9 июля 2021 г.

Новая нормальность рынка труда уверенно вступает в свои права в США, где на данный момент получили хотя бы одну дозу вакцины уже 56% населения, а полностью вакцинированы 48%. Экономика выходит из вынужденной стагнации и начинает набирать обороты — точнее, стремится их набрать, однако американские работодатели повсеместно сталкиваются с невиданной прежде в подобных масштабах проблемой, тормозящей их усилия по выходу на докризисные нормативы прибыли: речь о росте требований со стороны наёмных работников. Вполне вероятно, что в относительно скором времени с похожим вызовом столкнётся и российский бизнес, — в том числе ИТ-рынок.

Где бы ни работать, лишь бы не там, где прежде

Департамент труда и занятости США сообщает, что в одном только апреле 2021 г. в стране уволились с работы около 4 млн человек, причём произошло это на фоне зияющего провала в 9,3 млн незакрытых вакансий в самых разных отраслях экономики. Огромный выбор возможностей в условиях повышенного спроса на персонал ставит наёмных сотрудников в выигрышное положение — причём чем выше квалификация и ярче послужной список, тем придирчивей кандидат присматривает себе нового работодателя.

По данным опроса, который организовал в США один из крупнейших рекрутинговых сервисов Monster.com, 95% имевших в июне работу американцев подумывают о смене места деятельности. При этом 92% готовы даже кардинально поменять область занятости, если в новой для себя индустрии увидят более светлые перспективы, — даже понимая, что начинать им там придётся практически с нуля.

Под «светлыми перспективами» в основном понимают, что вполне ожидаемо, увеличение зарплаты и карьерный рост. Однако всё больше соискателей на первое место в списке личных приоритетов ставят вовсе не конкретную сумму прописью по итогам месяца, а возможность трудиться удалённо — всё время либо хотя бы два-три рабочих дня в неделю.

Эксперты рынка труда объясняют столь ощутимый сдвиг мировосприятия наёмных работников пережитым локдауном и вызванной им переоценкой ценностей. В условиях предкризисной перегретой экономики, подсадившей американский (и не только американский) средний класс на иглу кредитного потребления, потеря работы — да что там, просто снижение ожидаемого месячного дохода из-за пропущенных по болезни дней — воспринималось как катастрофа.

Теперь же, пережив коронакризис и вынужденную самоизоляцию, люди осознали, что могут с относительным комфортом существовать и при сниженной планке регулярных трат. Тогда как время, бесценное время, что утекало прежде в автомобильных пробках и бессмысленных совещаниях десятками часов каждую неделю, ни за какие деньги обратно не выкупить. Проведённое в марте-апреле исследование FlexJobs показало, что 84% американцев назвали в числе важнейших достоинств удалёнки именно отсутствие необходимости регулярно ездить на работу и обратно, а 75% — сопряжённую с этим экономию (на бензине, специальной офисной одежде, питании вне дома и т. п.).

Люди сегодня хотят заниматься действительно нужным кому-то (читай — оплачиваемым работодателем по факту совершённой работы, а не по часам в табеле) делом строго установленное трудовым законодательством число часов в неделю, получая за то наиболее достойную из предлагаемых рынком плату. А всё доступное время сверх этого намерены расходовать исключительно на себя и своих близких.

Важное уточнение: позиции соискателей на нынешнем рынке труда вовсе не ослабевают ввиду широкого внедрения цифровизации и автоматизации. Число доступных рабочих мест не сокращается, — напротив, растёт, причём с кардинальной сменой качественного их состава: приходится исполнять меньше рутинных операций, только и всего. По оценке Harvard Kennedy School, если в 1960 г. лишь от ничтожной части (6%) наёмных работников в США требовалось регулярно принимать на своих позициях ответственные решения, то уже к 2018-му эта доля выросла до 34%, — и сегодня она наверняка ещё выше. А это значит, что не считаться с запросами и требованиями сотрудников, каждый из которых занимает всё более значимое место в структуре предприятия, работодатели могут позволить себе в гораздо меньшей степени.

Между тем американский бизнес самого разного масштаба в целом психологически не готов выпускать сотрудников из офисных кьюбиклов, — по крайней мере, в массовом порядке. Проведённое недавно исследование LaSalle Network свидетельствует, что из 320 опрошенных глав компаний и старших управляющих по финансам и персоналу 70% ожидают полного возврата наёмных работников в офисы осенью текущего года — а по возможности и раньше.

Так, Google рассчитывает вернуться к строго докоронакризисному режиму работы к 1 сентября, как и Apple, а Bloomberg предписывает сотрудникам занимать привычные столы в офисных помещениях сразу же после вакцинации. В то же время Facebook и Twitter, к примеру, склонны разрешать своему персоналу работать удалённо хоть до пенсии, — главное, чтобы с отсутствием каждого конкретного человека в офисе был согласен его непосредственный руководитель.

Устали? Добро пожаловать в офис!

И дело здесь не в одном только, как может показаться, неумении косных менеджеров эффективно руководить распределёнными командами. Сотрудники на удалёнке объективно сталкиваются с целым рядом трудностей, преодолевать которые прежний офисный опыт их не подготовил, — и работодатели это видят. Опубликованное в феврале исследование университета Стэнфорда говорит о распространении среди дистанционных работников «усталости от Zoom» (Zoom fatigue), — серьёзного снижения работоспособности и роста утомляемости, которых в доковидные времена учёные и медики в сравнимых объёмах не фиксировали. Ещё бы: никто да весны 2020-го не проводил столь масштабных и долгосрочных экспериментов по переключению с живого общения на цифровую видеосвязь.

Причин у нового вида усталости сразу несколько, и все они имеют отношение к психологии коммуникаций. Первая довольно очевидна: в ходе Zoom-конференции все участники бóльшую часть времени смотрят прямо в экран — соответственно, в камеру, — в результате чего каждый непрерывно оказывается под пристальным взором нескольких, а то и нескольких десятков, пар неотрывно сверлящих его глаз. И это провоцирует рост подсознательного беспокойства, поскольку в ходе живой беседы у нас нет необходимости как-то дополнительно подтверждать, что мы внимательно слушаем своего визави. Физическое соседство оставляет возможность время от времени переводить глаза на окружающие предметы, свободно заглядывать в записи и т. п.

Но видеоконференция — это чаще всего сетка «говорящих голов» на экране ноутбука, и если кто-то отводит взгляд от камеры, это волей-неволей воспринимается это как свидетельство невнимательности. Именно поэтому каждый из участников онлайнового собрания, пусть и не стремясь к тому сознательно, продолжает смотреть прямо перед собой. И с этим связана вторая причина Zoom fatigue: постоянно видеть своё же лицо, словно сидишь перед зеркалом, в рабочей обстановке для человека непривычно. Вдобавок, камеры ноутбуков по качеству чаще всего оставляют желать много лучшего, и потому многие сотрудники откровенно недовольны своим внешним видом в общем видеочате — что, опять-таки, не способствует их концентрации на обсуждаемой деловой повестке.

Ещё один источник быстрого накопления усталости в ходе видеоконференций — чрезвычайно сниженная мобильность их участников. Офисные собрания лицом к лицу тоже проводятся в сидячем режиме, — но до переговорной всем в любом случае надо дойти; к тому же, перемещение в пространстве означает смену обстановки и тем самым облегчает психологическое восприятие рабочего ритма. Переключаясь же на Zoom-конференцию от написания письма или составления документа одним щелчком мыши, сотрудник остаётся сидеть за тем же ноутбуком. И в той же самой позе: свободно менять положение тела в кадре мешает упомянутое ранее подсознательное стремление демонстрировать свою вовлечённость в происходящее — пусть даже путём сохранения позы «я на фото в паспорте».

Ну и, наконец, видеоконференция попросту создаёт бóльшую нагрузку на наши когнитивные способности, чем старая добрая беседа вживую. Вести разговоры лицом к лицу с себе подобными человеческий мозг приспосабливался сотни тысяч, если не миллионы лет. Именно поэтому передачу данных по речевому каналу у нас сопровождает огромное количество невербальных — мимических, жестовых — сигналов, неосознанно демонстрируемых одним собеседником и так же подспудно воспринимаемых другим. Не слишком качественные камеры ноутбуков и неудачно поставленный в комнате свет (в сочетании всё с тем же пресловутым стремлением «сидеть ровно, глядеть прямо») практически сводят на нет этот дополнительный канал коммуникации при общении онлайн. В результате всем его участникам приходиться тратить больше энергии: говорящему — на то, чтобы донести свою мысль, слушающим — на её восприятие.

Формируя новую реальность

Недавнее исследование страховой группы Coface свидетельствует, что уже в конце 2020 — начале 2021 г. темпы сокращения российского ВВП стали замедляться, так что к марту показатель годовой динамики впервые с I кв. прошлого года вышел в зону положительных значений (+0,5%). Если восстановление экономики продолжится сопоставимыми с США темпами, вполне вероятно, что отечественные наёмные работники также начнут проявлять ещё бóльшую разборчивость и требовательность к работодателям.

Действительно, уже мартовский обзор российского рынка труда, проведённый WeWork и hh.ru, показал: лишь 37% сотрудников российских компаний хотели бы вернуться в офисы частично или полностью после отмены всех ограничений. Подавляющее большинство — 73% опрошенных — считает теперь нормальным являться на предоставленное нанимателем рабочее место не более 2-3 дней в неделю. Всего лишь 17% респондентов согласились с утверждением «Я стал работать продуктивнее после возвращения с удалёнки в офис».

В то же время Сандип Матрани (Sandeep Mathrani), глава глобального WeWork, убеждён, что люди ощущают себя счастливее, когда являются на работу в привычном доковидном ритме, и что есть чрезвычайно простой способ понять, кто из сотрудников наиболее предан компании: это как раз те, кто стремится вернуться в офис. Похоже, многие представители бизнеса разделяют эту точку зрения. По данным KPMG, если в августе 2020-го 69% опрошенных руководителей компаний в США и Западной Европе вынашивали планы по частичному отказу от аренды офисных помещений (как раз по причине снижения потребности в них на фоне удалёнки), то в марте 2021-го такое намерение сохранили лишь 17%.

Стремление работодателей вернуть персонал в офисы явно идёт вразрез с настроениями самих сотрудников. По статистике, собранной сервисом «Авито Работа», которую приводит RT, в Росси сегодня в среднем более 40% работников хотели бы продолжать трудиться удалённо. По отдельным направлениям рост запросов на вакансии с возможностью дистанционной занятости в I кв. 2021 г. относительно того же периода 2020-го оказался более чем впечатляющим: «Административная работа» — на 913%, «Маркетинг, реклама, PR» — на 903%, «ИT, Интернет, телеком» — на 722%.

Судя по всему, со временем стремление значительной доли сотрудников работать вне офиса всё-таки начнёт восприниматься работодателями как более приемлемое. Весьма показательна в этом отношении смена парадигмы в сознании топ-менеджмента Yahoo, который ещё в 2013 г., задолго до того, как это вошло в моду, наложил запрет на работу из дома для всего наёмного персонала без исключения. Причём с довольно показательной формулировкой: «Множество ценных идей и озарений рождаются в ходе случайных, незапланированных встреч и дискуссий в офисных коридорах и кафетериях». В значительной мере культура открытых офисных пространств, процветавшая до самого коронакризиса, базировалась как раз на стремлении побуждать сотрудников к росту креативности за счёт учащения спонтанных коммуникаций.

Однако недавнее исследование, проведённое Гарвардской школой бизнеса, свидетельствует: такие офисные пространства, напротив, на 70% снижают частоту незапланированных актов вербального взаимодействия между сотрудниками, если сравнивать с классической кабинетной системой. Человек всё же нуждается в уединении, чтобы сосредоточиться, и в отсутствие стен (даже таких невысоких и условных, как в офисных кьюбиклах) стремится отгораживаться от коллег, надевая наушники и всячески стремясь избегать зрительного контакта. В результате даже пуристы из Yahoo стали теперь признавать, что за прошедшие с момента первой вспышки COVID-19 полтора года человечество выработало целый ряд новых подходов к работе, способных даже на удалёнке обеспечить вполне достойный уровень как производительности труда, так и необходимой для развития бизнеса креативности.

Тем самым ощутимое конкурентное преимущество получат в ближайшей перспективе те работодатели, которые сумеют взять на вооружение эти новые подходы и обеспечить — избегая притом «усталости от Zoom» — комфортный для сотрудников режим распределённой работы не в ущерб собственным бизнес-планам. Понятно, что массового отказа от офисов ожидать не приходится: они необходимы как минимум для плавной интеграции новичков в коллектив и для эффективного обмена опытом между коллегами из соседних департаментов.

,Но если работодатель сегодня предпочтёт сделать ставку на труд исключительно в офисе, не принимая в расчёт актуальных запросов львиной доли современных соискателей, он рискует в самом скором времени обнаружить в своём коллективе наименее амбициозных, не склонных принимать на себя ответственность, безынициативных людей, — с понятными и далеко не самыми желательными последствиями для его бизнеса в целом.

Источник: Максим Белоус, crn.ru