28 февраля 2019 г.

Направление IoT присутствует в разных сегментах и демонстрирует в них разную динамику, о чем CRN/RE не раз писал. В целом IoT аналитики называют направлением-«локомотивом», как в ИТ в целом, так и в дистрибуции. Причин тому несколько. Во-первых, IoT — одна из основ «цифровой трансформации», направления сложного и многогранного, но уже показавшего свою экономическую эффективность. Во-вторых, срабатывает эффект «низкой базы» и малого количества legacy-решений (М2М-системы создавали давно, но широкого распространения они не получили). В-третьих, у IoT есть широкие перспективы как в корпоративном сегменте, так и в ритейле. Частный пользователь пока только присматривается к «умным домам» — и как к единым системам, и как к набору отдельных подсистем, которые хороши даже без горизонтальных взаимосвязей — но одно направление уже «распробовали», оно стало настолько популярным, что уже представляет бесспорный интерес как для ритейла, так и для дистрибуции. Речь идет о «носимой электронике», про которую мы поговорим подробней.

Wearable electronics: бум и новинки

Рост локального рынка wearable electronics в натуральном выражении за прошлый год составил две сотни процентов, по данным объединенной компании «Связной/Евросеть». Объем национального рынка достиг 2,5 млн проданных устройств «носимой электроники» за прошлый год. Группа «М.Видео-Эльдорадо», подводившая итоги девяти месяцев прошлого года — с января по сентябрь — оценила объем рынка в 1,05 млн. устройств, но она считала только «браслеты» и «часы», причем без учета продаж последних месяцев года, когда, во-первых, продолжался рост, а во-вторых, рост был усугублен бумом распродаж, то есть результаты оценок обоих ритейлеров прекрасно коррелирует между собой. Рост продаж девайсов на российском рынке, по данным «М.Видео-Эльдорадо», в натуральном выражении составил 150% (о чем CRN/RE писал). Это прекрасный показатель! Аналитики считают, что высокие темпы роста сохранятся и в этом году (о чем также CRN/RE писал), что также является прекрасной новостью.

Откуда бум?

Наиболее простой ответ: похоже, что российские абоненты, наконец, «распробовали» возможности и преимущества wearable electronics. Функции фитнес-трекеров — определение типа активности, подсчет пройденного расстояния и сожженных калорий, а в ряде случаев и изменение пульса — интересны все большему количеству пользователей, ведь ЗОЖ в разных формах входит в моду. Активным абонентов, даже которые не являются сторонниками фитнеса, понравится возможность работы девайса в качестве информера, то есть поступление сигналов о входящих и прочих событиях на смартфоне, прямо на экран устройства, расположенного на запястье. Некоторые модели носимых устройств — правда, далеко не все — позволяют производить бесконтактную оплату, что тоже удобно и модно, а развитие таких платежей естественным образом тянет за собой и продажи соответствующих гаджетов. Наконец, носимая электроника сама попросту становится модной, так как по доступной цене абонент получает стильный аксессуар, подчеркивающий его, абонента, повышенную активность или в фитнесе/спорте, или в коммуникациях.

Но есть и еще один фактор, способствующий росту продаж носимых устройств: срок жизни смартфонов увеличился. Если раньше активные абоненты меняли «трубку» в среднем ежегодно — и на то были объективные причины: смартфоны развивались очень быстро! — то сейчас аппараты без проблем служат по два-три года, обеспечивая владельцу вполне современные возможности коммуникаций. За это время аппараты даже не очень сильно испытывают «моральное устаревание», прежде всего, потому, что «трубка» перестала быть показателем статуса. С одной стороны, для абонента это хорошо, так как позволяет сохранить деньги, с другой — создает новые проблемы, так как остался поведенческий паттерн, предусматривающий покупки новых гаджетов для себя и близких, но было не совсем понятно, как ему теперь следовать. Покупка устройства-компаньона из сегмента wearable electronics решает эту задачу.

«Носимое» — лучший подарок?

Ответ на вопрос подзаголовка — утвердительный. Как показывает статистика продаж на прошедший «Валентайн», smart-браслеты были в топе самых покупаемых девайсов как для мужской, так и, что важно, для женской аудитории.

Huawei Band 3 Pro (на фото — вверху слева) оказался самым популярным товаром среди покупателей-мужчин. Узкий «дамский» дизайн, металлический корпус самого устройства (многим нравится подчеркнутая надежность), водонепроницаемость, встроенный GPS, яркий экран, картинка на котором хорошо видна даже на ярком солнце — основные отличия этого устройства. Интересно, что мониторинг пульса и сна, по заявлению представителей компании, у этой модели улучшен по сравнению с предшественниками.

Xiaomi Amazfit Bip в списке женских покупок также попал в «топ» покупок, правда, оказавшись в нем на втором месте. Очевидно, что такие устройства приобретали в подарок сильной половине человечества: девайс крупный и, за счет квадратного корпуса «a-la Apple Watch», выглядит весьма брутально. Девайс также получил водонепроницаемый корпус, а «на борту» есть GPS-приемник. Из интересных особенностей: цветной дисплей, который при хорошем освещении работает в отраженном свете, не тратя энергию на подсветку, а включает последнюю только в условиях недостаточной освещенности.

Популярность носимой электроники в качестве подарков, на которую явно указывает описанная выше ситуация, важна для ритейла — компании должны учитывать это обстоятельство при продвижении гаджетов и при планировании сезонной маркетинговой активности, например, перед наступающим восьмым марта.

Чем гаджеты интересны «цифровому ритейлу»?

Ответ «по той же причине, что и девайсы любого быстрорастущего сегмента» будет правильным, но неполным. Следует помнить, что ритейл весьма неоднороден, и если wearable electronic являются просто одним из товаров с растущей популярностью для крупных федеральных сетей и операторских салонов, то для независимой розницы «носимая электроника» существенно более интересна.

Продажи смартфонов в российских условиях идут прекрасно: рост в натуральном выражении по итогам года составил 17,3%. Напомним, что за прошлый год было продано более 30 млн. смартфонов, по данным IDC, что является отличным показателем — аналитики напоминают, что превышены пиковые показатели 2016 года, который для локального рынка был лучшим. Отрадно, что существенно возросла средняя стоимость устройства: в долларовом выражении на 23% (со 150 до 184 долл), а в рублевом, учитывая изменения курса, почти на треть. Эти успехи особенно выразительны на фоне ситуации на глобальном рынке смартфонов, который за прошлый год уменьшился на 4,1%, причем падение идет все более быстрыми темпами — по данным IDC, за четвертый квартал оно заметно выше среднегодового и составило 4,9%.

Однако дорогие смартфоны все чаще покупают у крупных ритейлеров. Во-первых, мелким компаниям сложно позволить себе держать на складе такую продукцию, во-вторых, «крупняки» могут предложить более выгодные условия покупки, например, делая доступным trade-in или DaaS для смартфонов. Дополнительные проблемы создают «официальные магазины» брендов, которые часто проводят распродажи, а нередко продвигают топовые смартфоны с какими-нибудь опциями в подарок (обычно наушники или power bank), что привлекает внимание покупателей и является явным конкурентным преимуществом по сравнению предложениями, которые может сделать независимый ритейл.

Что делать независимому ритейлу? Продавать смартфоны среднего ценового диапазона и совсем бюджетные модели, а также фокусироваться на продвижении опций, рассматривая это понятие максимально широко. Защитные пленки, селфи-палки и чехлы стоят копейки, на них не сделаешь хорошего оборота, а вот на устройствах-«компаньонах», в качестве которых могут выступать планшеты, традиционные трубки и рассматриваемые нами модели «носимой электроники», могут стать источником и оборота, и прибыли. Например, упомянутые модели Huawei Band 3 Pro и Xiaomi Amazfit Bip, попавшие в топ продаж «Валентайна», в розницу стоит более 4 тыс. рублей, что превосходит цену многих популярных бюджетных смартфонов. Например, Honor 7a, который стал самым продаваемым на российском рынке смартфоном в четвертом квартале прошлого года, по данным GfK, стоит дешевле 7 тыс. рублей, а INOI 2 Lite, единственный российский смартфон и единственный представитель B-брендов в этом рейтинге — чуть дороже 3 тыс.

Новинки и перспективы

Продажи смартфонов на российском рынке вряд ли долго будут показывать чудеса, подобные прошлогоднему росту, который во многом был обусловлен отложенным спросом, накопившемся за предыдущие сезоны. В наступившем году рост если и будет, то вряд ли столь значительным, а в перспективе, возможно, сменится падением — ведь время жизни смартфонов увеличивается, как мы уже отмечали, а новым пользователям в массовом количестве появиться просто неоткуда.

В сегменте носимых устройств перспективы несколько более радужные. Описанные выше драйверы будут продолжать действовать, а до насыщения рынка еще очень далеко. Правда, новинки тут внушают некоторое опасение.

Honor Watch Magic (на фото — внизу справа) являются уменьшенной и облегченной версией Huawei Watch GT и доступны по цене от 12 тыс. руб. Из интересных возможностей отметим встроенный приемник спутниковых сигналов, поддерживающий все три распространенные системы (GPS, ГЛОНАСС и Galileo), корпус из нержавейки и пластика, наличие двух вариантов цветового решения (серебристое и черное). В тестировании отмечают увеличенную производительность, что хорошо отразилось на скорости, как скорости отклика на действия пользователя, так и воспроизведения динамичных изображений. Но каких-либо интересных новшеств у этой модели нет.

Samsung Galaxy Watch Active (на фото — вверху справа) показаны вместе с новыми топовыми смартфонами на презентации, традиционно проводимую за некоторое время до начала Mobile World Congress. Гаджет интересен кроме наличия привычного акселерометра также датчиков освещённости, гироскопа, барометра и пульса. В новую версию часов, которые по-прежнему построены на платформе Tizen, добавлена поддержка голосового помощника Bixby, корпус водозащитный, но по какой-то причине вендор отказался от поворотного безеля, который был фирменной «фишкой» смарт-часов Samsung. Из софтовых решений теоретически любопытны «стрессомер» Stress Tracker и анонсированный датчик артериального давления My BP Lab, но вот использовать последний следует очень осторожно. Рекомендованная розничная цена — 16 990 руб.

Xiaomi Mi Band 3 (на фото — внизу слева) появился еще в прошлом году, но это один из самых популярных в мире «умных браслетов». Интересен он поддержкой сменных ремешков — учитывая распространенность модели, их в большом количестве предлагают разные производители — и традиционной лаконичной функциональностью, но пульсомер присутствует. Цена на российском рынке заметно снизилась и сейчас эту модель можно купить по цене около 2 тыс. рублей.

Honor Band 4 Running, представленный в этом году, традиционный браслет как по внешнему виду, так и по функциональным возможностям. Экран монохромный, выполняет трекинг всех активностей, включая плавание (корпус водозащитный), возможности кастомизации ограничены только выбором расцветки, которая может быть в красных и черных цветах или в серых и зеленых. Это облегченная версия ранее присутствовавшей на рынке модели, основным отличием новинки является отсутствие датчика пульса и небольшая цена — около 1 500 рублей.

Samsung Galaxy Fit, представленные вместе с Galaxy Watch Active, ничем особенным не выделяются, получив традиционную функциональность и наличие версии «е», упрощенной и, как следствие, удешевленной. Замечу, что датчик пульса есть у обеих моделей, равно как и водозащита с «противоударной» сертификацией по MIL-STD810G. Старшая модель получила беспроводную зарядку, наличие гироскопа, почему-то отсутствующего в младшей, экран побольше, вычислительную часть получше да батарею почти вдвое больше емкости. Рекомендованные розничные цены в рублях 6 990 и 2 990 руб., соответственно.

Как видно, в этом году пока только один крупный вендор представил обновление модельного ряда в этом сегменте, уже добравшееся: им стал Huawei, показавший для российского рынка две новинки под брендом Honor одновременно с презентацией модели View 20, о которой CRN/RE писал. Mi Band 3 — новинка прошлого года, а Galaxy Watch Active и Galaxy Fit появятся не ранее весны. Но на рассмотренных примерах мы можем наблюдать три тенденции, малоприятные для ритейла: во-первых, новинки у крупных брендов появляются относительно редко, во-вторых, новинки не получили интересных возможностей, способных мотивировать к покупке нового устройства абонентов, уже использующих подобные решения, во-третьих, снижение цены (только за прошлый год средняя цена сократилась на 13% по данным, по данным «М.Видео-Эльдорадо»), что хотя и расширяет круг потенциальных покупателей, но росту оборота и маржи, по понятной причине, не способствует. Однако, пока потенциальный рынок сбыта настолько велик, что эти тенденции не могут существенно снизить положительную динамику в продажах носимых устройств, во всяком случае, на российском рынке.

Что дальше или не только «часы» и «браслеты»

Заметим, что номенклатура носимых устройств более разнообразна, чем «умные браслеты» и smart-часы. На российском рынке популярностью пользуются «локаторы» — устройства, позволяющие отслеживать местоположение объекта, к которому прикреплены. В качестве «объекта», как легко предположить, могут быть дети, пожилые люди и инвалиды (которые тоже часто теряются), домашние животные, транспортные средства и т.д. По данным аналитиков объединенной компании «Связной/Евросеть» таких устройств было продано почти полмиллиона (точнее, 474 тыс.). Также важно, что этот сегмент показал в прошлом году наивысшие темпы роста — 243%, что очень хорошо даже по сравнению с положительной динамикой, продемонстрированной «умными часами» (140%) и даже несколько превосходят показатели, достигнутые «умными браслетами» (240%). Такой взлет популярности можно объяснить крайне малой распространенностью «локаторов» в недавнем прошлом, то есть и рынок быстро развивается за счет большого количества пользователей-«неофитов», и статистика получается очень выразительной за счет «эффекта низкой базы».

Но «локаторы» — не единственные устройства, которые могут быть в «носимой электронике». Smart-очки на массовый рынок никто выводить не рискует, несмотря на все успехи нейросетей и развитие «компьютерного зрения» — провал Google Glass был слишком фееричен. Но существуют, например, «умные кроссовки», установленные в которые датчики способны не только с высокой точностью считать шаги, но и выдавать дополнительные данные по взаимодействию стопы с поверхностью, которые могут быть важны для занимающихся спортом, причем как для профессионалов, так и для продвинутых любителей.

Уже созданы «самозашнуровывающиеся» кроссовки Nike Adapt BB, которые тоже smart! Этот продукт поступил в продажу, в отличие от первых экспериментальных HyperAdapt 1.0, которые на массовый рынок так и не вышли. Это все равно нишевый продукт, прежде всего, ориентированный на профессиональных спортсменов, у которых в ходе игры из-за высокой нагрузки параметры стопы могут легко меняться на пол-размера. Чтобы обувь по-прежнему была удобной, такие smart-кроссовки могут «на лету» менять облегание стопы, чтобы компенсировать изменения.

Очень широкий спектр носимой электроники производит Xiaomi. В линейке устройств компании есть как выбор «умных браслетов» и smart-часов (причем не все присутствуют на российском рынке «в белую»), так и всякая экзотика. Например, «умный термос», который поддерживает связь со смартфоном по Bluetooth, причем приложение может выступать «напоминальником», сигнализируя о наступлении времени, когда надо выпить воды (для многих это актуально как по медицинским показателям, так и в плане ЗОЖ). Есть различные гаджеты для спорта и фитнеса, например, «умный футбольный мяч», «умные гантели» и т.д. Есть даже «умная беговая дорожка», но она по понятной причине не относится к wearable electronic, являясь IoT, о которых мы будем говорить позже.

Решения для бизнес-сектора в области «носимой электроники» создают и российские компании. В качестве примера приведем проект «умная каска», созданный корпорацией Softline. Smart-каска может быть оснащена различным набором датчиков и беспроводных интерфейсов, по желанию заказчика отслеживая различные параметры работника (от местонахождения до показаний жизнедеятельности) и интегрированная с ERP-системой компании, что позволяет автоматизировать многие действия, например, если работник простаивает, то к нему следует направить бригадира, а есть простаивает и проблемы с пульсом — то спасателей. Как рассказали представители Softline, такие решения оказались востребованными как на внутреннем рынке, так и у заграничных партнеров корпорации. На основе «умной каски» создают «умный жилет», который в ряде ситуаций может обеспечить лучшую фиксацию датчиков и возможность установки дополнительных элементов (подробнее об этом CRN/RE писал).

На корпоративном рынке могут быть востребованы и другие носимые устройства, от персональных средств видеофиксации до мобильных терминалов и кассовых аппаратов. Но это рынок весьма специфический, поэтому требует отдельного рассмотрения различных success story, которые имеют отношение уже не столько к носимым устройствам, сколько к задачам «цифровой трансформации».

Заканчивая разговор о современном состоянии сегмента wearable electronics, мы отметим его быстрый рост в российских условиях, хорошие возможности сохранения этой положительной динамики в ближайшем будущем и потенциальные интересные решения, построенные на интеграции носимых девайсов с решениями «интернета вещей», но это уже совсем другая история.

Источник: crn.ru