12 августа 2019 г.

О роботизации сегодня говорят ничуть не меньше, чем пять лет назад о блокчейне или десять — об облаках. Интуитивно ясно, что люди исполняют сегодня огромное множество задач, которые быстрее, точнее и дешевле сделал бы робот. Но вот в чём загвоздка: рассуждая таким образом, чаще всего имеют в виду некоего идеального робота, наилучшим образом подходящего для порученной ему работы. Увы (или ура?), до появления и наладки серийного выпуска подобных машин пройдёт ещё некоторое, наперёд не известное, время. За которое наиболее расторопные бизнес-структуры сумеют уверенно закрепиться на этом нарождающемся рынке.

Складской рабочий, кассир, шофёр, бухгалтер, продавец-консультант — вот лишь несколько профессий из огромного перечня тех, самому существованию которых как форме трудовой деятельности людей угрожают роботы. По оценке британской консалтинговой компании Oxford Economics, к 2030 г. внедрение роботов в одной только промышленности обернётся сокращением 20 млн рабочих мест по всему миру. По мере дальнейшего совершенствования технологий машинного зрения, а также синтеза и распознавания речи, для роботов будут находить всё новые области применения.

Пока темпы роботизации ограничены чрезмерной дороговизной существующих решений. Стоимость первичной разработки автономных самообучаемых систем настолько велика, что внедрять их в сколько-нибудь заметных масштабах способны сегодня лишь располагающие наиболее обширными ресурсами компании, такие как Amazon. Однако в гонку за лидерством на нарождающемся рынке сервисной роботизации включаются всё новые и новые разработчики. Слишком уж велик приз: как утверждают аналитики Oxford Economics, к 2030 г. экономическая выгода от интеграции роботов в глобальную экономику — за счёт роста производительности труда и сокращения непрофильных издержек, связанных с наймом и эксплуатацией живой рабочей силы — достигнет 5 трлн долл. США в глобальном масштабе.

На свою долю в этой огромной сумме претендует великое множество разработчиков, интеграторов, сервисных компаний. Им есть от чего отталкиваться: в промышленности (автомобильной, прежде всего) роботизации уже активно подвергаются наиболее простые задачи, связанные с точным исполнением ограниченного набора действий в неизменном окружении, — конвейерное производство, в первую очередь. Отсутствие людей в одном помещении с роботами позволяет не расходовать средства и время на разработку изощрённых систем безопасности, так что постройка с нуля изначально роботизированного конвейерного цеха может оказаться выгоднее (окупиться быстрее), чем постепенная замена умными механизмами людей на действующем производстве.

Сервисные роботы — дело совершенно иное. Им в любом случае приходится взаимодействовать с людьми непосредственно, а заодно оперативно реагировать на быстрые перемены в окружающей их обстановке. Простейшие интерактивные самодвижущиеся автоматы вроде «Маруси» или «Промобота» создают иллюзию, будто сервисный робот — это просто: колёсное шасси, более или менее антропоморфный корпус, системы распознавания лиц и голоса (лучше облачные, они точнее), синтезатор речи — вот и всё! Оказывается, впрочем, что сервисные атоматы при всей их привлекательности в перспективе требуют значительно больших усилий разработчиков и вложений инвесторов.

Так, в начале этого года широко рекламировавший себя с 2015 г. японский Henn-na Hotel («Странный отель») вынужден был убрать с рабочих мест почти половину из своих 243 роботов и заменить их живыми людьми. Такие вроде бы тривиальные задачи, как снятие копии с паспорта вселяющегося постояльца, подъём багажа (в лифте либо по лестнице) на верхние этажи, даже пересечение внутреннего дворика в снег или дождь оказались современным сервисным роботам не по силам. Вывод из эксплуатации десятков недешёвых механизмов, срочный наём персонала, репутационные потери — очевидно, непродуманная идея дорого обошлась владельцу этого бизнеса.

Главным же разочарованием «Странного отеля» стал выполненный в виде динозавра в ливрее робот-портье, толком не способный ответить на подавляющее большинство банальных вопросов постояльцев вроде «Когда вылетает ближайший рейс в Осаку?» или «Есть ли тут поблизости парк развлечений?». Облачные голосовые помощники, заметим, умеют давать ответ на подобные вопросы уже далеко не первый год. Очевидно, что задумавший «отель без живой обслуги» бизнесмен не сумел — даже в Японии! — отыскать толкового интегратора, который сразу ознакомил бы его с текущим положением дел на рынке сервисной роботизации и предложил бы гораздо менее затратный вариант организации совместной работы людей и роботов на предприятии HoReCa.

Более свежий пример неудачной сервисной роботизации — Марти, самоходная серая колонна высотой в 160 см и стоимостью в 35 тыс. долл., две сотни экземпляров которой с недавних пор патрулируют проходы между рядами полок в двух сотнях магазинов крупного американского ритейлера Stop & Shop в Коннектикуте, Массачусетсе, Род-Айленде и Нью-Джерси. Увенчанная молотообразной «головой» с громадными фальшивыми глазами колонна производит на покупателей неизгладимое впечатление. Особенно занятно, что Марти — вовсе не робот-консультант. Он именно патрулирует проходы, следя за порядком — своевременно обнаруживая выпавший с полок товар, лужи от случайно разбитых бутылок, а также, как сказано в его описании, «иные потенциальные опасности для посетителей».

Манипуляторов и интеллекта, чтобы самостоятельно ликвидировать «опасность», у Марти нет. Он просто останавливается рядом с обнаруженным беспорядком, включает тревожный световой индикатор и принимается повторять «Внимание. Обнаружена опасность» на английском и испанском — пока на место не явится живой сотрудник со шваброй. Очевидно, десяток-другой потолочных камер плюс несложная система анализа картинок с них с элементами машинного обучения обошлась бы торговой сети дешевле и работала бы эффективнее. Более того, посетители Stop & Shop успели с момента запуска Марти в эксплуатацию в июле подпортить репутацию магазина в соцсетях — делясь неприятными впечатлениями от неожиданных встреч с этим роботом в укромных закоулках торгового зала.

Роботизация сервисной отрасли, безусловно, однажды станет-таки отвечать ожиданиям потребителей, сформированным многочисленными фантастическими романами и фильмами, что описывают живое и непринуждённое взаимодействие роботов как с человеком, так и с окружающей средой. Но до этого пока всё-таки далеко; заметно дальше, чем до почти тотальной автоматизации промышленных производств. А значит, разумные инвестиции в сервисную роботизацию сегодня — поиск действительно перспективных разработок и доведение их до ума с последующим внедрением — открывает перед глядящими далеко в будущее интеграторами чрезвычайно заманчивые перспективы.

Источник: Максим Белоус, crn.ru