20 марта 2020 г.

Сиюминутные последствия вспышки COVID-19 для ИТ-отрасли неоднозначны. С одной стороны, неизбежны перебои с поставками оборудования; сокращаются доходы населения, рушатся планы продаж и целевые показатели роста, — ритейлу это невыгодно. С другой, повальный переход «белых воротничков» на работу из дома воодушевляет телеком-провайдеров и поставщиков облачных услуг, интеграторов решений для дистанционной работы и видеоконференцсвязи.

Уже понятно, что после взятия ситуации с коронавирусом под контроль восприятие работы и рабочего места не останется прежним ни у наёмного персонала, ни у работодателей. Возможность хотя бы день-два в неделю трудиться на удалёнке по ценности наверняка окажется сопоставимой с зарплатами выше средних по отрасли и полным соцпакетом. Владельцам бизнеса это даст возможность сократить арендуемые площади, сохраняя число сотрудников прежним, — за счёт «горячих столов», например.

Самим же сотрудникам частичная дистанционная занятость позволит экономить время на дороге и трудиться попеременно то в более комфортных домашних условиях, то в более дисциплинирующем офисном окружении, соответственно распределяя поставленные перед ними задачи (творческие — для раздумий в рабочее время дома; требующие повышенной концентрации и частых живых консультаций с коллегами — на работе). Звучит всё это прекрасно, но есть важное «но»: без умения правильно организовать офисный труд в домашних условиях и работникам, и работодателям предстоит испытать немало болезненных разочарований.

Эксперты в области карьерной практики уже сегодня, когда в Москве лишь немногие компании успели поработать в режиме распределённого офиса считанные дни, отмечают взлёт фрустраций и едва ли не паники среди... самих же наёмных работников. Оставленные один на один с прежними, если не большими, объёмами задач, вынужденные решать их в стеснённых условиях малогабаритных квартир, обременённые необходимостью присматривать за детьми (которым вежливо, но настойчиво рекомендуют не посещать в ближайшие недели школы и детсады), многие «белые воротнички» пасуют и теряются. А ведь сюда следует прибавить ещё и отсутствие как недрёманного ока непосредственного начальника, что с непривычки здорово демотивирует, так и готового явиться по первому звонку ИТ-специалиста. Последнее обстоятельство некоторых конторских работников повергает в тягостное оцепенение: ну как эта вот кнопочка перестанет вдруг нажиматься, а та стрелочка откажется бегать? К кому тогда обращаться за помощью?

События последних месяцев заставили ИТ-отрасль взглянуть на концепцию распределённого офиса по-новому, Выясняется, что это не столько комплекс технических решений — облачных приложений, IaaS, DaaS, ультрамобильных ПК в лизинге с обслуживанием по контракту, — сколько продуманная организация самого подхода к совместной трудовой деятельности нескольких десятков человек (если говорить о небольшой компании, филиале или департаменте), находящихся в разных локациях и под влиянием различных внешних факторов. Очевидно, здесь не обойтись без помощи профессионалов, специализирующихся как раз на структурном консалтинге в области распределённой занятости.

Что же советуют специалисты по удалённой работе в первую очередь?

  • Инвестировать в создание высокопроизводительных рабочих мест дистанционно занятых сотрудников. Ноутбук удобнее всего, поскольку с ним несложно при необходимости выбраться в офис или на личную встречу, хотя и неттоп с крупным мониторов, и современный моноблок подойдут тоже. Современное умное МФУ вполне может стоять в офисе и принимать задания на печать через облачные сервисы; другой вариант — снабдить каждого сотрудника недорогим в эксплуатации и экономичным струйным устройством с СНПЧ. Для сеансов видеоконференцсвязи потребуется добротная гарнитура с шумоподавлением. Главное — чтобы качество всей этой техники было выше среднего, чтобы её по возможности приняла на обслуживание (а то и вовсе выдала в лизинг) специализированная аутсорсинговая компания. Иначе в случае выхода цифрового рабочего места из строя сотруднику неоткуда будет взять подменный компьютер.
  • Ориентируясь на долгую и тем более постоянную дистанционную занятость, следует раскошелиться на рабочий телефон с отдельной SIM-картой и подразумевающим долгие разговоры (при минимуме трафика данных) тарифным планом. Персональный аппарат во время работы дома, как и в приличном офисе, надо переводить в режим вибрации и брать в руки как можно реже.
  • Руководителям следует изжить в себе мелочное предубеждение относительно подчинённых: «с глаз пропал — работа встала». Поверьте, предоставленный сам себе сотрудник фрустрирован не меньше вашего: вне офиса человек ощущает себя психологически менее защищённым от угрозы увольнения из-за не выполненного в срок задания. Здесь следует отыскивать тонкий баланс между непрерывным контролем (при котором сотрудник больше времени тратит на отчёты об очередном этапе работы, чем на саму работу) и полным пусканием дела на самотёк. Первые месяц-два производительность переведённого на удалёнку работника чаще всего окажется ниже офисной, однако затем большинство приноровится — и начнёт трудиться заметно эффективнее.
  • Вопросы информационной безопасности требуют тщательной проработки ещё до принятия окончательного решения о превращении привычного офиса компании в распределённый. Где и как будут храниться корпоративные документы, каким образом осуществлять контроль доступа к ним дистанционно работающих сотрудников, какой облачный сервис или коммерческий ЦОД выбрать для размещения виртуальных либо физических серверов, как грамотно составить договор с учётом компенсаций за возможные утечки данных, на какую программную платформу для совместной работы сделать долгосрочную ставку? Чем крупнее масштабы бизнеса, тем важнее отыскать ответы на эти вопросы наиболее полно и своевременно.
  • Работникам, претендующим на дистанционную занятость хотя бы один-два дня в неделю, следует всерьёз заняться организацией подходящего для длительной работы уголка. Это тем более существенный момент, чем чаще возникает необходимость полноценно трудиться вне офиса. Удобный стол с регулируемой по высоте столешницей и эргономичный стул, хотя бы частичная изоляция в рабочие часы от домашних забот и домочадцев, в идеале отдельный кабинет — хотя в российских крупных городах для рядового «белого воротничка» это, увы, несбыточная мечта. Быть может, в среднесрочной перспективе матёрые удалёнщики-дауншифтеры массово потянутся из городов-миллионников в глубинку, приобретая там просторные квартиры и целые дома с целью превратить их в персональные офисы и продолжить заниматься уже привычной дистанционной работой в максимально комфортных условиях, но пока приходится иметь дело с тем, что есть.
  • Пандемия пандемией, а работа — по расписанию. Воспитывать самодисциплину поможет соблюдение, хотя бы приблизительное, рабочих часов. Те же самые «с 9 до 5», но в пределах собственной квартиры. Очень помогают в этом смартфонные приложения для отслеживания активности в течение дня: многие новоявленные их пользователи искренне удивляются, сколько же, оказывается, времени они в привычном офисном ритме тратили совершенно впустую. Эксперты практически в один голос утверждают, что продуктивность хорошо налаженного труда из дома (при наличии подходяще оборудованного рабочего места, конечно же) в полтора-два раза выше средней офисной. Задача лишь в том, чтобы побудить себя заниматься в рабочие часы именно рабочими задачами. И, конечно же, всеми силами избегать работы в выходные: в отсутствие перемены ритма «дом-офис» это имеет особенно важное психологическое значение.
  • Из дома надо выходить. В условиях рекомендованной самоизоляции, пока продолжается пандемия, это может быть сложновато, но и сегодня для посещения (с соблюдением приличествующей социальной дистанции) открыты парки, бульвары, ботанические сады. Когда дом и офис сливаются воедино, трудно расслабляться и восстанавливать душевные силы простым переводом взгляда с монитора рабочего ПК на экран стоящего в той же самой комнате телевизора. Гораздо полезнее ежедневные послеобеденные и/или вечерние краткие прогулки. По мере ослабления карантинных мер следует задуматься о планировании как минимум обедов вне дома хотя бы пару раз за неделю, — изысканная еда и атмосфера уютного кафе тоже здорово помогут развеяться.
  • Дистанционный сотрудник не может позволить себе быть ни стеснительным, ни заносчивым: любые вопросы по работе, какими бы глупыми или тривиальными они ни казались, необходимо сразу же, не откладывая, задавать компетентным коллегам или руководителям. Малейшее сомнение, недопонимание, плохо расслышанное слово — тут же прояснять. В отсутствие живого постоянного контакта каждая запущенная заминка, каждое не разрешённое своевременно сомнение способны привести к огромным расходам времени и сил впустую. Причём не только собственных, но и трудящихся точно так же, дистанционно, коллег по ту сторону своего монитора.
  • «Если вы не можете сидеть на рабочем месте в трусах и тапочках, значит, в какой-то момент ваша карьера повернула не туда». Эта старая фрилансерская шуточка ни в коей мере не должна становиться руководством к действию для дистанционно занятых наёмных работников. Фрилансер. в конце концов, сам выбрал свою стезю: если он предпочитает трудиться расслабленно и неэффекитвно, причём итоговый результат его (и его клиентов) устраивает, — кому от этого хуже? Сотруднику же распределённого офиса не следует забывать, что более или менее строгий дресс-код вводится не для того, чтобы потешить самолюбие высокого начальства единообразием внешнего вида подчинённых, а ради укрепления коллективной дисциплины и собранности. Усаживаться дома перед ноутбуком каждое утро в брючном костюме и при галстуке, наверное, всё-таки чересчур, но браться за офисную работу (не покидая квартиры!) в опрятной «выходной» одежде — значит проводить дополнительную психологическую границу между частным и публичным пространствами. Что с точки зрения мобилизации внутренних ресурсов на продуктивную трудовую деятельность крайне существенно.

Коронавирус рано или поздно уйдёт — точнее, перейдёт в разряд менее тяжёлых и контагиозных заболеваний, как страшная в своё время «испанка», — а привычка к дистанционной работе останется. Сотрудники приноровятся пользоваться видеочатами и облачными платформами для совместной работы, владельцы бизнесов оценят сокращение расходов на аренду помещений. Однако ещё не год и не два для подлинно эффективного перехода к дистанционной занятости огромному количеству предприятий будет требоваться поддержка сведущих специалистов. Что открывает перед интеграторскими и ИТ-консалтинговыми компаниями блестящие перспективы — особенно с учётом того, что типовых решений в сфере СМБ, по большому счёту, не бывает. У каждого бизнеса своё лицо, и каждому требуется хорошо продуманный, индивидуальный подход к организации действенного, высокопродуктивного, работающего как часы распределённого офиса.

Источник: Максим Белоус, crn.ru