В IDC утверждают, что объем информации ежегодно увеличивается на 40%, уже сегодня ее объем на российском рынке превышает 150 экзабайт. При этом две трети этого объема создается пользователями, что вынуждает их привлекать для хранения информации, как дома, так и в офисах, сетевые системы NAS.

Дмитрий Танюхин, директор по развивающимся рынкам компании BUFFALO, свидетельствует: «Несмотря на непростые как для российской экономики в целом, так и для ИТ-рынка времена, рынок NAS растет. В нашей компании в 2013 г. продажи увеличились на 44%. Это связано и с тем, что в прошлом году мы расширили канал продаж, дополнив розничное направление продажами для клиентов СМБ, теперь мы предлагаем NAS для дома и малого бизнеса».

«Идея домашнего и офисного хранилища на основе готового устройства „из коробки“ с множеством функций становится все более популярной среди массового потребителя, — считает Ярослав Кузьмицкий, директор по развитию бизнеса дистрибьюторской компании InPrice. — Причем если года два назад интерес к NAS был связан с нехваткой емкости хранения на ПК, то сейчас рост рынка обеспечивают новые функции этих хранилищ: поддержка систем видеонаблюдения, мультимедиа-сервисы и совместимость c ТВ и игровыми приставками. Все это генерирует новый слой спроса, и в 2013 г. наши поставки NAS увеличились на 43% по сравнению с 2012 г.».

Сергей Васюк, глава представительства D-Link в России, сообщил, что в его компании рост продаж NAS в 2013 г. по отношению к 2012 г. составил немногим более 15%.

Петр Старков, руководитель департамента продаж корпоративных продуктов «NETGEAR Россия», также отмечает: «В 2013 г. сегмент систем NAS прибавил заметно быстрее ИТ-рынка в целом. У NETGEAR этот рост составил около 30%. Системы NAS становятся значимым конкурентом облачным сервисам хранения данных, поскольку используется удаленный доступ к информации, размещенной на собственных хранилищах. Этому способствовало, с одной стороны, увеличение пропускной способности каналов связи, а с другой, недостаточная защищенность данных в «публичных облаках».

Маргарита Кормильцева, глава российского офиса SLMP PTE Ltd., коммерческо-маркетингового представителя Synology Inc. в России и СНГ, сообщила: «В 2013 г. рост продаж NAS-систем Synology составил 62% по отношению к 2012 г.».

А Энди Лю, менеджер по продажам продуктов Thecus в России, утверждает, что спрос на системы Thecus NAS в 2013 г. увеличился на 70% по сравнению с 2012 г.

Георгий Кнорре, руководитель направления жестких дисков и СХД дистрибьюторской компании «Технотрейд», подтверждает, что в последние два года наблюдается бурный рост продаж домашних и корпоративных сетевых систем NAS: «„Технотрейд“ занимается поставкой как готовых NAS решений (с жесткими дисками), так и пустых корзин. В 2013 г. у нас продажи готовых систем выросли на 60%, NAS-корзин — на 75% (в штучном исчислении)».

При этом он отмечает, что в 2013 г. конечные пользователи составили значительную долю канального бизнеса NAS в «Технотрейд» и рост обеспечивался в основном за счет этого сегмента: «Основной рост продаж был отмечен в решениях начального уровня, к которым относятся недорогие NAS-корзины таких производителей, как D-Link, что позволяло покупателям экономить около 20% стоимости по сравнению с готовым решением Seagate или WD».

С ним согласен Ярослав Кузьмицкий, который считает, что рынок NAS (по количеству проданных систем) принадлежит конечному пользователю и потребителю в сегменте СМБ: «Системы начального уровня составляют в продажах InPrice до 40%, модели для малого бизнеса — около 25-27%, а продвинутые системы для корпоративного использования 22-23%. Но если судить о продажах по количеству слотов в NAS для заполнения жесткими дисками, то лидирует сегмент СМБ».

По словам Дмитрия Танюхина, в 2013 г. компания BUFFALO начала участвовать в проектах, тем не менее по итогам года 85% продаж (в единицах продукции) заняли NAS для дома.

Как говорит Вероника Пестова, менеджер по развитию бизнеса сетевого оборудования компании Koodoo, наибольшую долю в NAS-продажах обеспечивали также конечные пользователи.

Маргарита Кормильцева приводит такие данные: «В 2012 г. системы NAS Synology поставлялись в следующем соотношении: конечным пользователям и малым офисам (SOHO) — 49,7%, клиентам СМБ и корпоративным заказчикам (СМБ+Enterprise) — 44,3%, для систем видеонаблюдения и безопасности — 6%. В 2013 г. эти соотношения изменились: SOHO — 31,16%, СМБ+Enterprise — 56,8%, видеонаблюдение + безопасность — 12,4%. Но это не значит, что мы теряем рынок конечного пользователя, ведь общий объем поставок вырос. Просто наши системы NAS стали пользоваться спросом у СМБ, а также крупных компаний, работающих в банковской, нефтедобывающей, мультимединой сферах».

Как говорит Сергей Васюк, наибольшую долю в продажах NAS D-Link в 2013 г. обеспечили конечные пользователи и малый бизнес.

А Энди Лю утверждает, что основной спрос обеспечили компании СМБ — около 1,5 тыс. систем NAS Thecus.

Петр Старков хотя и отмечает, что домашние пользователи стали активно приобретать сетевые системы хранения, но пока их доля намного меньше других категорий покупателей: «Мы отмечаем основной спрос со стороны средних и крупных компаний, а также государственных структур. Это связано с основной сферой их применения — оснащение системами хранения удаленных, региональных офисов. Кроме того, в продуктах NETGEAR есть целый ряд программных и аппаратных решений, которые позволяют эффективно работать с данными из центрального офиса, обмениваться информацией с филиалами, администрировать систему без личного посещения этого офиса. Это кардинально сокращает накладные расходы компаний».

Ярослав Кузьмицкий подчеркивает, что хотя InPrice продает полный спектр систем NAS Synology, корпоративные продажи стоят особняком, это высокое искусство и творчество, ведь каждый раз речь идет об индивидуальном проекте: «Трудозатраты на продажи одного сервера хранения высокого уровня несопоставимо выше, а частота запросов на такое оборудование заметно ниже постоянного потока продаж моделей NAS для среднего бизнеса. Тем не менее в нашем обороте за 2013 г. старшие и средние корпоративные продукты Synology заняли около 12%, что означает почти двукратный рост по сравнению с 2012 г. Немалую роль в этом сыграло наличие в системах Synology полной интеграции с продуктами виртуализации Citrix, VMware и MS HyperV, а также фирменной системы кластеризации Synology High Availability».

Дмитрий Танюхин отмечает, что хотя BUFFALO начала поставлять мощные NAS TeraStation 7000 в проекты только в декабре 2013 г, их продажи достигли 10% общего объема поставок NAS вендора за 2013 г.: «Данные накопители предназначены для предприятий среднего размера (до 200 человек), заинтересованных в создании масштабных сетей хранения для бизнеса».

D-Link в 2013 г. поставляла NAS, ориентированные на корпоративные системы ИТ, и как говорит Сергей Васюк, доля таких продуктов в продажах в 2013 г. не превышала 10%.

Петр Старков подчеркивает, что системы NAS NETGEAR ReadyData предназначена именно для систем ИТ крупных заказчиков: «Сейчас их доля в общих продажах NAS-устройств компании составляет 10%. И мы ожидаем дальнейший рост этого класса устройств, он станет одним из локомотивов данного сегмента рынка».

Маргарита Кормильцева отмечает, что сегодня продажи в данном сегменте увеличились. «Я надеюсь, что выход новой версии ОС DSM 5.0, позволяющий объединять NAS-серверы в горизонтально-масштабируемые кластеры емкостью до 1 Петабайт с единым центром управления, поддержит эту тенденцию. Хотя это новый для Synology сегмент рынка, но в России за 2013 г. доля продаж мощных NAS такого класса составила около 24%, то есть около половины всех поставок в СМБ+Enterprise».

Здесь стоит привести замечание Георгия Кнорре: «Производители активно продвигают решения в корпоративный сегмент. Но заказчики традиционно консервативны и с трудом переходят на альтернативные предложения. В денежном выражении за 2013 г. этот сегмент составил около 4% объема продаж готовых систем NAS по нашей компании».

Что касается конечных пользователей, на которых приходится большая часть продаваемых в России NAS, то, по мнению Ярослава Кузьмицкого, их, безусловно, привлекает возможность использования Интернета для обмена и закачки информации за счет встроенного в NAS ПО: «Пользователи хотят иметь не просто хранилище, а хранилище, доступное из любой точки мира, да еще и с кучей мобильных приложений для доступа и обмена данными. С точки зрения пользователя доступ к домашнему NAS весьма схож с публичными облачными сервисами хранения: есть файлообменные приложения для ПК и мобильных устройств, а скорость доступа и емкость хранения личного NAS превосходят публичное облако обычно в разы, если не в десятки раз».

Его поддерживает Дмитрий Танюхин: «Сегодня пользователь, несомненно, осознает преимущества NAS по сравнению с внешним жестким диском в качестве хранилища данных. Основную роль здесь как раз играет ПО, установленное в любом NAS. Разумеется, немаловажно наличие функции WebAccess, позволяющей получить доступ к данным в любое время из любой точки земного шара».

«Частные пользователи накапливают все больший объем разнородной информации — медиа-файлы, фото, музыка, фильмы и прочее. И конечно, наличие в системе хранения встроенного ПО, позволяющего работать с ними напрямую, не перегоняя на другие устройства, существенно упрощает жизнь пользователям, способствует дальнейшему накоплению ими файловых массивов и повышает спрос на системы NAS» , — считает Петр Старков.

По словам Георгия Кнорре, основные производители обновили модельные линейки, в которых существенно улучшили встроенное ПО: «Растущее количество смартфонов и планшетов, новые сервисы, позволяющие оперативно отправлять фото и даже видео, новый стандарт связи LTE, увеличение разрешения видео (4K), достаточно низкая стоимость мобильного Интернета, необходимость бэкапа мобильных устройств — все это создает спрос на свободное дисковое пространство и, в частности, NAS-решения, которые теперь идеально подходят для задач хранения и удаленного доступа к данным».

Прогнозы

Как подчеркивает Дмитрий Танюхин, несмотря на глобальное замедление роста экономики, в 2013 г. объем хранящихся данных продолжал расти: «По прогнозам, ожидается еще большее увеличение объема хранимых данных, а следовательно, и спроса на NAS в 2014 г. Интерес к NAS среди домашних потребителей и предприятий СМБ на российском рынке еще явно не достиг своего пика».

Ярослав Кузьмицкий считает, что негативные явления в экономике и драматические флуктуации курса национальной валюты не дают возможности точно оценивать перспективы развития рынка NAS: «Однако при естественном здоровом развитии этого рынка, без внешних негативных влияний на покупательскую способность граждан РФ, годовой рост рынка NAS, по нашим оценкам, должен превысить 50%, однако, скорее всего, эта цифра будет корректироваться. Тем не менее ясно, что рынок NAS в ближайшие три года будет уверенно расти».

Сергей Васюк говорит, что D-Link планирует на 2014 г. рост в пределах 15-20%: «Наша компания одна из немногих на рынке предлагает законченную линейку оборудования — NAS, IP-камеры, маршрутизаторы, сетевые видеорегистраторы — с поддержкой облачного сервиса mydlink. Все это позволяют конечному пользователю создавать домашние системы видеонаблюдения с возможностью доступа из любого места через Интернет. Также сохранится рост продаж NAS, обусловленный постепенным сокращением числа традиционных компьютеров у пользователей и, как следствие, возрастанием потребности в централизованных средствах хранения данных».

Петр Старков прогнозирует рост продаж систем NAS в 2014 г. не ниже прошлого года: «Частные пользователи отказываются от внешних дисков в качестве устройств хранения. Кроме того, сейчас разворачивается борьба между системами NAS и облачными сервисами за кошелек домашнего пользователя — новое поколение NAS предоставляет пользователям эффективный инструментарий для удаленного доступа к своим данным без выноса их в стороннее облако, что дает более высокий уровень защищенности персональных данных потребителя. По мере увеличения информированности пользователей об этом функционале спрос на системы NAS будет увеличиваться. Также идет процесс наращивания функциональности систем NAS, их стоимость постепенно уменьшается. Это позволяет NETGEAR предлагать широкую линейку решений — от недорогих систем для малого бизнеса и небольших удаленных офисов до масштабных корпоративных систем хранения».

Более пессимистично оценивает рынок NAS Маргарита Кормильцева: «В этом году мы планировали рост продаж на уровне 55-60%, но из-за сложившейся макроэкономической ситуации в стране планы будут скорректированы в сторону понижения. В то же время мы столкнулись с тем, что очень многие не знают о существовании подобного оборудования и его функционале: возможности работать в режиме 24/7, потребляя при этом в несколько раз меньше электроэнергии, чем ПК или ноутбук, минимальной стоимости хранения единицы информации, отсутствии ежемесячной платы за использование NAS в качестве „персонального“ облака в отличие от „публичных“ облаков».

По мнению Энди Лю, одной из важных задач становится «просвещение» потребителей: «Thecus планирует организовать и провести еще больше мероприятий, посвященных преимуществам NAS. Это поможет в этом году добиться прироста продаж по крайней мере на 60%».

Коллег поддерживает Георгий Кнорре: «Популяризация данной категории продуктов в СМИ должна привлечь внимание к NAS более широкий круг потребителей. Тем более что сохранится растущий спрос на дисковое пространство, как у корпоративных пользователей и госструктур, так и у частных лиц. Несмотря на растущее распространение облачных сервисов, требования клиентов к защите данных остаются достаточно высокими, особенно в России, и плюс к этому розничная стоимость аренды дискового пространства в облачных сервисах пока не так уж низка, что будет больше стимулировать пользователей приобретать устройство для дома, нежели виртуальное место в облаке. Анализируя продажи за первые два месяца текущего года, можно с уверенностью прогнозировать как минимум 30%-ный рост NAS в 2014 г. по готовым решениям и по корзинам».