В 2011 г. было объявлено, что на программу информатизации здравоохранения только из Федерального фонда обязательного медицинского страхования в течение двух лет планируется направить 24 млрд. руб. Кроме того, регионы тоже должны были выделить на эти цели порядка 10 млрд. Речь в первую очередь шла о создании «Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» (ЕГИСЗ). Вся система российской государственной медицины, по мнению организаторов проекта, должна быть включена в единое информационное пространство.

Однако эксперты прекрасно понимали: это колоссальный проект, и к его реализации по большому счету не готовы ни медицинские учреждения, ни ИТ-компании. Да и выделенных средств будет явно недостаточно: по некоторым оценкам, разработчики концепции ЕГИСЗ оценивали объем необходимого финансирования почти в 100 млрд. руб.

На недавно проходившей конференции Cnews «ИКТ в госсекторе 2014» заместитель директора департамента информационных технологий и связи Министерства здравоохранения РФ Роман Сафронов подчеркнул, что проблемы, возникшие в ходе реализации проекта по созданию ЕГИСЗ, были вызваны недостаточным финансированием и неготовностью ИТ-компаний к долгосрочному сотрудничеству. На момент старта проекта ЕГИСЗ на рынке не было крупных поставщиков ИТ-решений для медицины. Кроме того, в департаменте уверены, что реализацию проектов в области здравоохранения тормозила конкурентная борьба между поставщиками, в результате которой заказчики порой не успевали в срок освоить выделенные на проект средства и по окончанию года возвращали их в федеральный бюджет. Ну и наконец, еще одним серьезным препятствием на пути реализации программы эксперты называют отсутствие единой стройной концепции развития ЕГИСЗ.

С другой стороны, проекты в области автоматизации здравоохранения идут уже довольно давно. Первые системы были созданы еще в 2008-2009 гг. Многие из них вполне успешны, так что дела потихоньку идут.

Мы решили узнать, как оценивают сегодняшнюю ситуацию участники программы, ИТ-компании, непосредственно работающие в области реализации ИТ-проектов в области здравоохранения.

Прежде всего хотелось бы понять, какие ИТ-проекты в этой области уже завершены, какие продолжаются, а к каким еще не приступали.

«Если судить по отчетам субъектов федерации и министерства здравоохранения РФ, большинство задач, зафиксированных в региональных концепциях модернизации здравоохранения на период до 2013 г., были выполнены, — рассказывает эксперт центра компетенций Дирекции по работе с государственными учреждениям компании “Открытые Технологии” Андрей Налетов. — Безусловно, с разной долей успеха, но ключевые сервисы были подключены и переведены в промышленную эксплуатацию».

Прежде всего речь идет о таких сервисах, как запись на прием к врачу, управление очередями, электронная регистратура, подготовка регламентированной медицинской и статистической отчетности. В ряде регионов была запущена электронная медицинская карта пациента (ЭМК). В некоторых регионах ее даже «привязали» к паспортной базе жителей. А некоторые регионы уже приступили к разработке единой лабораторной системы. Был запущен еще ряд сервисов, обеспечивающих учетные и управленческие функции.

По мнению Андрея Налетова, на втором этапе организациям сферы здравоохранения и регулирующим органам предстоит еще более непростая задача. Необходимо сформировать единую медицинскую экосистему, которая должна обеспечить полноценный персонифицированный учет, управление всеми медицинскими записями и их отражение в ЭМК. При этом, в соответствии с регламентами, информация должна быть доставлена в ЕГИСЗ РФ. «Пока речь идет об амбулаторном звене, где автоматизированы процессы управления очередями, запись на прием, оформление статистической отчетностью, выписка больничных, базовый функционал ЭМК, — поясняет Налетов. — В ряде регионов частично автоматизирован процесс лабораторных исследований и т.д. Безусловно, в каждом регионе все по-разному, но процесс идет».

Руководитель направления по работе с организациями сектора здравоохранения SAP СНГ Дмитрий Горбачев подчеркивает, что уже можно говорить об успешном завершении оснащения парка машин скорой помощи оборудованием системы ГЛОНАСС.

По словам заместителя генерального директора компании «БАРС Груп» Владимира Соловьева, к настоящему моменту создана инфраструктура федерального сегмента ЕГИСЗ и региональные сегменты практически во всех областях, краях и республиках кроме нескольких. И теперь на основе этой инфраструктуры развертываются различные прикладные сервисы (регистры, медицинские информационные системы, МИС, средства для телемедицины и другие). Причем некоторые сервисы уже переданы в эксплуатацию.

«В масштабах страны проделан огромный объем работы, с учетом того, что во многие ЛПУ (лечебно-профилактические учреждения) нужно было элементарно поставить компьютеры и проложить каналы связи, — подчеркивает Соловьев. — Главное, к чему еще не приступали, это нормативно-правовая база электронной медицины. Здесь нужно существенно обновить множество документов или разработать новые, чтобы на законных основаниях осуществлять безбумажный документооборот, обмен персональными данными, использовать электронную подпись».

По оценкам заместителя генерального директора ПК «Аквариус» Владимира Винокурова, завершены поставки, связанные с созданием инфраструктур ЛПУ, продолжаются внедрения МИС. Однако широкое внедрение и интеграция различных систем в единую информационную систему, по сути, еще не начались.

Согласен с коллегами и исполнительный директор компании Artezio (входит в ГК ЛАНИТ) Павел Адылин: «Так или иначе, все масштабные ИТ-проекты в этой сфере находятся в незавершенной стадии». Сейчас наиболее успешной и близкой к завершению в рамках госпрограммы, по мнению Адылина, можно считать Единую медицинскую информационно-аналитическую систему Москвы (ЕМИАС), созданную Департаментом информационных технологий правительства Москвы при участии ряда ведущих ИТ-компаний, а также внедрение регионального компонента ЕГИСЗ компанией «Ростелеком» в пилотной Иркутской области.

Директор по работе с корпоративными заказчиками компании КРОК Дмитрий Мугенов считает, что картина автоматизации медицинской отрасли в России сегодня неоднородная. Во многих регионах уже завершено или подходит к финалу внедрение электронной регистратуры. Она позволяет вести запись на прием к врачу через Интернет, информационные киоски и мобильные приложения. Система работает в Пермском крае, в Татарстане и многих других регионах. В Москве, по словам Мугенова, полномасштабное внедрение началось в 2012 г. и большая часть работы проделана. Функционируют мобильные приложения, порталы для записи на прием к врачу. Более того, в Москве создана система управления потоками пациентов, которая позволяет анализировать реальную загруженность врачей, количество доступных специалистов, срок ожидания в очереди. Подобные системы дают возможность систематизировать информацию обо всех участниках цепочки (пациенты, врачи, оборудование, свободные медицинские площади и т.д.) и влиять на качество медицинской помощи.

По мнению технического директора SafenSoft Станислава Шевченко, сказать, какие этапы информатизации здравоохранения уже завершены, проблематично. Зато очень просто понять, чего еще нет. «Единое информационное пространство для всех медицинских учреждений создать пока не удалось, даже в крупных городах в бесплатной медицине превалируют бумажные формы передачи информации, — не скрывает Шевченко. — С другой стороны, в коммерческой медицине достигнут некоторый прогресс во взаимодействии между разными частями каждой отдельной компании, предоставляющей медицинские услуги, а также весьма упрощено электронное взаимодействие с пациентами. Но между собой такие системы разных компаний не контактируют. Из того, что активно внедряется или уже внедрено в других странах, но отсутствует у нас даже в зачаточном состоянии, можно выделить, например, интеграцию здравоохранения и мобильных систем — имеются в виду такие сервисы, как поиск ближайших пунктов медицинского обслуживания на основе геолокации с мобильного устройства, возможность вызвать скорую помощь без телефонного звонка и диктовки адреса по телефону, и т. п.»

Андрей Налетов отмечает, что за рамками информатизации пока остаются стационары и клинико-диагностические центры. «Вопросы их информатизации до последнего времени решались не комплексно, на уровне региона, а находились в ведении руководства этих медицинских заведений, — объясняет Налетов. — Сейчас, на втором этапе программы развития здравоохранения, предполагается уделить большее внимание данному звену. На самом деле это весьма непростой процесс, требующий более значительного финансирования, кадрового обеспечения и готовности врачей к новому. Но главное — мотивации медиков, которой не хватает».

Дмитрий Горбачев также полагает, что к основной работе по внедрению федерального компонента ЭМК (электронной медицинской карты) только приступили. «Учитывая текущее положение вещей в самой медицине, нам кажется, что главные ИТ-проекты в этой сфере еще впереди», — уверяет Горбачев.

А вот по мнению Андрея Алмазова, управляющего партнера консалтинговой компании «БАЗИС-МЕД», одна из главных проблем как раз и заключается в том, чтобы понять, как выглядит список этих «ИТ-проектов». Его весьма сложно представить себе системно, поскольку регионы действуют самостоятельно и почти бесконтрольно, — рассказывает Алмазов. — На федеральном же уровне никто никакого цельного плана не представлял. Есть только общая концепция ЕГИСЗ и отдельные заявления на конференциях о планах. В целом можно говорить, что как-то частично улучшена инфраструктура (сети, компьютеры), хотя это сделано далеко не везде, и есть многочисленные медорганизации, где никаких компьютеров у врачей нет и не было. Если говорить об ИТ-проектах федерального уровня, то также весьма сложно понять, что завершено, а что продолжается. Недавно например, вместо сервиса федеральной записи к врачу, который вроде бы как был завершен, появилась его новая версия, потребовавшая переделки всей интеграции с региональными системами. Если смотреть на официальные источники (реестр федеральных государственных информационных систем), то мы не найдем в нем ни федеральной электронной регистратуры (ФЭР), ни интегрированной электронной медицинской карты (ИЭМК) о которых так много говорят официальные лица и пишет пресса. Означает ли это, что они еще в работе или что-то иное?"

Таким образом, по сути ИТ в здравоохранении сегодня представляет из себя классический пример «лоскутной автоматизации». Андрей Алмазов считает, что «кусочные очаги информатизации» покрывают запись к врачу и некоторые оформительские, учетные бизнес-процессы (типа ERP в медицинских организациях весьма начального уровня).

«В отдельных медорганизациях все-таки внедрен более/менее учет деятельности и даже есть электронная медицинская карта, которую ведут врачи в части медицинских записей (в части фиксирования оказываемых услуг и назначений она распространена еще больше). Из этого даже можно извлекать какую-то аналитику, хотя конечно не полную, — размышляет Алмазов. — Также в отрасли работают отдельное и разнородное ПО по локальным задачам, в частности обмен информацией с ФОМС, страховыми компаниями ДМС, сбор статистической отчетности и т.п. Здесь опять же с чем сравнивать. Если с информатизацией бухгалтерии на рынке или с банками и розницой, то все конечно на сильно меньшем уровне. А если сравнивать с абсолютным нулем, то кое-что есть и самое время перейти бы от этого на следующий качественный уровень, что и должно было произойти по уму в ходе проекта ЕГИСЗ».

Производители и поставщики

Сколько на российском рынке производителей и поставщиков ИТ-систем для здравоохранения, сказать сложно. Павел Адылин напоминает, что в ассоциации развития медицинских информационных технологий зарегистрировано около 130 МИС, около 60 из них действуют и действительно являются полнофункциональными системами. В десятку лидеров этого сектора рынка, по мнению Адынина, входят такие компании, как «Амулет», «Интерин», «Пост Модерн Технолоджи», «Комплексные медицинские информационные системы», «СофтТраст» и др. На их долю приходится около четырех сотен инсталляций МИС в различных регионах России.

«Можно сказать, что количество производителей МИС в России сокращается, — уверяет Адылин. — Это связано с госрегулированием отрасли и приоритетом “Ростелекома” в реализации ЕГИСЗ и создании МИС для государственных медицинских учреждений. Возможности частных производителей МИС ограничиваются рынком частных же ЛПУ».

Владимир Соловьев также замечает, что «круг поставщиков МИС значительно сузился». «Видимо, дело в том, что ИТ-проекты в медицине низкомаржинальны, — размышляет Соловьев. — Чтобы получить доход, нужно много и долго работать».

По словам Владимира Винокурова, в качестве поставщиков оборудования для ИТ-систем можно выделить несколько основных производителей компьютерной техники, в том числе «Аквариус». С точки зрения МИС, существует около десятка разработчиков, пытающихся реализовать региональные фрагменты ЕГИСЗ.

Станислав Шевченко подчеркивает, что существует не очень много производителей ИТ-систем для крупных медучреждений. Однако в целом у каждого медучреждения свои требования к МИСам, которые приходится обсуждать в процессе взаимодействия с разработчиками. «Стандартизация находится в зачаточном уровне, из-за чего возникают очевидные проблемы совместимости и безопасности», — говорит Шевченко.

По мнению Андрея Налетова, стандартов (ГОСТов) написано уже много, но часто они уже де-факто устарели. «Технологии и решения ушли далеко вперед, — поясняет Налетов. — Поэтому на рынке информатизации медицины нет или мало “стандартных” систем, хотя есть системы со стандартным набором функций и возможностей. Поставщиков много: около сотни, хотя известных — не более 20. В целом все системы достаточно схожи по функционалу, что соответствует регламентам и стандартам МЗ РФ. В основном они обеспечивают ведение учета и мало чем могут способствовать лечебному процессу».

Андрей Алмазов считает, что сегодня в России четких стандартов нет. «Отдельные производители проявляют активность по данному направлению, в частности белгородская компания „Софтраст“, компания IBS, не имея собственного продукта, тем не менее ведет активную пропаганду международных стандартов, — рассказывает Алмазов. — Наверное, это все, остальные просто декларируют поддержку HL7 и прочих стандартов. Но это примерно как заявления о соответствии стандарту качества ISO 9001. Дело в том, что в РФ нет вообще никакой работы по стандартизации и регламентации ИТ в здравоохранении. У нас в отличии от Западной Европы даже PACS системы не считаются медицинскими системами и не требуют сертификации».

Тормоза

Насколько разработку и внедрение ИТ-систем для здравоохранения затормозила наступившая на рынке стагнация, сказать трудно. Скажем, по словам генерального директора компании TEGRUS Валерия Щукина, в том, что касается решений для государственных лечебных учреждений, особенно создаваемых в рамках государственных федеральных программ, каких-либо негативных тенденций не наблюдается. «Снижение темпов роста макроэкономических показателей, в нашей стране в последние годы практически не сказалось на реализации этих программ, — уверяет Щукин. — В частной медицине заказчики сместили акцент на создание менее капиталоемких ИТ-решений. Однако, на мой взгляд, это явление носит краткосрочный характер, и уже в обозримом будущем такие заказчики возобновят инвестирование в крупные проекты».

Станислав Шевченко уверяет, что спрос на ИТ-системы для здравоохранения, так же, как и на модернизацию этих систем, есть. А благодаря регулированию вопросов соответствия операторов персональных данных вообще и медучреждений в частности требованиям по работе с данными наступает вторая волна информатизации. Просто потому, что в самом начале процесса мало кто задумывался об информационной безопасности в рамках медучреждений.

А вот по мнению Владимира Винокурова, стагнация на рынке есть и весьма существенная из-за отсутствия федерального финансирования на информатизацию. «Зарекомендовавших себя решения постепенно модернизируются, но чего-то принципиально нового не разрабатывается, — сетует Винокуров. — Например, мы внедрили телемедицинские системы в ряде региональных ЛПУ. Проекты интересные, новаторские, не имеющие, по сути, аналогов в мире, но крупными их назвать тяжело».

По словам Андрея Алмазова, на этом рынке не было роста с 90-х, кроме разового всплеска по программе ЕГИСЗ в 2011-2013 гг. «При этом деньги прошли мимо основных игроков, которые трудились с 90-х на этом поприще. Таким образом можно сказать, что никак не отразилась, поскольку этого рынка и не было и до сих пор нет», — считает Алмазов.

Павел Адылин отмечает, что сегодня рост числа внедренных новых МИС невысок. «Часто заявленная инсталляция МИС сводится к предоставлению доступа лишь нескольким сотрудникам медицинского учреждения, поэтому всегда остается возможность дальнейшего масштабирования, — поясняет Адылин. — Работа поставщиков сводится в основном к расширению уже внедренных МИС (поставка дополнительных рабочих станций, поддержка инфраструктуры), что и становится основным средством заработка компаний».

Андрей Налетов подчеркивает, что деньги на государственную или региональные программы развития отрасли на бумаге есть. «Но если начать разбираться — окажется, что деньги идут в первую очередь на поддержание сферы здравоохранения и на ее обеспечение лекарствами, оборудованием, медицинскими материалами, — рассказывает Налетов. — Много денег идет на ремонты клиник. ИТ финансируется по остаточному принципу. При этом зачастую сами врачи не понимают, зачем им это нужно. Остановилось финансирование почти всех федеральных проектов. Региональные как-то еще живут, но только в регионах-донорах. Есть деньги на поддержку и незначительное развитие».

А Владимир Соловьев уверяет, что на его компании рыночная стагнация никак не отразилась.

Кто заказывает музыку

Основным заказчиком ИТ-систем в здравоохранении на сегодняшний день является государство. Это вполне понятно и логично. Решение о создании ЕГИС в сфере здравоохранения было принято правительством РФ, средства на автоматизацию отрасли поступают из федерального и региональных бюджетов.

Именно государство, по словам Дмитрия Горбачева, «способно выделить необходимый объем финансирования для информатизации медицины, и именно оно, по сути, может быть заинтересовано в его внедрении». От лица государства выступает чаще всего Министерство здравоохранения РФ, а также подведомственные ему учреждения, региональные министерства здравоохранения, руководство субъектов федерации.

Однако не все так однозначно. Государство хотя и выступает пока в роли основного, главного заказчика, драйвера развития этого рынка и в какой-то степени его гаранта, но не является единственным заказчиком.

По мнению Владимира Винокурова, поскольку в связи с отсутствием федерального финансирования в течение последних двух лет, крупные проекты — сегодня редкость, основными заказчиками стали региональные ЛПУ.

По словам Павла Адылина, в основном медицинские информационные системы внедряются в государственных (в основном муниципальных) лечебно-профилактических учреждениях. На их долю приходится около 2/3 всех инсталляций. «Однако стабильно растет и доля коммерческих заказчиков, которые обеспечивают уже почти четверть проектов, — подчеркивает Адылин. — Наибольший рост внедрений МИС (70% от всех) “на счету” поликлиник и медицинских центров, что связано с программой информатизации и приведения к общему электронному стандарту работы именно амбулаторных учреждений».

«Традиционно на местном уровне основным заказчиком является местный оператор медицинских систем, который был назначен руководством региона, — рассказывает Андрей Налетов. — Это могут быть МИАЦы, департаменты или министерства здравоохранения региона или иные государственные информационные центры, способные осуществлять подобную деятельность. По-прежнему остаются заказчиками районные или областные больницы. С изменением системы финансирования Министерство здравоохранения РФ все реже имеет возможность заказывать внедрение МИС».

Дмитрий Мугенов отмечает: заказчиками могут быть и отдельные стационары (крупные комплексы), больницы, непосредственно главные врачи. Какие-то решения предоставляются по федеральному распоряжению, какие-то по настоянию главврача.

Дмитрий Горбачев подчеркивает: в будущем основными заказчиками должны стать именно врачи. «Основные ключевые показатели деятельности федерального здравоохранения, которые старается улучшить Минздрав, должны базироваться на анализе первичных данных, собранных с каждого рабочего места врача, — поясняет Горбачев. — Суть системы сегодня — это привлечение врачей к заполнению экранных форм и сведению этой информации по региону к трем десяткам цифр для передачи их в федеральный центр. Программа модернизации качественно изменила сознание врачей, они уже по-другому относятся к компьютеризации своей деятельности. У них появились свои требования к имеющимся на их рабочих местах информационным системам. Второй этап информатизации здравоохранения, который мы все так ждем, должен кардинальным образом изменить существующее положение дел. И тогда уже заказчиком станет сам врач».

А по мнению Станислава Шевченко, уже сейчас «заказчиками таких систем обычно являются главврачи коммерческих и/или страховых медицинских учреждений, т. к. это не медицинская, а управленческая задача. Причем требующая достижения баланса между функционалом желаемой системы и имеющимся бюджетом».

Валерий Щукин считает, что другая большая группа заказчиков таких систем — набирающая обороты частная медицина. На этом рынке работают как индивидуально практикующие семейные врачи, самостоятельно ведущие истории болезней своих пациентов, так и крупные сетевые медицинские центры с территориально-распределенными информационными системами и отказоустойчивыми центрами обработки данных. «Такие клиенты обладают большей свободой в выборе программно-аппаратных комплексов и их функционала, — замечает Щукин. — Но поскольку они инвестируют в разработку и внедрение информационных систем собственные, а не бюджетные средства, то предъявляют более высокие требования к надежности и длительности жизненного цикла таких решений».

А вот Андрей Алмазов полагает, что в роли заказчика ИТ-систем для здравоохранения сегодня не выступает никто. «Разработчики, как правило, сами придумывают за врачей, чтобы им такого было надо, — уверяет Алмазов. — Отсюда и вся проблема, создается не совсем то, что нужно реально. Впрочем иногда заказчиками являются отдельные врачи-энтузиасты и тогда рождаются более применимые в жизни продукты, хотя это все равно весьма далеко от системной отраслевой информатизации».

Востребовано — не востребовано

Изменение в приоритетах, особенности финансирования, уровень информатизации и автоматизации в конкретных медицинских учреждениях — все это, несомненно, влияет на востребованность тех или иных ИТ-решений. Как развивалась ситуация в последние несколько лет? По словам Владимира Соловьева, как и прежде, более всего сегодня востребованы системы для сопровождения лечебного процесса, т. е. медицинские информационные системы. Однако заказчик стал более требователен. «Если раньше от МИС хотели, чтобы система формировала блок статистических данных (сведения о пациенте, факт приема, врачебные назначения), то сегодня с помощью МИС хотят решить максимум задач, получить повышение эффективности работы медучреждения, — рассказывает Соловьев. — В приоритете теперь то, что соответствует мировым стандартам. Кроме того, востребованы экспертные системы».

Павел Адылин полагает, что к числу пользующихся повышенным спросом следует отнести решения для организации рабочего места врача, ведения электронных карточек и рандомизации пациентов. Кроме того, растет число внедрений систем ИТ-сопровождения клинических исследований, поддерживающих международные стандарты DICOM, HL7 и т. д. Учреждениям здравоохранения на региональном уровне все больше нужны справочные системы, предоставляющие пациентам информацию о медицинских учреждениях и обеспечивающие централизованную систему электронной записи. Наиболее яркий пример — ЕМИАС, объединяющая уже сотни лечебно-профилактических учреждений Москвы.

По мнению Андрея Налетова, наиболее востребованными решениями являются те, которые могут обеспечить выполнение утвержденных программ развития отрасли, а также поручений президента. «Обеспечение доступности и качества медицинской помощи гражданам стало ключевой задачей на ближайшие годы, — считает Налетов. — Гражданам должен предоставляться набор медицинских услуг, гарантированных государством. Безусловно, имеется множество задач, связанных с активным использованием возможностей первичного звена, — ФАПы (фельдшерско-акушерский пункт), кабинеты врачей общей практики. Именно для их оснащения и обеспечения доступности медицинских услуг сейчас приступают к решению вопросов развития телемедицины. Развиваются активно новые направления диагностики, закупалось и продолжает закупаться современное диагностическое оборудование, которое просто не может эффективно работать без интеграции с медицинскими ИТ-сервисами и системами. В настоящий момент активно рассматриваются системы управления мультимедийными медицинскими данными, телемедицинские сервисы, системы управления лечебным процессом и многие другие. Однако все зависит от региона — его готовности, финансовых и ресурсных возможностей».

Валерий Щукин уверен: хотя рынок медицинских информационных систем характеризуется разнообразием представленных на нем решений, по сути, задача таких систем — максимально автоматизировать рабочие процессы, выполнение которых можно доверить ИТ-комплексу без ущерба для конечного результата. «Таким образом, медицинский персонал освобождается от повседневной рутины, не связанной с лечебным процессом, и может больше времени уделить непосредственно обслуживанию пациентов, — резюмирует Щукин. — Соответственно требования к функционалу программно-аппаратных комплексов определяются спецификой рабочих процессов, характерных для различных лечебных учреждений и их структурных подразделений. Для городских больниц и крупных медицинских центров требуются более мощные информационные системы, чем для районных поликлиник, соответствующие масштабам и специфике их деятельности».

По наблюдениям Станислава Шевченко, в последнее время требования к МИСам смещаются. Теперь следует фокусироваться не только на функционале медицинской системы, но и соответствовать определенным требованиям регуляторов. «Речь идет в основном об информационной безопасности, — подчеркивает Шевченко. — В отличие от требований непосредственно к функционалу решений для медучреждений, которые весьма расплывчаты, децентрализованы и постоянно устаревают, соответствие определенным критериям безопасности работы с данными воспринимается всерьез. Неудачная для учреждения проверка влечет за собой серьезные штрафы. Таким образом, сейчас возник высокий спрос на МИСы с встроенной или интегрированной системой информбезопасности другого разработчика».

Дмитрий Горбачев считает, что приоритеты в информатизации за последний год изменились. «В российском здравоохранении сейчас востребованы системы, необходимые для интеграции регионального и федерального компонентов Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), а также системы, позволяющие реализовать задачу функционирования реестра нормативно-справочной информации (НСИ), классификаторов и справочников на региональном уровне. На подходе — единый реестр медицинских и фармацевтических работников и его реализация в регионах», — сообщает Горбачев.

Показательно, что список систем, до сих пор не востребованных рынком, гораздо разнообразнее. «По-прежнему за рамками модернизации остаются так называемые интеллектуальные медицинские системы, которые обеспечивают эффективность лечебного процесса и способны помогать врачам принимать правильные и обоснованные решения, — сетует Андрей Налетов. — Основная проблема — это их цена. Западные системы не только дороги, но и не совсем соответствуют утвержденным регламентам и правилам лечения в нашей стране. Они ориентированы изначально на стандарты европейских стран или США. Требуется длительный и дорогостоящий процесс адаптации их к нашим реалиям. Тема активно обсуждается, как среди врачей, так и среди ИТ-специалистов, но решения пока так и нет».

«Увы, до сих пор остаются невостребованными системы аналитической отчетности, — сожалеет Владимир Соловьев. — Наша компания вплотную занимается BI-решениями, но они не находят должного отклика в органах здравоохранения. Все сдают официальную регламентированную отчетность, но мало кому интересно посмотреть данные в разных срезах, провести более глубокий анализ причинно-следственных связей. Мы ждем, что однажды это направление “проснется”».

По словам Владимира Винокурова, с трудом продвигаются системы, связанные с телемедициной, и PACS-системы (Picture Archiving and Communication System, передача и архивация изображений). И это при том, что всем ясно, насколько они актуальны. Все упирается в отсутствие финансирования.

«Информационно-аналитические составляющие представленных на российском рынке ИТ-решений для медицины пока не могут обеспечить пациентов полной информацией о характере заболеваний, лечебных процедурах, о ранжировании медицинских учреждений и врачей, специализирующихся на лечении того или иного заболевания, — рассказывает Павел Адылин. — Проще говоря, пациент, выбирая лечение, может рассчитывать только на советы друзей и участников интернет-форумов». По его мнению, медперсонал все еще мало востребованы информационные системы, предоставляющие доступ к источникам актуальной информации о конкретных медицинских случаях или позволяющие консультироваться с другими специалистами в режиме онлайн и принимать коллегиальные экспертные решения. «Такие глобальные системы обмена медицинской информацией, как например, Health Information Exchange System (HIE), создаваемая и внедряемая американо-израильской компанией dbMotion совместно с Artezio, довольно популярны в странах Запада. Возможно, в России пока еще недостаточно наработана база пациентов, и поэтому нет возможности выйти на качественно новый уровень», — размышляет Адылин.

Дмитрий Мугенов в качестве примера не пользующихся популярностью систем приводит «слишком экзотичные» для российских медицинских организаций 3D-решения, за которыми, по мнению специалистов, большое будущее. «Сегодня 3D-проекции могут быть полезными для медицинских вузов и как средство повышения квалификации врачей, — напоминает Мугенов. — Кроме того, подобные решения находят место непосредственно в лечении. Например, нахождение в 3D-комнате с соответствующим сценарием стоит рассматривать как метод реабилитации и лечения психологических заболеваний, различных видов травм и т. д.»

По словам директора по работе с корпоративными заказчиками компании КРОК, не получила широкого распространения и электронная медицинская карта в масштабе региона или тем более страны. Причина — технологическая сложность, проблемы организационного и методологического характера. Срок внедрения такой системы — порядка пяти лет. «ИТ-компании, которые утверждают, что они инсталлировали электронную карту в поликлиниках, скорее всего, имеют в виду только ее локальный функционал, — подчеркивает Мугенов. — В действительности электронные карты должны быть интегрированы со всеми основными прикладными медицинскими системами. Реализация таких проектов — это изменение парадигмы работы медицинского персонала не в отдельно взятом учреждении, а во всем городе и стране». А Станислав Шевченко подчеркивает, что локальные системы «под Линукс» остаются востребованными только в изначально внедривших их организациях без какой-либо серьезной надежды на широкую востребованность.

А вот Андрей Алмазов полагает, что сегодня ИТ-решения в российском здравоохранении объективно не востребованы. «Спросите об этом врачей, и все сразу станет на свои места, — уверяет Алмазов. — Конечно, какие-то процессы идут, но вся эта информатизация находится на уровне середины 90-х, если сравнивать ее с другими отраслями (банки, розница, торговля и пр.). Приоритеты не поменялись глобально, как была не решена задача банального экономического учета, так она до сих пор и не решена. Кроме отдельных, избранных учреждений, да и то там остается много вопросов. Отрасль не простая, проблем системных много, ну и она в принципе пока не живет вместе со всей страной в рыночной экономике. Переходный период».

Если же говорить о конкретных системах, то Алмазов среди не востребованных систем называет системы поддержки принятия врачебных решений и вообще управление качеством оказания медицинской помощью. По его мнению, в настоящий момент все эти системы не имеют объективных факторов, способствующих повышению их востребованности. Даже всем понятные решения по удаленной расшифровке медицинской диагностики (снимков, КТ, МРТ и пр.) не развивается так, как могли бы в силу отсутствия системных стимулов к повышению качества медпомощи.

За бортом

Кроме невостребованных систем существуют и перспективные ИТ-технологии и сервисы, которые, несмотря на свою привлекательность, пока остаются за бортом федеральной программы. Сегодня, как точно заметил Андрей Налетов, реализуются наиболее понятные задачи, связанные с учетной деятельностью.

«Задачи информатизации клинической деятельности, процессов лечения пациентов, сервисов, обеспечивающих поддержку врачей, все еще остаются за рамками процесса модернизации», — резюмирует Налетов.

Согласен с коллегой и Владимир Винокуров: «Пока реализована только запись к врачу на федеральном уровне, остальные сервисы находятся в самом начале реализации».

По мнению Станислава Шевченко, безопасность (несмотря на то, что должна закладываться в любую систему изначально) все равно остается основной проблемой существующих медицинских ИТ в нашей стране.

«Нельзя сказать, что какие-то технологии или услуги “остались за бортом”, но реальных проектов по некоторым из них очень мало, — напоминает Павел Адылин. — Например, об использовании свободного ПО было заявлено еще в рамках программы “Информационное сообщество”, однако на сегодняшний день более 80% МИС построены на проприетарных платформах Microsoft, Oracle и IBM».

По мнению исполнительного директора компании Artezio, среди мировых трендов, которые в России пока малозаметны, можно отметить: облачные технологии (автоматизация «Ростелекомом» в конце 2013 г. клинических лабораторий по модели SaaS для первого регионального фрагмента ЕГИСЗ), миграция на web-приложения (в российских решениях рабочие места реализованы в основном как толстый клиент), поддержка мобильных устройств, поддержка международных стандартов (HL7, IHE, HIPAA и др.), использование технологий BigData (это направление даже в развитых странах находится на стадии изучения и пилотных разработок).

А вот по словам Андрея Алмазова, ЕГИСЗ (то, что создано в рамках программы модернизации 2011-2013 гг.) никакого системного влияния на рынок не оказала за исключением привлечения внимания к теме. «В принципе тоже не нулевой результат. Спасибо и на этом», — подчеркивает Алмазов.

Владимир Соловьев смотрит на проблему с оптимизмом: концепция информатизации здравоохранения рассчитана на период до 2020 г., и те мероприятия, которых сегодня там нет, еще могут быть туда включены.

На чем зарабатывают поставщики

Несмотря ни на что, возможностей заработать на поставках и внедрениях ИТ-систем для здравоохранения довольно много. Все зависит от предпочтений компании, особенностей ее бизнеса. Так, КРОК при работе с медицинскими учреждениями зарабатывает в основном на услугах — внедрении, интеграции и поддержке высокоинтеллектуальных сложных комплексных ИТ-решений. «БАРС Груп» — на поставке и внедрении программного обеспечения. «Аквариус» — на работах по внедрению и обслуживанию систем.

Павел Адылин уверяет, что поставщики ИТ-систем для здравоохранения зарабатывают на внедрении МИС (как заказных, так и тиражных), поддержке и масштабируемости (добавлении новых пользователей системы). «Помимо этого осуществляются дополнительные проекты, направленные на автоматизацию клинических исследований (CTMS, EDC), обработку медицинских изображений, взаимодействие с пациентами; внедряются лабораторные медицинские системы (MLS), системы учета лекарственных препаратов, а также специализированные решения для конкретных областей медицины (например, стоматологии)», — перечисляет Адылин.

По словам Дмитрия Горбачева, «в основном поставщики ИТ-систем для здравоохранения получают возврат на инвестиции в разработки на этапе тиражирования своих медицинских информационных систем (МИС)». «Фаза внедрения и фаза опытной эксплуатации — всегда затратные для разработчиков, а сейчас именно такой этап для всех МИС, участвующих в программе», — подчеркивает Горбачев.

«Помимо собственно разработки и внедрения ИТ-решений важной статьей дохода для интегратора является сервисная составляющая, доля которой в обороте нашей компании продолжает расти, — рассказывает Валерий Щукин. — Ведь не секрет, что чем сложнее ИТ-система, тем более сложного и квалифицированного обслуживания она требует. И обеспечить требуемый уровень сервиса способны только профессионалы — приходящий “мальчик-студент” здесь не подходит. Поэтому медицинским учреждениям остается либо организовывать собственный ИТ-отдел, содержание которого обойдется в очень ощутимую “копеечку”, или доверить обслуживание всего ИТ-комплекса или отдельных его частей системному интегратору. Как показывает практика, второй путь для многих заказчиков оказывается более выгоден как с финансовой, так и с технологической точки зрения. Стоимость услуг интегратора существенно ниже содержания собственного штата высококвалифицированных специалистов, а реализация услуг в рамках соглашений SLA позволяет гарантировать заявленный уровень качества сервисов».

А вот по мнению Андрея Налетова, сегодня не стоит говорить о том, что в медицине можно заработать какие-то существенные деньги. «Для международного рынка это выглядит странно, так как наиболее прибыльным считается как раз рынок ИТ для здравоохранения, — размышляет Налетов. — Он больше даже, чем ИТ-рынок для нефтедобывающих, газовых или энергетических компаний! В нашей стране все наоборот. Получить более или менее приличную прибыль можно только на больших инфраструктурных проектах. Например, при комплексной автоматизации новой, строящейся клиники. А именно — на поставках оборудования и стандартного ПО или на внедренческих работах. Именно по этой причине многие крупные интеграторы не очень-то стремятся работать в медицине».

Андрей Алмазов полагает, что именно это самая интересная загадка отрасли: «Думаю, поставщики зарабатывают на поддержке ранее сделанных внедрений и немного на их расширении и новых. Все еле-еле сводят концы с концами, а некоторые продолжают инвестиционный период. В общем — на зарплату им иногда хватает, но не более того».

Острые углы

Какие проблемы сегодня являются наиболее острыми для разработчиков ИТ-систем для здравоохранения? Мы постарались выделить наиболее острые.

Андрей Алмазов считает, что самая главная проблема — отсутствие системного спроса как такового. «Все, что получается это разовые проекты, которые добываются с великим трудом и благодаря отдельным энтузиастам. Системные потребности существуют лишь в теории, а на практике у здравоохранения слишком много более жизненных проблем, которые никак не решаются только при помощи информатизации».

По словам Павла Адылина, основные сложности для разработчиков на данном этапе возникают при взаимодействии с государством и связаны с жесткими требованиями к стандартизации и выбору поставщиков для ИТ-решений в области здравоохранения, интеграцией с порталами госуслуг и «Электронным правительством», сертификацией решений на соответствие требованиям ФЗ-152 «О персональных данных».

Ощущаются, по словам исполнительного директора компании Artezio, и недостаток финансирования инноваций в медицинских учреждениях, и традиционная инерция внедрения ИТ-решений на местах. Финансирование, отсутствие единых требований и интеграционных компонентов федерального уровня называет в качестве основных проблем и Владимир Винокуров.

Дмитрий Горбачев считает, что самым острым для разработчиков неплатформенных МИС является решение вопросов, связанных с разработкой механизмов поддержки целостности данных и администрирования МИС, а также последующего их сопровождения. «Но это было всегда, и для разработчиков российских МИС это не новость, — напоминает Горбачев. — Иное дело, что в будущем при запуске в промышленную эксплуатацию разработчики столкнутся с необходимостью обрабатывать большие объемы данных, и тогда все слабости неплатформенных МИС проявятся в полной мере. Выход из этой ситуации в том, чтобы уже сейчас переводить существующие системы на промышленную платформу. Чем раньше производители наших МИС это сделают, тем меньше будут финансовые расходы в будущем».

«Работая в медицинской отрасли мы столкнулись с тем, что проекты там, по сути, представляют собой настоящую научно-исследовательскую работу, — рассказывает Дмитрий Мугенов. — Проект реализовывался на открытом ПО, и многие вещи нужно было разрабатывать с нуля, проводя сотни экспериментов. Но результат оправдал эти труды. Стоит также отметить инфраструктурную незрелость многих медучреждений. Часто на площадках банально не хватало розеток, не говоря уже о пропускной способности сетей. Но главная проблема масштабных проектов, разумеется, в дефиците квалифицированных менеджеров, аналитиков, разработчиков, программистов».

По мнению Станислава Шевченко, главная проблема — стандартизация. «Отсутствие четких требований, которые должно в идеале формулировать государство, приводит к тому, что каждый заказчик имеет свои конкретные запросы, а решений, удовлетворяющих всех сразу, попросту нет», — подчеркивает технический директор SafenSoft .

А Андрей Налетов уверен: все дело в отсутствии взаимопонимания между врачами, чиновниками и поставщиками ИТ-решений. «Нет синергии, — сетует Налетов. — Чиновникам важно выполнить поручения и отчитаться об их исполнении. Врачам просто порой некогда заниматься вопросами ИТ, да и не особо они этого хотят. Особенно учитывая текущую систему мотивации медицинского персонала. ИТ-сообщество пытается достучаться как до тех, так и до других, но порой безуспешно. Не хватает четкого описания функциональных задач, которые необходимо информатизировать. Зачастую в итоге ИТ-компании выполняют те работы, которые им понятны, и не пытаются сильно погружаться в проблемы врачей. Пока все участники процесса не сядут за стол переговоров, не выработают правила коммуникаций, пока не появится понятная мотивационная схема для врачей, серьезных изменений ожидать не приходится. Но мы все работаем в данном направлении и рано или поздно надеемся получить положительный результат».

«Проблемы те же, что и прежде, — говорит Владимир Соловьев. — Отсутствие внятной и полной нормативной базы. Низкий уровень компьютерной грамотности пользователей. Постоянно меняющееся законодательство, за которым довольно сложно угнаться».