25 мая 2022 г.

Продолжим разговор об изменениях в канале, взяв в качестве примера рынок инфобезопасности, но фокусируясь на общих тенденциях и трендах, которые не привязаны к специфике «кибербеза».

Российские вендоры укрепляют позиции

На рынок РФ активно выходят российские вендоры с новыми продуктами для ИБ. Откуда они берутся? В большинстве случаев это небольшие компании, которые много лет назад создали и с тех пор развивали/совершенствовали собственные нишевые решения, но поставляли их одному-двум корневым заказчикам.

«Многие решения, продукты существовали, но работали у единиц заказчиков», — отметил Вячеслав Бархатов, генеральный директор Axoft Global, выступая на форуме PH Day 2022. А сейчас, считает он, эти продукты дождались своего часа. В складывающейся ситуации такие компании достаточно быстро доводят решение до полноценного продукта и выводят на национальный рынок.

Заметим, что такие компании вполне могут претендовать на доли рынка внутри определенных ниш, так как эти продукты зачастую достаточно развиты и построены на продвинутой технологической базе. При этом появление новых технологий является общим трендом, представленном во всем сегменте ИБ, а не только в продукции вендоров-неофитов.

Об этом говорят и вендоры, далеко не первый день присутствующие на российском рынке. Например, важность разработки собственных технологий, а также реализующих их программных и аппаратных решений подчеркивает Дмитрий Курашев, директор и соучредитель UserGate. Такой подход, как отметил г-н Курашев, выступая на UserGate Conference 2022, обеспечивает полный контроль над продуктом, позволяет развивать решения и кастомизировать под любые требования даже у очень сложных заказчиков.

«Отечественные продукты активно развиваются, в них появляются технологии, которых еще полгода назад не было», — говорит Сергей Кикило, руководитель отдела инфокоммуникационных решений ГК Innostage, выступая на форуме.

Разумеется, новые российские вендоры приходят в традиционный канал, который способен обеспечить продукции производителей-неофитов достаточно широкий охват. Самостоятельно дотянуться до сотен компаний, работающих в области ИБ, которым потенциально интересен продукт, вендоры не могут по понятным причинам, для решения такой задачи необходимы ресурсы и экспертиза дистрибуторов.

В чем специфика новых вендоров

Новые вендоры обычно не обладают широким спектром поставляемых решений. Для дистрибьюторов это означает, что замена одного крупного вендора, ушедшего в результате санкций, требует подключения сразу нескольких новых поставщиков. В сфере ИБ для замены приходится подключать 5-6 новых, как отметила Надежда Пчелинцева, директор департамента «Сети и телекоммуникации» компании «Марвел-Дистрибуция», в выступлении на PHDay. Очевидно, что затраты на «онбоардинг» и последующее обеспечение взаимодействия кратно возрастают.

Разумеется, большинство российских вендоров для ИБ поставляют софт, но некоторые создают и «железные» решения. Производство аппаратных средств крайне важное направление, тут есть известные проблемы, которые быстро не решить, однако некоторое время у рынка есть.

«Вопрос с „железом“ довольно острый», — отметил Павел Луцик, директор по продажам и развитию бизнеса компании «КриптоПро», однако, отмечает, что пока с этим критической ситуации нет.

Российские вендоры, давно присутствующие на рынке, наработавшие большой опыт и широкую экспертизу, создают экосистемы из собственных продуктов. Например, UserGate в прошлом году представил SUMMA, экосистемное решение для ИБ, которое включает в виртуальные платформы и программно-аппаратные комплексы на базе собственной операционной системы UGOS, а также комплементарные продукты компании, обеспечивающие гибкое и целостное управление безопасностью сетей.

Сотрудничество в сегменте — новый уровень?

Сложная ситуация в сегменте привела к активному взаимодействию компаний, в том числе, конкурирующих между собой.

«Компании, которые я всегда считал ключевыми конкурентами, как и другие игроки на рынке ИБ, после 24 февраля объединились и вместе стали бороться с новыми угрозами, обмениваясь информацией — по TI, утечкам, поставкам ПО», — говорит Владимир Дрюков, директор центра мониторинга и реагирования на кибератаки Solar JSOC компании «Ростелеком-Солар».

Это важно для сегмента. Информация по атакам не должна «окукливаться» внутри заказчика, подчеркивает г-н Дрюков, ее нужно доносить до игроков сегмента, до всего сообщества «кибербеза», в том числе, через государственные структуры — НКЦИ, ФСТЭК и пр. — а также посредством других доступных возможностей. В стране впервые получилось скоординировать усилия участников отрасли ИБ на таком уровне, отмечает Владимир Бенгин, директор департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры, когда частные и государственные компании пользуются инструментами, которые стали доступны «коллективному безопаснику».

В имеющейся ситуации трудно переоценить возможности синергии от взаимного дополнения ресурсов и экспертиз разных компаний. Заметим, что на рынке такой процесс идет давно, его координируют дистрибьюторы, часто способствуя сотрудничеству вендоров, интеграторов, финансистов, консалтеров, страховщиков и других компаний из разных секторов экономики. Но в данном случае мы имеем прецедент взаимодействия компаний внутри направления ИБ, однако пока сложно сказать, насколько это начинание может быть масштабировано на другие сегменты национального рынка ИТ.

Что дальше?

В оценке ближайших перспектив многие проявляют умеренный оптимизм, отмечая, что российский рынок выстоял в пандемию, и сейчас справится с новыми проблемами. Региональные вендоры рады выходу в РФ, а также получают поддержку на государственном уровне в своих странах, отметила Надежда Пчелинцева, приводя в пример Китай. Однако к такому оптимизму следует подходить очень аккуратно, учитывая, например, прецеденты с Huawei и Lenovo.

У текущей ситуации с «ускоренным импортозамещением», как отметил Максим Филиппов, директор по развитию бизнеса Positive Technologies, есть два риска: возможные сокращение бюджетов у заказчика и отсутствие аппаратных платформ. С ним солидарны и другие игроки рынка.

Бюджеты, возможно, заказчики будут изыскивать из других статей расходов, например, из средств, выделенных на «цифровую трансформацию» (DX).

«„Инфобез“ — в первую очередь, помощник для бизнеса», — отметил Александр Богданов, специалист партнерского отдела UserGate, выступая на UserGate Conference 2022.

Включение вопросов кибербезопасности в стратегии «цифровой трансформации» как обязательного элемента, вовлечение первых лиц компаний в определение недопустимых для бизнеса киберугроз и фокус на импортонезависимых цифровых решениях — главные факторы безопасной DX в условиях возросших рисков, отметила выступавшая на форуме Екатерина Солнцева, директор по цифровизации Госкорпорации «Росатом».

Заметим, что рынок ИБ отличается высокой востребованностью не только товаров, но и услуг. «Постоянный поиск уязвимостей специализированными командами — правильная практика, которая должна стать гигиеническим минимумом при построении информационной безопасности в любой компании», — сказал Максут Шадаев, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Возможно, каналу придется работать с продвижением услуг, уделяя этому направлению повышенное внимание.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News