25 апреля 2017 г.

Тема устройств для 3D-печати перестает быть уделом немногих фриков и ультра-продвинутых дизайн-студий и инженерных лабораторий, устройства становятся массовыми. Лучший пример тому — внимание к устройствам этого класса со стороны CRN: американское издание уже печатает рейтинг «Десять лучших 3D-принтеров для канала», что указывает на превращение товаров этого типа в массовые товары, хотя, конечно, распространенность их пока не очень велика.

В сегменте 3D-принтеров происходит много интереснейших событий, важных как в технологическом плане, так и для сопредельных рынков. Например, весьма показательна дискуссия о новом уровне «цифрового пиратства» — теперь кинокомпании (которым принадлежат права на героев блокбастеров и мультфильмов, и которые значительные прибыли получают от продаж настольных фигурок этих персонажей) волнует появляющаяся у пользователей эти элементы печатать самостоятельно. Заметим, что сказанное в полной мере справедливо и для фигурок персонажей компьютерных игр, продажа которых является важной статьей дохода нишевых геймерских магазинов и салонов. Однако, для цифрового ритейла в целом данная проблематика не очень заметна, поэтому имеет скорее теоретический характер, а вот быстрый рост продаж настольных 3D-принтеров по сравнению с промышленными устройствами этого класса представляет несомненный практический интерес.

Напомним, что продажи персональных/настольных 3D-принтеров в мире за прошлый год продемонстрировали рост на 36% в натуральном выражении, по данным британской компании Context, о чем CRN писал ранее. На фоне общего сокращения продаж цифрового оборудования этот факт заслуживает самого пристального внимания ритейлеров, несмотря на то, что в этот показатель заметный вклад должен был внести «эффект низкой базы». Пока рынок 3D-принтеров находится в стадии формирования, причем это справедливо как для всего сегмента, так и для отдельных продуктовых линеек. Но вендоры уже почуяли восходящий тренд и стремятся его оседлать, поэтому активно работают над созданием простых в использовании и недорогих массовых моделей, способных обеспечить достойное качество печати. Судя по всему, в третьем квартале текущего года такие устройства уже появятся на полках магазинов.

Имеющиеся на рынке 3D-принтеры достаточно разнообразны, но пока в большинстве своем они не очень хорошо подходят для персонального использования, как отмечает Иван Булаев, генеральный директор и представительства компании BQ. Даже если устройство доступно по цене, то его обслуживание и контроль процесса печати — который может занимать несколько часов — по современным меркам не очень прост. Наличие технических моментов, связанных с обслуживанием устройства, вполне приемлемо для энтузиастов, но оказывается проблемно для обычного юзера. Бытовой принтер должен быть максимально удобен, приятен и прост в обращении, а также позволять реализовывать 3D-печать без дополнительных усилий, считает г-н Булаев. Такой принтер его компания для рынка подготовила и готовит к выпуску в канал уже в следующем квартале.

Испанская BQ предварительно анонсировала ориентированный на массовый рынок 3D-принтер Witbox Go!, который, предположительно, появится на рынке в третьем квартале по рекомендованной розничной цене 39990 руб. Конечно, это не дешево, но как видно, цена составляет около половины того, что сегодня просят за топовую модель смартфона, расходящуюся миллионными тиражами. Заметим, что для сегмента 3D-принтеров такой прайс является прекрасным показателем. Важно, что в этом девайсе вендор отказался от переноса концепции «мейкерства» на сами устройства — если предыдущие принтеры BQ пользователю приходилось собирать самостоятельно, затрачивая на этот процесс долгие часы, то Witbox Go! должен быть готов к работе «из коробки». Новинка после открытия коробки уже через пятнадцать минут, по заявлению представителей вендора, готова печатать. Устройство очень компактное — весит принтер менее пяти килограммов, что очень мало для устройств этого класса, его размеры принтера составляют 30×25×48 см, но область печати — 14×14×14 см.

«Из коробки» пользователь достает подчеркнуто простое устройство в минималистическом дизайне, которое даже не имеет собственного информационного дисплея, хотя сигнальный светодиод все же присутствует. Очевидно, что в продвижении Witbox Go! основной акцент будет сделан на доступности и простоте устройства. Подразумевается, что отправив на печать 3D-модель, пользователь может более не беспокоиться о процессе, при необходимости проконтролировав ход создания объекта с ПК или с мобильного устройства. Катушки с «расходкой» теперь чипированы, что позволяет принтеру автоматически определять тип установленного пластика и исходя из этого автоматически устанавливать параметры печати. Приятно, что калибровку принтер способен выполнять автоматически.

Для обеспечения простоты работы в принтере реализовано множество технических решений, как ранее опробованных на традиционных принтерах, так и нового типа. Как это обычно бывает, простоту использования владельцем обуславливают сложные цифровые решения, дополнительные датчики (есть датчики окончания нити, засорения сопла и т.д.) и материалы нового типа (например, про чипированные катушки мы только что упоминали). Принтер построен на платформе Android, то есть внутри девайса — полноценный компьютер. Следует отметить, что Witbox Go! совместим с другими открытыми программными платформами (о разнообразии доступных пользователю систем для работы с 3D-объектами CRN/RE писал вчера). Но создавать объекты самостоятельно в общем случае не обязательно — найти и выбрать объект для печати поможет хранилище MyMiniFactory, которое содержит десятки тысяч различных бесплатных 3D-моделей, доступ к которому интегрирован с Zetup.

По заявлению представителей BQ, новинка особенно хорошо подходит для домашнего использования также из-за низкого уровня шума при работе (вентиляторы охлаждения отсутствуют) и инновационного «предметного стола», который позволяет создавать фигуру без требований нанесения на подложку сильнопахнущих химикатов-адгезивов (к новой поверхности пластик не прилипает).

Что это значит для ритейла?

Необходимость готовиться к 3D-революции, от которой нас отделят менее сотни дней. За это время можно успеть подготовить консультантов, запланировать в торговых залах корнеры для размещения соответствующих устройств, достать дополнительные прилавки, заказать элементы оформления и т.д. Заметим, что вести продажи 3D-принтеров можно уже сейчас — например, предлагать ZMorph 2.0 SX, о котором CRN/RE писал ранее. Конечно, это устройство, о котором мы упоминали вчера, нельзя назвать ни простым, ни дешевым — цена в базовой комплектации составляет 170 тыс. руб, а в полной — 270 тыс. Однако, это не только 3D-принтер, который может вести печать разными материалами, но и станок с ЧПУ, в качестве рабочего инструмента в котором может быть фреза или лазер. Это устройство для продвинутых пользователей и энтузиастов новых технологий, но именно их ритейлерам нужно привлекать сегодня, чтобы завтра, став лидерами мнений в новой и остромодной теме 3D-печати, они привели за собой в известныt им торговые точки многих массовых пользователей, для которых идеальным будет BQ Witbox Go! и его конкуренты.

Конкуренты, заметим, у Witbox Go! есть. В качестве примера можно привести, Up Mini 2, который доступен по розничной цене 44900 руб., тоже компактен, печатает тихо и почти без запаха, благодаря наличию угольного фильтра. Однако этот принтер, как и другие конкуренты, не настолько технологичен, как Witbox Go!. Кроме того, вендоры того и других конкурентов не ведут на российском рынке маркетинговую политику, по активности сравнимую с проводимой BQ. Поэтому рынок с таким нетерпением ждет именно испанский принтер, и именно ему пророчат роль одного из «локомотивов» в наиболее интересном для ритейла сегменте настольных/персональных.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE