6 августа 2015 г.

Данные IDC по итогам второго квартала ожидаемы — российский рынок персональных компьютеров в натуральном выражении продолжает падение. Однако, если сравнить данные с результатами других кварталов, причем смотреть не только на проценты падения, то можно увидеть и некоторые потенциально положительные моменты. А также сделать практические выводы для ритейла.

Радоваться или печалиться?

За квартал было реализовано 1,3 млн. систем, что на 33,2% меньше, чем за тот же период прошлого года, когда было продано 2 млн. компьютеров. Заметим, что рынок пикировал и во втором квартале прошлого года — падение продаж тогда составило 19,2% по сравнению с результатами позапрошлого года, когда было реализовано 2,47 млн. единиц компьютеров.

Заметим, что падение менее выражено, чем в первом квартале 2015, когда был реализован всего миллион ПК, что оказалось на 43,6% меньше, по сравнению с первым кварталом 2014 (1,77 млн. систем). Первый квартал 2013, в котором было реализовано 2,31 млн единиц компьютеров, по сравнению с такими итогами был просто успешный — тогда падение составило «всего навсего» 23,6% по сравнению с результатами предыдущего года. В первом квартале 2012 в стране было продано 3,2 млн систем и рост по сравнению с результатами 2011 составил 33,4%...

С одной стороны, ничего радостного нет — падение продолжается и, казалось бы, конца ему не видно. Но если абстрагироваться от цифр прошлых лет, которые описывают совершенно иной рынок в принципиально иной экономической ситуации, то можно увидеть в динамике этого года и позитивные моменты. Например, ситуация в экономике страны лучше не стала, но если в первом квартале этого года был продан лишь миллион компьютеров, то во втором — уже 1,3 млн., то есть мы наблюдаем значительный рост продаж в натуральном выражении. Может быть, мы имеем дело с естественным ежегодным циклом (в прошлом году соответствующие цифры составили 1,77 и 2 млн. девайсов, то есть прирост тоже был, хоть и не настолько выраженный), а может, продажи уже достигли дна и начали подъем, сейчас сложно сказать.

Выводы для ритейла

Ритейлерам следует внимательно посмотреть на продажи компьютеров через свои торговые точки. Если у вас во втором квартале не было роста в натуральном выражении на треть по сравнению с результатами первого квартала, значит, конкуренты работают успешней. Нужно или учиться работать в условиях падающего рынка и нарастающей конкуренции, или сворачивать бизнес, пока это еще можно сделать без катастрофических потерь.

Разумеется, в продажах ПК лидируют ноутбуков, так как они по-прежнему занимают бОльшую часть рынка ПК: мобильных систем реализовано 950 тыс. шт., а стационарных 386 тыс. Ноутбуки «просели» сильно, но их падение ниже среднерыночного — всего лишь 28,5%. Однако, ноутбуки продают все, поэтому в этом сегменте конкуренция высочайшая.

Сегмент десктопов рухнул на 42,4%, но это вовсе не означает, что им можно пренебрегать. Тем более, что внутри сегмента есть сектора, которые чувствуют себя относительно неплохо, например, моноблоки. По заявлению IDC, моноблоки захватили 14,2% от общего объема продаж настольных систем, что при таком падении продаж восторга не вызывает, но наводит на определенные размышления.

Успех завтра — в нишах?

Ситуацию с моноблоками можно рассматривать как частный случай успеха нишевых товаров. Моноблоки все еще можно рассматривать как экзотику, но занимаемый ими процент в доле десктопов, как заявляет IDC, растет. Рост тут происходит несмотря на то, что среднестатистический моноблок будет дороже среднестатистического традиционного десктопа, как минимум, на цену встроенного монитора! Что еще экзотичного можно предложить рынку?

Экзотика в семействе ноутбуков понятна: это разнообразные трансформеры (см. например). Но можно ли найти для продвижения экзотические десктопы? Можно! И таких, на удивление, немало.

Прежде всего, это компьютеры в нестандартных корпусаx. В качестве примера приведем относительно недавно появившиеся, наконец, в продаже любопытные новинки в сегменте мощных геймерских компьютеров (например, ASUS GR6, в коллаже — слева), так и мультимедийных систем (например, Acer Revo, в коллаже — по центру). Но есть и другие решения, которые выглядят классическими, но при этом также являются нишевыми и потенциально могут оказаться особенно интересными для продвижения на падающем рынке.

Рабочая станция как пример нишевого решения

Крупные производители относительно редко выводят на российский рынок рабочие станции, потому Lenovo ThinkStation P900 особенно интересна (в коллаже — справа). Это один из мощнейших доступных в канале компьютеров для тяжелых инженерных и научных вычислений: моделирования, систем автоматического проектирования, визуализации данных и т. д. Он построен на платформе Intel и использует видеокарты Nvidia, но это не совсем геймерская машина — процессоры Xeon, видеокарты семейств NVS, Quadro или Tesla. Для размещения оперативной памяти доступно 16 (!) DIMM-слотов, а места в корпусе достаточно для размещения до 14 винчестеров.

Из любопытных технических решений тут реализован опциональный модуль Flex, который упрощает подключение накопителей, в том числе и с внешним доступом, а также актуальных портов. Разумеется, система получила мощнейшую систему вентиляции, объединяющую десять (!) кулеров, которая обеспечивает компьютеру высокую стабильность в работе и надежность. По заявлению вендоров, применение новых технологий позволяет охлаждению работать почти бесшумно. Также купившему Р900 доступна приоритетная техническая поддержка Lenovo.

Как видно, система мощнешая. Очевидно, что количество пользователей, которым нужна такая машина, невелико. Это энтузиасты, ученые, разработчики, дизайнеры, проектировщики, архитекторы и другие творческие высококвалифицированные специалисты, нуждающиеся в пиковой производительности, широте и гибкости конфигурации и вместе с тем имеющие деньги на приобретение такой системы от именитого вендора. Встретить их в среднестатистической розничной торговой точке крайне маловероятно, но возможны варианты. Их поиск как раз тот случай, когда игра стоит свеч: маржа от продажи Р900 будет сравнима с полученной от реализации десятка-полутора среднестатистических систем.

Ритейл может реализовать Р900 традиционным способом через салоны, расположенные в «наукограде», районе с высокой концентрацией студентов и специлистов серьезных специальностей, рядом с бизнес-центром, инкубатором или коворкинговой зоной. В таком случае размещение такой системы на витрине может оказаться хорошей идеей, достаточной для продаж.

Если же ваши торговые точки расположены в стороне от подобных мест, всегда можно попытаться продвинуть такие решения через интернет-магазин или через отдел, работающий на корпоративных покупателей. Для компаний из столиц такой подход может показаться странным, а в регионах он стал нормой уже давно.

Перенимать опыт регионов

Региональные компании, специализирующиеся на ритейле, почувствовали последствия кризисных явлений в экономике давно и куда как более остро, чем фирмы, занимающиеся розницей в столицах и городах-«миллионниках». Региональные компании давно сочетают традиционные подходы с развитием В2С-торговли через интернет-магазины в своем регионе, а также имеют отделы В2В-продаж, работающие с юридическими лицами. Столичному ритейлу следует перенимать опыт региональных коллег, и активно экспериментировать с новым форматами торговли, выводить на рынок новые товары и даже новые классы товаров, искать новых клиентов и т. д. Наступило время для экспериментов.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE