10 марта 2022 г.

Сегмент принтеров ожидают большие изменения. Глобальные тренды сегмента, о которых мы недавно рассказывали, в общих чертах сохранятся и в имеющихся условиях, но по известным причинам появились новые локальные драйверы, влияние которых оказывается гораздо сильней.

Несмотря на падение продаж принтеров, мы говорим о сегменте российского рынка емкостью 2,3 млн устройств и общим объемом до 610 млн долл, по данным IDC за 2021. Такие объемы, согласитесь, заслуживают внимания. Ситуация в этом сегменте принтеров пока выглядит несколько лучше, чем в сегменте ПК.

Как это было...

Российский рынок за прошлый год сократился на 14,4% в натуральном выражении по сравнению с результатами 2020, а в денежном выражении — на 8,1%, по свежим данным IDC. Рынок печатающих устройств продолжает сокращаться, как и глобальный. Однако динамика разная.

В Q3 прошлого года «просадка» российского рынка составила 29,2% в штучном выражении и 10,7% в денежном выражении, Y2Y, по данным IDC. Для глобального рынка соответствующие цифры за тот же Q3 составляли 20,4% и 11,0%, соответственно.

Разница между динамикой глобального и локального рынков требует объяснения. До недавнего времени российский рынок был частью мирового и в большинстве случаев демонстрировал схожие показатели. Вряд ли в российских условиях печатали радикально меньше или делали это по радикально иным кейсам. Что же происходило на рынке принтеров?

Чем объяснить бывшую разницу?

Одна из возможных причин ситуации на российском рынке — отношение к принтерам по принципу «работает — и ладно». У новинок разрешение печати и, соответственно, качество отпечатка были примерно такими же, как и у девайсов в возрасте нескольких поколений (!), поэтому многие российские клиенты — как корпоративные, так и частные — возможно, не видели смысла в покупке нового оборудования, пока работает имеющееся. Более того, они считали, что таким образом экономят, обращая внимание на отсутствие начальных вложений в новые печатающие устройства.

Это не самая лучшая политика: новые модели позволяют снижать стоимость отпечатка, обладают улучшенными вариантами администрирования, а также снижают риски ИБ, то есть имеют более низкую совокупную стоимость владения. Новинки позволяли экономить, но на этот спектр особенностей в российских условиях не обращали должного внимания.

Что меняется сейчас?

Бессменный лидер сегмента принтеров — НР — «временно приостанавливает» свою работу на российском рынке, сколько продлится это «временно» пока предположить невозможно. Xerox и Lexmark, являясь американскими компаниями, с высокой долей вероятности последуют за НР. Если «приостановка» продлится достаточно долго, то освобождающаяся доля рынка будет поделена другими глобальными игроками. Вендоров в сегменте печатающих устройств не так много, из заметных отметим семь, которые не объявляли о «временной приостановке»: Epson, Canon, Brother, Kyocera, OKI, Ricoh и Pantum. Все семь вендоров печатающих устройств оказываются азиатскими: шесть японских компаний (Epson, Canon, Kyocera, OKI, Ricoh и Brother) плюс одна китайская (Pantum). Epson уже сообщила о приостановке поставок...

Pantum на глобальном рынке не очень заметен, но на российском обладает одним важным преимуществом — вендор располагает локальной сборкой своих принтеров. Зачем они это сделали изначально, не совсем понятно, но в данных условиях это оказывается мощным конкурентным преимуществом на российском рынке. По итогам Q3 ITResearch продукцию Pantum включал в «Тоp three» в российском сегменте печатающих устройств.

А как же импортозамещение?

Импортозамещение в традиционной трактовке тут крайне проблематично — принтеры требуют высоконадежной и достаточно точной механики, которую сейчас мало кто может делать для массовых устройств за разумные деньги даже на глобальном рынке, не говоря уже о локальном.

Российский производитель устройств для офисной печати на рынке нам известен только один — «Катюша». Вендор предлагает семь моделей для корпоративного рынка, что является достаточно развитой линейкой, и делает особый акцент на решения инфобезопасности. Например, у компании есть Лицензия на деятельность по технической защите конфиденциальной информации ФСТЭК № 3820 и Лицензия на разработку и производство средств защиты конфиденциальной информации ФСТЭК, что показательно.

В маркетинговых материалах вендор говорит об экосистемном подходе, объединяющем наряду с печатающими устройствами принт-сервер на процессоре «Байкал», систему управления печатью, решение для мониторинга и т. д. При этом компоненты экосистемы могут быть применены по отдельности, а также совместимы с устройствами других производителей.

Возможно, «Катюша» использует свой шанс в современных условиях.

Половина технологий печати скрыты не в «железе», а в «расходке», которую скопировать сложно. История давняя: производители аналогов фирменных расходных материалов говорят о полной совместимости, а вендоры отмечают, что использование неоригинальной «расходки» приводит к непредсказуемому качеству отпечатков.

Что дальше? Потенциальные риски

Остается открытым вопрос: как быть с поставкой расходных материалов для печатающих устройств производства компаний, временно приостанавливающих деятельность на рынке РФ? К техподдержке «расходку» отнести проблематично, но тонеры/чернила, в а некоторых случаях еще и барабаны — продукция, поставки которой могут быть прекращены, а без нее принтеры у пользователей работать не смогут.

Конечно, неоригинальные тонеры и чернила есть в широком доступе, но у барабанов и печатающих головок тоже ограниченный ресурс! Потенциальная приостановка поставок «расходки» может стать мощным драйвером для обновления парка принтеров, но у данного тренда есть и другие драйверы.

К расходным материалам относится и бумага, с которой тоже могут быть проблемы. Например, уже есть прецедент, когда целлюлозно-бумажный комбинат в Светлогорске Ленобласти был вынужден приостановить работу из-за нехватки химкомпонентов для отбеливания бумажной массы. Это пример показывает, как широко нужно смотреть на санкционные риски в современных условиях.

Что дальше? Новые драйверы

Новая реальность создает и новые драйверы для рынков, чем следует воспользоваться игрокам канала. Традиционные форматы импортозамещения в ситуации с принтерами не работают, как мы отмечали выше, но драйверы создают и другие ситуации, например, в смежных областях ИТ или в пользовательском опыте.

  • Больше печати! Неизбежная «архаизация» во всех сферах жизни — в том числе, в делопроизводстве и в документообороте — будет требовать печати в растущих объемах, что стимулирует весь сегмент. Это сделает актуальным разные способы экономии на печати, в том числе, антифрод.
  • Принтерный «антифрод» будет становиться все более актуальным. Общая экономическая ситуация будет мощным стимулом для использования сотрудниками для личных задач технических ресурсов компаний-работодателей. Разумеется, компании не хотят тратить ресурсы принтеров для печати курсовых и дипломных работ, школьных докладов, учебных презентаций и прочей документации, которую работники будут стараться перенести с персональных устройств на корпоративные.
  • ИБ. В очередной раз напомним, что хакеры крайне активно используют уязвимости принтеров для атак на корпоративные инфраструктуры! Массовая перестройка корпоративных инфраструктур из-за санкционных политик и так создает дополнительные риски в ИБ, «приостановка деятельности» ключевых компаний, делавших упор на инструменты «инфобеза», в данном случае только усугубляет ситуацию. «Катюша» делает акцент на защищенности своих устройств печати, но до настоящего времени доля этой компании в сегменте была почти незаметна. Ситуация с ИБ в устройствах печати станет мощным дополнительным драйвером, но не столько для рынка принтеров, сколько для сегмента инфобезопасности.

Как мы отмечали, другие тренды — например, предиктивная аналитика, «зеленая повестка», управляемые сервисы печати и т. д. — о которых мы писали, тоже сохранят актуальность на российском рынке, но будут играть менее заметные роли, чем три приведенные выше драйверы.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель СRN/RE