожиданиям, в 2014 г. рынок мобильных ПК может сократиться более чем на 20%. Самый большой спрос будет в среднем ценовом сегменте традиционных ноутбуков, как это и было в 2013 г. Доля ультрабуков и трансформеров на рынке останется небольшой, ведь Intel прекратила рекламную поддержку ультрабуков — этот продукт более „не в фокусе“, а трансформеры пока только выходят на этот рынок».

Его опасения относительно развития рынка мобильных систем разделяет Дмитрий Цветков: «Мы ожидаем падение рынка от 10 до 20%. Востребованными будут по-прежнему традиционные ноутбуки и трансформеры».

По мнению Алексея Осипова, российский рынок мобильных ПК «сожмется» на 10% по сравнению с прошлым годом: «Однако ноутбуки не потеряют популярности, также активно будут развиваться трансформеры».

В 2014 г. серьезного роста интереса со стороны корпоративных пользователей к устройствам типа «2-в-1» и трансформерам ожидает и Acer.

Но Андрей Терляков подчеркивает: «Рынок коммерческих ноутбуков в России будет следовать за экономическим вектором: замедление роста приводит к сокращению ИТ-бюджетов, приобретение компьютерной техники пострадает в первую очередь, в том числе и закупка ноутбуков. Каких-то радикальных изменений не предвидится, так как корпоративный рынок более консервативен, нежели потребительский. Хотя возможен рост продаж ультрабуков и трансформеров».

Владимир Шибанов полагает, что, как и в предыдущие годы, все будет смещаться в сторону большей мобильности и повышения производительности решений: «Поэтому поставки ноутбуков и трансформеров пойдут примерно равнозначно, а вот ультрабуки совершенно точно переместятся в узкие ниши».

Иван Ромашко уверен: «Коренных изменений на рынке в 2014 г. не будет, так как все его участники действуют достаточно аккуратно и соблюдают баланс как в отношении объема поставок, так и в том, что касается ассортимента. Основой продуктового портфеля по-прежнему будут универсальные ноутбуки. Сегмент ультрабуков сократится, а спрос на самые дешевые ноутбуки частично перейдет к планшетам. К концу 2014 г. можно ожидать роста доли трансформеров, но всего лишь на несколько процентов».