18 марта 2021 г.

Изменения в канале «облака» произведут значительные, но ни о какой гибели традиционного «channel» речь, конечно, не идет, хотя в результате рельеф всего ИТ-рынка изменится сильно. Заметим, что глобальный переход «с владения на аренду» имеет много аспектов, и «облака» только один из них, но мы фокусируемся именно на них, что несколько упростит рассмотрение ситуации, которая довольно сложна в своем многообразии.

ИТ-сегмент проходит свою «цифровую трансформацию»

Мы наблюдаем именно «цифровую трансформацию» в масштабах индустрии. «Цифровая трансформация предполагает изменение в трех плоскостях — технологии, процессы и люди, — говорит Леонид Аникин, директор по развитию „Mail.ru Цифровые технологии“. — На основе этих изменений формируются новые бизнес-модели».

Рынок не первый раз проходит масштабные системные изменения, когда меняется ИТ-рельеф, соответственно, в требованиях к игрокам рынка на первый план выходят новые умения и компетенции. Некогда стали востребованы компетенции компаний в логистике и интеграции, которые стали нужнее, чем умение работать отверткой и присоединять шлейфы к FDD и HDD. Сейчас востребованы компетенции, позволяющие строить и перестраивать современные системы — как для корпораций и SMB, так для городов и отдельных пользователей — комбинируя «хард» и «облака», «софт» и сервисы.

Функция поставки оборудования у всех игроков ИТ-рынка становится менее важной, а ключевое значение приобретают компетенции. Задачи стали сложнее и масштабней, количество «кубиков», комбинируя которые можно создавать решения, — больше и многообразней. Причем компетенции нужны как в сфере digital (традиционной, модерновой, гибридной и т. д.), так и за ее пределами — в финансах, логистике, ИБ и пр.

Вендоры ловят тренды трансформации

«Цифровая трансформация» — это не просто единичное внедрение какого-либо цифрового инструмента, а комплексная бизнес-инициатива, говорит Владислав Шершульский, руководитель направления перспективных технологий Microsoft в России: «Инициатива сознанная, кросс-функциональная, поддерживаемая на всех уровнях: топ-менеджментом, акционерами и каждым сотрудником».

Результатами трансформации являются как возникновение новых направлений, так и существенные изменения в ранее известных. Говоря о «цифровой трансформации», мы говорим не об изменении самих технологий, а об их доступности и скорости внедрения, отмечает г-н Аникин.

Сказанное присутствует повсеместно, но особенно хорошо заметно в ряде специализированных ниш. «Еще недавно IDM был актуален для крупных заказчиков, остальные обходились и без системы централизованного управления доступом к корпоративным ресурсам предприятия, но все изменилось, — говорит Андрей Конусов, генеральный директор компании „Аванпост“. — Сейчас миллионы сотрудников предприятий сегмента SMB работают удаленно, используя „облака“, и им тоже стал остро нужен IDM!» Ситуация позволяет вендору существенно расширить клиентскую базу, но, чтобы сделать это, компании надо переработать свои предложения, обеспечив их доступность для SMB как по ценам, так и по простоте доступа, в частности, развернув «облачное» решение. Как видно, «облако» выступает причиной изменений, но оно же является и технологической платформой для формирования ответа на новые вызовы рынка.

Вендоры программных продуктов, ориентированных на сервис- и «облачных» провайдеров, также активно меняют политики, например, предоставляя свои решения по модели SaaS, но оплату уже формируя по модели «pay as you go, pay as you grow». Это выгодно всем провайдерам, а особенно — начинающим, которые могут начинать бизнес без инвестиций в базовый софт. За этими программами клиентам-провайдерам надо обращаться не напрямую к глобальным вендорам, а к локальным дистрибьюторам «облачных» продуктов. Дистрибm.торы, как показывает практика, обладают экспертизой и опытом работы в регионе, а поэтому способны сглаживать острые моменты, решать ежедневные и сложные вопросы, помогать обеспечивать бесперебойный процессинг и т. д.

Классический канал жив и будет жить

Cloud-ресурсы надо «приземлять» на физических серверах, сказанное справедливо для виртуализированных решений и для программно-определяемых систем, которые тоже для своей работы требуют физической инфраструктуры, существующей «весомо, грубо, зримо» и требующей апгрейдов. На стороне провайдеров нужно оборудование, причем в больших объемах.

На стороне заказчика остается большое количество оборудования — компьютеры, мониторы и всякая периферия, элементы для построения «телекома» тоже требуются в больших количествах. Для "умных домов"/"умных офисов«, производств «индустрии 4.0», «умных городов» и других площадок нужно много специализированного «железа». Через традиционный канал успешно поставляют товары не только компьютерные, но и вполне аналоговые — столы, кресла и т. д. — причем как для офисных тружеников, так и, например, для геймеров.

Как видно, поле для деятельности в формате классического «box moving» остается, объемы поставок и номенклатура — только возрастают. Некоторым образом меняется профиль потребителей, например, тяжелую технику все больше покупают провайдеры публичных «облаков», но приобретают ее и корпоративные клиенты, во многом выступая тоже как провайдеры «облаков», только приватных.

Если раньше видеокарты приобретали частные пользователи и сборщики, то сейчас крупным потребителем стали разнообразные провайдеры — от предлагающих «облачный» гейминг до продвигающих DSaaS или AIaaS.

Data Science as a Service (DSaaS) — предоставление готового к работе профильного стека, готового для высокопроизводительных вычислений, в том числе, и с AI-инструментами, которым актуальны графические ускорители. Еще недавно такого сервиса не существовало, а сейчас он востребован исследователями, инженерами и бизнес-аналитиками, причем потребности стремительно растут. По динамике затраты на аналитику бьют все рекорды: только анализ данных промышленного интернета вещей (IIoT) потребует 20 млрд долл. в 2026 году, по данным ABI Research, а в 2020 году соответствующие расходы составили 4,92 млрд долл. Конечно, не все эти деньги уйдут в упомянутый нами сервис, но значительная часть окажется именно там. А ведь есть еще множество других направлений, где есть Big Data, которые тоже быстро растут и где, соответственно, будет востребован DSaaS.

По сути, весь огромный сегмент сервис- и «облачных» провайдеров можно рассматривать как специфических реселлеров, которые покупают оборудование и софт, а продают услуги и сервисы. Схема «покупаем не то, что продаем» известна давно, вполне легальна и много раз доказывала свою экономическую эффективность.

Что «облака» оставляют на стороне интегратора и заказчика

Арендная модель потребления и «облака» радикально меняют рельеф ИТ-рынка, при этом интеграторы и ИТ-отделы на стороне заказчика остаются «в игре», но их роли сильно меняются, а значение только возрастает. Востребованной остается экспертиза и решение задач.

Например, иногда мало предоставить заказчику сервисы в «облаках», поставщики обеспечивают и каналы связи, что бывает важно в отдаленных регионов, пока еще лишенных развитой коммуникационной структуры. Далеко не всегда каналы приходится прокладывать — хотя бывает и такое — чаще достаточно договориться с местными операторами и применить экспертизу к имеющимся ресурсам.

ИТ-отделы корпораций берут на себя планирование стратегий развития инфраструктуры, постановку задач, работу с оборудованием, работающим в периметре компании, которого все еще много и полностью передать на HaaS/DaaS не удастся никогда. В идеале сотрудники ИТ-отделов выступают в качестве визионеров, действуя в контакте с финансистами, экономистами, риск-менеджерами, а иногда и юристами.

«Облака» нащупывают каналы

Принцип работы через реселлеров будет сохранен и развит в сегментах, связанных с «облаками». Вендорам, поставляющим «облачные» сервисы (например, по модели SaaS) или продукты для создания «облаков», будет весьма проблематично работать с огромным количеством региональных партнеров, учитывая особенности развития, инфраструктуры и законодательства каждого региона. В результате мы приходим к тому, что «облачным» и cloud-ориентированным продуктам тоже нужны дистрибьюторы! В виде структур, обладающих опытом и экспертизой, которые способны сглаживать острые моменты, решать текущие вопросы и т. д.

Интересно наблюдать, как гиперскейлеры открывают для себя формы партнерских программ, давно известные и привычные каналу. Например, в этом году МТС сообщила о развитии партнерской программы MTS Cloud, в рамках которого партнеры могут по реселлерской схеме предлагать облачные решения из портфеля провайдера, действуя от своего имени. Гиперскейлер предоставляет партнерам бессрочные скидки на «облачные» сервисы от 20%, обещая при достижении месячного оборота от 200 тыс. руб уже специальные условия и повышенный процент скидки. Также обещаны продуктовая, маркетинговая и техническая поддержка, бесплатное обучение сотрудников и помощь экспертов MTS Cloud в прохождении сертификационных испытаний от ведущих технологических вендоров. Провайдер бесплатно предоставляет партнерам облачную инфраструктуру сроком до месяца для тестирования собственных сервисов и запуска пилотных проектов клиентами.

Что дальше?

Принцип cloud-first, конечно, крайне актуален, но далеко не все сервисы имеет смысл располагать в «облаках». Есть и варианты с гибридными форматами, которые пользуются возрастающей популярностью и которые активно поддерживают даже вендоры, в том числе, специализированные.

Например, на неделе компания «Светец» выпустила локальный резервный сервер (LRS) обновление для создания гибридных решений, обеспечивающих повышенную устойчивость своей сервисной платформы, предназначенной для сквозного процесса цифровых коммуникационных услуг на базе фиксированных, сотовых и IP-сетей. Платформа работает в «облаке», но, если падает канал, связывающий виртуальную АТС и клиента, непрерывность оказания облачных обеспечит LRS, заранее развернутый локально, на оборудовании заказчика. «Локальное резервирование становится все более востребованной и перспективной практикой, — отмечает Никита Журба, генеральный директор компании «Светец». Заметим, что к вопросам обеспечения надежности повысилось внимание после страсбургского инцидента.

В дальнейшем популяризация «облаков», бесспорно, будет восходящей. Как отмечает г-н Шершульский со ссылкой на данные IDC, в 2019 году «облачный рынок» в России вырос на 27%, а по предварительным оценкам в 2020 году прирост рынка составил более 30%, то есть развитие идет с ускорением. Ряд экспертов считают, что рынок «облачных» услуг будет расти крайне быстрыми темпами до 2028 года, отметил Федор Прохоров, CTO SberCloud, в своем выступлении на Moscow Partner Conference-2021, проведенной Huawei. В результате весь рынок ИТ необратимо изменится, но не уйдет в «облака» весь, а станет гибридным. Важно, что гибридным становится и канал, по данным исследования IPED.

Важно, что «облака» являются основой «цифровой трансформации» индустрии, образования, госуправления и других секторов.

«Основой „цифровой трансформации“ являются „облачные“ платформы, предоставляющие возможность масштабировать бизнес-процессы без значительных капитальных затрат, сокращать время вывода новых предложений на рынок, использовать современные инструменты разработки и обеспечения кибербезопасности, что особенно актуально для географически распределенных бизнес-сетей», — подчеркивает г-н Шершульский.

Но про определение «цифровой трансформации» и ее развитие в современных условиях мы говорим в отдельной статье.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE