20 августа 2021 г.

Гибкие дисплеи, позволяющие создавать складные смартфоны и ноутбуки (а также изогнутые видеопанели), прекрасно смотрятся на витринах и в рекламных роликах, — но ажиотажного спроса на рынке пока не порождают. Так, по данным Counterpoint Research, в текущем году по всему миру будет поставлено не более 8,6 млн смартфонов со складными дисплеями, — ничтожные 0,6% от общего ожидаемого объёма в 1,447 млрд устройств.

Даже представители самих вендоров, выпускающих гаджеты со складными экранами, признают: устройства эти чрезмерно дороги, нерентабельны и в целом не представляют интереса для коммерческого использования. По очевидным технологическим причинам складные смартфоны и ноутбуки не могут быть дешёвыми, что напрямую определяет чрезвычайно скромные объёмы их продаж.

К примеру, лишь к началу нынешней осени впервые в мире должен выйти на рынок складной смартфон с рекомендованной розничной ценой формально менее 1 тыс. долл. США (точнее, 999,99 долл., — и это именно на американском рынке, да ещё без учёта местных налогов). За такие деньги сегодня не составит труда подобрать вполне современный, надёжный и производительный ноутбук в классическом форм-факторе «ракушка».

Трудно не согласиться поэтому с аналитиками Counterpoint, которые полагают, что для по-настоящему заметного проникновения складных смартфонов на мировой рынок — с отвоеванием ими доли, скажем, в 3-5% глобальных поставок, — вендорам потребуется приложить ещё немало усилий. Что, в свою очередь, будет подразумевать не только снижение рекомендованных цен на флагманские «раскладушки» с гибкими экранами до 1000-1500 долл. (соответственно, устройства попроще должны быть ещё на 300-500 долл. дешевле), но и включение в гонку на этом участке других весомых игроков.

Наиболее ощутимый импульс сегмент гибких смартфонов мог бы получить, разумеется, от появления на нём гаджета Apple, — однако от этой компании профильные эксперты (точнее, их неназванные источники в тайваньских ODM-компаниях) не ждут смартфона со складным экраном ранее 2023 г. К тому времени разработчики готовы будут предложить потребителям ещё более широкий, чем сейчас, спектр гаджетов с гибкими дисплеями, включая складывающиеся втрое смартфоны, разработка прототипов которых сегодня уже начата. Однако продолжает оставаться по-прежнему актуальным главный вопрос: зачем?

По мнению части экспертного сообщества — его, в частности, сформулировал менеджер-исследователь мобильного подразделения IDC Джитеш Убрани (Jitesh Ubrani), — складные смартфоны по мере снижения розничных цен на них начнут всё более привлекать потребителя своей универсальностью. Вплоть до того, что со временем они смогут вытеснить (по крайней мере, загнать в узкие ниши на манер тех, в который сейчас располагаются «читалки» для электронных книг и телеприставки с HDD для записи и хранения видео) все прочие персональные гаджеты, не предусматривающие закрепления на теле пользователя: классические смартфоны, планшеты и ноутбуки.

Наголовным и наручным устройствам — умным очкам, фитнес-браслетам и т. п. — складные смартфоны, по мнению таких экспертов, не угрожают. А вот традиционным крупноформатным гаджетам с негибкими экранами — вполне, поскольку компактный размер в сложенном виде обеспечивает возможность с лёгкостью брать их с собой повсюду, а в полностью разложенном состоянии они позволяют с комфортом воспринимать информацию с большого экрана.

Соответственно, больше не потребуется приобретать три различных устройства: смартфон для разговоров и быстрого поиска данных на ходу, планшет для комфортного потребления медиаконтента и ноутбук для продолжительной работы с документами и с приложениями, требующими изрядной вычислительной мощи. И да, кстати: по мере распространения сетей 5G и виртуальных машин в облаке (все помнят о недавнем анонсе полностью онлайновой Windows 365?) мощные процессоры в локальных гаджетах будут требоваться всё меньше, — и потому рынок классических ноутбуков может схлопнуться даже быстрее, чем планшетный и смартфонный.

С точки зрения ритейлеров этот прогноз, скажем так, не совсем однозначный. С одной стороны, сокращение числа товарных категорий не слишком хорошо для бизнеса: если люди будут покупать раз в три-четыре года один гаджет вместо трёх, обороты торговых предприятий явным образом сократятся. С другой, на таком безальтернативном рынке высокая цена подлинно универсальных раскладных смартфонов будет уже куда более оправданной в глазах потребителей, и потому выручка в пересчёте на единицу проданного товара возрастёт. Учитывая, что складских помещений и витринных площадей на более узкий ассортимент тоже понадобится меньше, итоговый баланс для ритейлеров вполне может выйти и положительным.

Но всё же списывать в утиль классические, нескладные форм-факторы пока рано. Как справедливо указывает большинство аналитиков ИТ-рынка, главный недостаток современных гаджетов с гибкими экранами — вовсе не дороговизна, а громоздкость (чрезмерно большая толщина по сравнению с «твердоэкранными» аналогами) в сочетании с повышенной уязвимостью шарнирных соединений.

И пока что кардинальным образом решить проблему уменьшения размеров шарнирных петель при сохранении их долгосрочной надёжности — чисто механическую, подчеркнём, а не электронную — инженерам не удаётся. Эксперты известного издания Wired утверждают даже, что нынешний маркетинговый ажиотаж вокруг складных смартфонов и ноутбуков сродни бушевавшему десяток лет назад в цифровых медиа хайпу вокруг телевизоров и мониторов с 3D-экранами.

Тогдашняя буча имеет, кстати, вполне внятное экономическое обоснование: себестоимость производства ЖК-панелей в начале 2010-х рухнула, за ней пошли вниз розничные цены на готовые ТВ и мониторы (благодаря массовому выходу на рынок китайских вендоров), и прибыли ведущих поставщиков видеопанелей — прежде всего Sony, LG и Samsung — также резко сократились. По странному совпадению, именно эти компании и начали тогда активнейшим образом пропагандировать «экраны с трёхмерным отображением», напирая на то, что лишь за 3D-форматом видео — будущее, а плоским движущимся картинкам самое место в музеях видеоискусства рядом с чёрно-белыми киноплёнками.

Однако буквально пять лет спустя никто уже не промотирует телевизоры, для адекватного просмотра которых необходимы специальные очки, — убедить массовую аудиторию в том, что ей нужно трёхмерное видеоотображение, у маркетологов тогда не вышло. Выйдет ли теперь, на сей раз — со складными дисплеями? Поживём — увидим.

Источник: Максим Белоус, crn.ru